Профильная комиссия Московской епархии, перед которой поставлена задача адаптировать тексты ряда богослужебных чинов на церковнославянском языке для понимания современными прихожанами, считает нецелесообразным их перевод на русский язык и предлагает ограничиться разъясняющими комментариями. Об этом сообщил в среду ТАСС председатель Синодального миссионерского отдела Московского патриархата, член Высшего церковного совета РПЦ епископ Луховицкий Евфимий (Моисеев).
Ранее Патриарх Московский и всея Руси Кирилл заявил о необходимости адаптации текстов некоторых церковных таинств и обрядов на церковнославянском языке с целью улучшения их понимания мирянами.
«Все чинопоследования, богослужебные тексты останутся неизменными, просто они будут сопровождаться комментариями на русском языке, где будет объясняться смысл каких-то наиболее сложных мест, фрагментов», – сказал епископ Евфимий в комментарии ТАСС по случаю Дня славянской письменности и культуры.
По его словам, попытку «русификации» богослужебных текстов предпринимали несколько лет назад в Сретенской духовной академии, однако там не удалось добиться каких-то положительных результатов. «Это не отменяет задачи по созданию новых церковнославянских переводов, для решения этой задачи нужно привлекать специалистов. Однако все попытки русифицировать, переложить на русский язык церковнославянское богослужение зашли в тупик», – отметил глава синодального отдела.
Он пояснил, что русскоязычные тексты, в отличие от церковнославянских, оказываются «очень бледными, в духовном смысле несовершенными и, главное, не отвечающими чаяниям большинства верующих людей». «Разговоры о том, что давайте все русифицируем, тогда всем все станет понятно и наши храмы наполнятся верующими, приведут только к обратному эффекту, это вновь внесет раскол в среду верующих, потому что очень много тех людей, которые вообще не готовы принимать это. А мы все-таки должны помнить опыт [старообрядческого] раскола, опыт тяжелейший», – добавил епископ Евфимий.
Он подчеркнул, что самым оптимальным и безболезненным путем является «просто учить язык, приобщаться к этой традиции», в результате чего «будет и духовная польза, и это поможет избежать каких-то ненужных противостояний».
https://tass.ru/obschestvo/17834997
От редакции сайта «Благодатный Огонь»: Благодарение Богу, что в нашей Церкви есть такие архиереи как епископ Евфимий, твердо отстаивающий незыблемость для Русской Православной Церкви богослужения на церковнославянском языке, который всероссийский старец отец Иоанн (Крестьянкин) в своем слове в день интронизации Святейшего Патриарха Алексия II (10.06.1990 г.) завещал нам хранить как зеницу ока: «Свято хранить церковнославянский язык – святой язык молитвенного обращения к Богу».
Ведь традиционное православное богослужение на церковнославянском языке, – это одна из наших общецерковных святынь. Однако в последнее время ради причудливых и глупых «миссионерских проектов» в некоторых наших храмах церковнославянский богослужебный язык подвергается русификации и тем самым к десакрализации, что приводит в смущение православных верующих и отпугивает многих от модернизированной службы в храмах на русифицированном (а иногда и русском) языке. Следует осознать, что подобные «миссионерские» кощунства – явление того же порядка, что и разрубленные топором иконы и поваленные кресты. А это уже преступление против Самого Христа и Его Церкви.
Посему призывы некоторых архипастырей и священников (в частности, и самого Патриарха Кирилла) к переходу на русифицированное церковнославянское богослужение и даже переход богослужения на русский язык – это серьёзный удар по церковной культуре, своего рода варварство и антицерковный вандализм. И эта разрушительная тенденция вполне однозначно должна квалифицироваться как обновленчество и откровенная диверсия против Русской Православной Церкви.
Отказ от церковнославянского языка, – языка православного богослужения и книжности, сформировавшего наш народ как нацию, неизбежно привело бы к тому, что мы потеряли бы самих себя и утратили объединяющую нас духовную силу. Но пока незыблем язык церковнославянский, – ничего с народом не будет. Тронут – быстрый крах. Ибо церковнославянский язык – это фундамент, на котором зиждется здание нашей духовности, культуры, традиций, нашей национальной сущности.
В наше время, когда идет Специальная военная операция и наш народ сплачивается вокруг нашей Армии и Президента, богослужебные реформы способны подтолкнуть к дестабилизации в обществе, вызовут неизбежно большое смущение в народе Божием, и у монашествующих, и у клириков. И если на эту смуту наложится смута и нестроение в нашей Церкви, вызванная в значительной степени повторной попыткой реформирования и русификации церковнославянского языка и частичного внедрения русского, то мы можем получить гремучую смесь протестно-либерального и обновленческого состава, которая окончательно подорвет устои Российской Государственности и станет причиной раскола в Русской Церкви, сыграет на усиление «пятой колонны» и протестных настроений. И косвенными виновниками в разжигании смуты и в нарастании нестабильности в стране станут те архипастыри и священники, кто под «миссионерским» предлогом преодоления «сложности в понимании мирянами богослужебных текстов» предлагают частичную русификацию традиционного церковнославянского богослужения, а тем самым смуту в Русской Православной Церкви и в государстве.
Посему дабы не потакать распространению порочной обновленческой литургической практики, призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов или покидать их, где паремии, Апостол и Евангелие читаются по-русски, или где всё богослужение проводится на русском (или русифицированном) языке.
3. Ответ на 2, Человек:
Остальное – на троечку.
А вот это – на твёрдую двойку: «призываем православных верующих воздерживаться от посещения тех храмов или покидать их».
2.
Может быть, силами и средствами можно распорядится с большей пользой? Всё-таки Бог Сам к Себе людей приводит, - без помощи переводов, которые делают далеко не святые люди.
1.
Надеюсь, что правильно понят.