«Но, чтобы стоять,
Я должен держаться корней.»
Б. Г.
Села Константиновка Тамбовской области, где жили мои предки по отцу Моисеевы, уже не существует. Но бывшие жители и их потомки ежегодно собираются в первую субботу июля. Люди приезжают из Владивостока и Калининграда, проделывают большой путь, чтобы несколько часов пообщаться друг с другом и побыть на месте, пробуждающим их родовую память.
Традицию собираться ежегодно в первую субботу июля заложил Анатолий Федорович Лаптев, житель Калининграда, бывший моряк-капитан гражданского судна. Он впервые собрал людей в Константиновке 7-го июля 2007-го года.
В Константиновке оставался жить последний житель Владимир Николаевич Удалов. Так случилось, что в этот день трагически погиб — утонул в пруду последний житель Константиновки. Анатолий Федорович сильно горевал и думал, как же так? Навсегда и окончательно на его глазах ушел из жизни последний житель и деревня окончательно опустела. И тогда он решил вести краеведческую работу. По крупицам собирал сведения об истории деревни. Стал разыскивать разъехавшихся по всей России людей.
Константиновка впервые упоминается в 1782 году. Эта была вотчина генерал-аншефа Льва Николаевича Нарышкина. На тот момент в деревне было уже более тысячи жителей.
Анатолий Федорович стал ежегодно собирать людей. Установил поклонный крест на холме с табличкой, на которой обозначены фамилии владельцев всех домовладений. На табличке начертано, что четыре усадьбы значились за Моисеевыми.
Конкретная вымершая деревня Константиновка, казалось бы, частность, но это типичная частность нашего времени. По переписи населения России в 2021 году погибли 24751 сел — это 16% от общего числа всех деревень России
Столетиями русские люди осваивали, заселяли землю. И сейчас все идет прахом. Люди согнаны в огромные агломерации. В агломерациях государству легче создать инфраструктуру, легче контролировать людей. В агломерациях есть деньги — кровь экономики. Но в скученности, микроячейках-человейников, в отрыве от земли, от частного домовладения, люди перестают следовать Завету «плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю». (Бытие 1:28)
Предельная скученность в городах — главная причина демографического кризиса в России. Сегодняшняя программа поддержки семьи этот вопрос не решает. Людям надо дать не деньги, а простор. Это сложнее, ведь надо прокладывать много хороших дорог, развивать инфраструктуру на местах, по-настоящему стирать грань между городом и деревней.
В Константиновку никогда не было дороги с твердым покрытием. Это стало главной причиной гибели деревни. Электричество появилось только 1966 году, и то по началу это был генератор. Вдуматься только, когда Юрий Гагарин полетел в космос, Константиновка все еще оставалась без света. Это цена достижений Советского Союза. Понятно, что космос был нужен, но в очередной раз убеждаешься, насколько важна в государственной политике простая забота о человеке. И насколько страшны и необратимы последствия ее отсутствия.
Тамбовская область — это область центральной России. Активно стала заселяться русскими людьми еще при Иване Грозном. Соседнее село с Константиновкой Рудовка, основано в 1571 году.
В освоенной тысячу лет назад Тверской области, ситуация еще более печальная. Сплошь брошенные деревни и разрушенные храмы. Умирает и родная деревня Путина — деревня Поминово. А ведь когда-то Тверь была по статусу выше Москвы. В начале 14-го века Тверь обладала золотым ярлыком и в Твери раньше, чем в Москве, началось каменное строительство.
Наши предки все-таки умели выбирать места для жизни. Константиновка была расположена в живописнейшем месте. Жители деревни с помощью плотин создали из ручья, протекавшего на дне оврага, каскад прудов, обеспечив себя водой и рыбой.
В Константиновку я приехал с женой Ольгой и пятнадцатилетним сыном Михаилом. Миша сказал, что до этого он во сне дважды видел эту местность, эти пруды, но не мог понять, почему ему это снится? Вот что значит родовая память!
КАК Я ОКАЗАЛСЯ В КОНСТАНТИНОВКЕ?
Когда просматриваешь всю цепочку событий собственной жизни, видишь, что весь наш жизненный путь стоит из множества развилок. И на каждой из развилок надо сделать нравственный выбор. Если у человека хватает духа сделать верный выбор на судьбоносной развилке, то остальной путь до следующей судьбоносной развилки уже выстраивается по проложенной колее, как бы сам собой. Так было и со мной в данном случае.
После февральского вооруженного госпереворота на Украине, весной 2014-го года в Харькове началась «Русская весна». Активное участие в этих событиях принимала, возглавляемая мною Харьковская организация «Русь Триединая».
11 марта 2014-го года меня вызвали на допрос, инкриминируя организацию массовых беспорядков, которые произошли 1 марта 2014-го после моего выступления перед собравшимися на площади. Суть события состояла в том, что харьковчане взяли штурмом Харьковскую Областную администрацию, которая на тот момент была захвачена боевиками, приехавшими в наш город с киевского майдана. Харьковчане выбили бандеровцев из Облсовета и водрузили над зданием русский флаг.
Так ярко и символично началась «Русская весна»!
На допросе я должен был подписать протокол, в котором значилось, что я украинец. Зная свою родословную и зная, что я русский по всем родовым линиям, слово украинец я вычеркнул и написал «русский». Пояснил: «Не подпишу, пока не исправите. Не прячьте суть происходящего, и мою реальную причину появления на допросе».
На тот момент хунта была у власти считанные дни. Следователь не знала, сколько хунта продержится, и не стала со мной спорить.
О событиях 2014-го года я написал книгу «Переход через пропасть». Книга была издана в Москве, а отдельные главы я выложил в свой ЖЖ.
В книге есть глава «Национальный вопрос в протоколе допроса». https://sergei-moiseev.livejournal.com/23585.html
В которой обозначил, что Харьковчане ставили русский флаг в напоминание о том, что они русские люди и что Харьков — русский город, временно отторгнутый от России.
И как все-таки важно человеку помнить свои родовые корни. Упомянул Константиновку — Родину по отцовской линии Моисеевых.
Анатолий Федорович, выкапывая информацию по крупицах о Константиновке и ее жителях, нашел в интернете эту главу из книги. Через сайт нашёл мои контакты, в итоге, мы созвонились, и он пригласил меня приехать на ежегодное собрание в Константиновку в июле 2022 года. Сказал, чтобы обязательно приехали: «Ведь каждый год вся Россия собирается на вашем участке под вашим деревом, а вас все нет»!
Я пообещал приехать, но не был уверен, что получится. Ведь это было накануне СВО. А в феврале 2022-го года мне довелось заходить с российскими войсками в Харьковскую область. Мы дошли до поселка Циркуны и месяц находились в трех километрах от Харькова. Потом нас вывели на другое направление.
Хоть это и казалось несбыточным, но я все-равно держал мысль оказаться в Константиновке. Летом 2022-го года я мотался между Москвой и зоной СВО. И не иначе, как чудом, смог попасть в Константиновку и даже приехать туда с родным братом Андреем. Так получилось, что мы из Москвы ехали в Новороссию с бойцами-соратниками и заехали в Константиновку.
СВЯЩЕННАЯ ПАМЯТЬ
Из рассказов Анатолия Федоровича мы узнали о жизни своих предков. Что дом наш был основательный, каменный. Наших предков называли не только Моисеевыми, но и Андриановыми. В честь моего прапрадеда Андриана.
Подошли к березе, посаженной моим прадедом Михаилом Андриановичем.
Пообщались с родственными душами, приехавшим со всей России.
Анатолий Федорович настоящий подвижник! Ведь он может спокойно сидеть на пенсии в Калининграде и не отягощать себя «лишними» задачами. Но он ведет важную, кропотливую работу и вытаскивает из тьмы небытия в свет ценную информацию и передает ее потомкам константиновцев.
Вспомнил, как в детстве, когда мне было около шести лет, отец увлекался фотографией, и брал меня участвовать в таинстве проявлений фотографий при тусклом свете красной лампы. Он брал пинцетом чистый лист бумаги и клал его в проявитель и на моих глазах происходило чудо. На моих глазах медленно проявлялось изображение. Меня это потрясало. Я не мог понять, как это вообще возможно, когда из ничего появляется что-то. Так и в данном случае, мы проявляем через воспоминания картины из прошлого, которые когда-то были записаны в хрупкой человеческой памяти. Как только человек вслух делится воспоминаниями, то это уже становится частью нашей общей объективной реальностью.
Анатолий Федорович рассказал нам, что в Константиновке клуба не было, на танцы ходили в соседнюю Рудовку. Рудовские парни были задиристые, а константиновские парни были добрые, не любили драться. Собирались в Константиновке на завалинке, пели песни. Когда в 70-х построили клуб, было уже поздно.
К тому времени вся молодежь уехала из деревни, клуб так и не открыли.
Анатолий Федорович подводит собравшихся к сделанному им стенду с фотографиями сельчан. Рассказывает кто, как где жил, где работал.
Нам рассказал, как с песнями под гармошку на войну провожали нашего двоюродного деда Моисеева Виктора Михайловича. С фронта он не вернулся.
Положили свои жизни на общий алтарь Победы десять константиновцев из рода Моисеевых, трое последних это — мои двоюродные дедушки и троюродный дядя:
Иван Александрович;
Федор Иванович;
Наталья Ивановна;
Серафим Петрович;
Михаил Петрович;
Владимир Владимирович;
Николай Егорович;
Яков Михайлович;
Виктор Михайлович;
Виктор Яковлевич.
Помяни их Господи, во Царствии Твоем!
В Калининградской области поисковики нашли останки красноармейца Василия Семеновича Брюхова из Воронежской области, сохранилась и капсула с данными (это большая редкость), и медаль.
Анатолий Федорович разыскал родственников, они приехали в Константиновку в 2022-м году и в торжественной обстановки вручил медаль прадеда.
Рассказал, какое количество чудесных обстоятельств должно было совпасть, чтобы через столько лет эта медаль защитника Отечества попала к потомкам.
В очередной раз убеждаюсь, когда человек посвящает себя святому делу, то он уже будет действовать не сам, с Божией помощью.
Анатолий Федорович рассказал нам как наш отец, еще младенец, Моисеев Валерий Андреевич произнес в Константиновке свое первое слово.
Смог бы я оказаться в Константиновке, узнать все это, если бы на допросе смалодушничал и подписался под тем, что я украинец?
Все-таки дивен Бог в делах своих!
ТРУДНЫЙ ПУТЬ
В этом году мы выехали в село Константиновку ранним утром, надо было преодолеть 550 км. Дорога была трудной.
Я к этому давно привык — если едешь по настоящему делу, то восходишь в гору, а это всегда трудно. Путь туда — это всегда духовное противоборство.
В Коломне мы попали не просто в грозу, а в шторм. Буквально плыли на машине в грозовой тьме. Последний участок от Моршанска в сто километров вообще трудно назвать дорогой, но объективности ради замечу — местами асфальт стали укладывать, может быть, впервые за последние тридцать лет.
Не смотря на все трудности пути, мы приехали почти вовремя. От Рудовки до Константиновки дорога пролегала по ухабистой грунтовке.
После торжественного открытия памятника, по сложившейся традиции, приступили к общей трапезе.
Анатолий Федорович дал слово представителям всех фамилий знакомил с новичками. Обратил внимание, на то, что мой сын Михаил похож на своего прадеда Андрея Михайловича. Да, действительно, как пел гребенщиков:
«Человек, он как дерево.
Он отсюда и больше нигде».
Пятнадцать лет назад, в ночь, когда Миша должен был появиться на свет, мне приснился сон: вдоль дороги стоят столбы с фонарями. Фонари горят. Передо мной столб без лампочки. И от этого столба далее в перспективу уходят столбы еще без лампочек. Я поднимаюсь по лестнице, мой отец подает мне лампочку. Я ее вкручиваю. Лампочка загорается. Сон прерывается тем, что меня будит жена. Говорит, что начались схватки и через несколько часов у нас появляется сын Михаил. Все-таки, как важно продлить свой род по мужской линии.
В роду у нас был Михаил Андрианович — мой прадед, был уважаем односельчанами, теперь есть Михаил Сергеевич.
Мы зашли в заросли, нашли фундамент нашего дома, кирпичный погреб.
Миша спустился и достал кусок кирпича. Взяли его с собой, ведь это частица фундамента нашего родового гнезда.
На трапезе собравшиеся читали стихи о Константиновке, делились воспоминаниями, пели песни.
Полежав на родной земле, напитавшись силы и пообщавшись с незнакомыми, но уже родными людьми, собравшимися со всей России, почувствовал себя обновленным.
Пора в обратный путь, но не хотелось уезжать. Мы из Москвы ехали семь часов. А те, кто прибыл из Владивостока только на самолете летели десять часов. Как это важно, собраться на святом для нас месте!
Во всех культурах есть два начала, условно называемые «тотем» и «табу».
Это как две ноги человека.
«Тотем» — это то, что свято.
Человеком двуногое существо становится, когда воспринимает понятия святости. И когда понимает, что такое «табу» — запрет и волевое самоограничение. Запрет — важное, необходимое условие для формирования духа человеческого.
Без этих двух начал человек всего лишь двуногое животное.
Сейчас на Западе закручивается инфернальная воронка культуры отмены этих двух начал.
Мы это уже проходили. Русский народ до сих пор пожинает следствия красного угара 1917 года. Тогда большевики принудительно лишали народ исторической памяти, отрывали от святынь, корней. Снимали все запреты, лепили нового советского человека. Не долепили. Бог властно ударил бичом в 1941-м. С трудом вернулись в истинный разум – победили.
Сейчас большим шагом к пробуждению родовой памяти стал «Бессмертный полк». Но на одном шаге нельзя останавливаться, важно идти дальше. Когда-то, и «бессмертный полк» был частной инициативой, а стал всенародным явлением.
Сейчас на всю Россию есть только одно урочище Константиновка, где ежегодно собираются потомки жителей с детьми и внуками вымершей деревни. Теплиться один очаг, горит один огонек. А должно гореть двадцать пять тысяч таких огоньков, очагов возрождения России!
Едем в Москву, рядом с грунтовой дорогой поле пшеницы. Мы остановились, и сорвали несколько пшеничных колосков. Пшеничная нива — образ будущего возрождения России. «Если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода.» (Ин 12, 24)
Умерла деревня Константиновка, но свою миссию выполнила. По всей России разлетелись потомки жителей Константиновки. Но не забыли свои корни, сохранили русскую душу. Может это для всей России будет примером, послужит обновлению, преображению русских людей.
Русский народ просто обязан совершить исход из состояния атомизированого россиянства и взойти на ступень соборного единомыслия и общерусского единства.
Возрождение России зависит не от цифр ВВП, а от состояния духа народного. Сегодня дух народный подобен спящему былинному богатырю. Но этот богатырь уже пробуждается.
Сергей Моисеев,
председатель общественной организации
«Русь Триединая»
P.S.
Происхождение фамилии Моисеев
Российский лингвист Анатолий Федорович Журавлев составил список из 500 самых распространенных в России фамилий. Фамилия Моисеев стоит на 122-м месте. Не все считают, что фамилия Моисеев является исконно русской. Из-за еврейского пророка ей часто приписывают еврейское происхождение. Несмотря на то, что Моисей был еврейским пророком, имя его связано с христианской культурой. У носителей фамилии Моисеев национальность — русские. Так же как у Ивановых (еврейское Иоанн) Петровых (еврейское Петр) Марковы (еврейское Марк) Фомин (еврейское Фома) и т д. На Руси имена новорожденным давали по святкам.
В Православном календаре насчитывается восемь святых с именем Моисей
Список святых, нареченных православным мужским именем Моисей.
Дни памяти указаны по новому стилю,
* Моисей (Кожин), иерей, прмч. 04.02, 07.09
* Моисей Оптинский, прп. 29.06, 24.10
* Моисей Синайский, прмч. 27.01
* Моисей Сирийский, пустынник 08.03
* Преподобный Моисей Мурин 10.09
* Преподобный Моисей угрин, Печерский 10.08, 10.09
* Пророк Моисей 17.09
* Святитель Моисей, архиепископ Новгородский 07.02
В России существовал дворянский род Моисеевых с собственным фамильным гербом и достаточно обширной родословной. Род Моисеевых корнями уходит в Курскую губернию. Происходит от Ивана Афанасьевича Моисеева с 1654 года. Но это не единственный дворянский род известной фамилии.
Читайте подробнее на FB.ru: https://fb.ru/article/436039/interesnoe-proishojdenie-familii-moiseev
В ПАМЯТЬ О КОНСТАНТИНОВКЕ
В последнее время нередко бывает,
Что с карты тамбовщины, нашей земли,
Деревни и сёла на век исчезают,
Где люди бы жить и трудиться могли.
А давние предки здесь корни пускали,
Пахали поля и сажали сады.
Наверно, любили, наверное, мечтали,
Рожали детей, оставляли следы.
Но вырваны корни, дома сожжены,
И нет Константиновки больше на свете.
Лишь изредка летом, в разгар тишины,
Сюда собираются внуки и дети.
Они приезжают и смотрят с тоской,
Никто их не ждёт, и никто не встречает.
И горькие слезы, взмахнувшей рукой,
О том невозвратном теперь вспоминают,
Они вспоминают родительский дом,
В который нельзя ни войти, не вернуться.
Ну, как бы хотелось сейчас и потом,
Руками к истокам родным прикоснуться.
Сейчас бы была здесь в разгаре страда,
Душистое сено в стогах бы стояло,
На травах на сочных паслись бы стада.
И шумно гурьбой ребятня бы бежала,
Счастливое время ушло, не вернуть.
Но кто к Константиновке сердцем привязан,
Пусть даже проделав немаленький путь,
Деревни своей поклониться обязан.
Сегодня здесь камень гранитный открыт.
Деревня навеки не канула в лету,
Ничто не забыто, никто не забыт,
Всем список фамилий укажет на это.
Ольга Безрукова
7 июля 2023 год
ВСТРЕЧА В КОНСТАНТИНОВКЕ
Жара июль. К реке бы в тень,
А я в дорогу собираюсь.
Забыв про возраст, наряжаюсь,
Святой сегодня встречи день.
В деревню, в детство тороплюсь,
Как будто в мамины объятия.
Все земляки мне нынче — братья,
И с ними я душой сольюсь.
Одна любовь к деревне милой,
В отеческий простор зовёт,
Живою памятью ведёт,
С пронзительной, неистовою силой.
Деревни нет. Есть Крест,
Крест памяти и скорби о былом.
Слёзы из глаз и в горле ком-
Ведь в жизни нет дороже мест.
Смотрю окрест: природа та же:
Холмы и речка, и поля.
Но жизни нет: тут сирота земля,
Как после мора или брани вражей.
За поворотом вдруг… толпа людей!
Родные милые и дорогие лица.
Готова я им в пояс поклониться,
В объятиях я тону ровесников, их внуков и детей.
Жива ты, Константиновка, жива!
Как будто снова наш учитель с нами.
Внук Анатолий говорит его словами,
О ратном подвиге сельчан. И жизнь права,
Расставит по местам и соберёт заблудших,
Исправит промахи ошибки и грехи.
Есть люди, память – будут песни и стихи
Деревня милая, ты возродишься среди лучших.
Татьяна Владимировна
Шлёпкина-Рощупкина
РОДНАЯ НАША МАТЬ
Помянем земляки, всех тех, кто с нами жил,
Кто нас всех воспитал, кто рядом с нами был…
Помянем их друзья, всех тех, кто на селе,
Оставил в жизни след, и память на земле…
Помянем всех родных, нальём бокал вина…
И с горького слезой, помянем жизнь села…
Помянем стоя всех, и выпьем грусть до дна…
Деревни нашей нет, на карте не видна…
Стоит на поле крест, семи ветрам назло,
А кто родился здесь, пусть скажет повезло…
Другой такой уж нет, спешу сказать я вам,
Расскажем мы о ней и внукам и сынам…
Пусть будет тот рассказ с глазами полных слёз,
Чей дом и где стоял, где рощи из берёз…
Где ручейки текли, с полей весной в луга,
И Константиновка как мать, нам очень дорога…
Мы каждый год спешим, её все навестить,
И едем с дальних стран, прощения попросить…
Не сберегли тебя, Родная наша мать
Прошу вас земляки, её не забывать…
Владимир Сидоркин