К 100-летию со дня рождения Михаила Анчарова

Опасная архаика

0
474
Время на чтение 5 минут

Опасная архаика

Источник: Литературная Газета

Анчаров не только художник и поэт, но и боевой офицер. На лацкане – орден Красной Звезды

 

У каждого понимающего, о ком вообще речь, – свой Анчаров. А я навсегда запомнил чувство потрясения, внутреннего опустошения, когда проглатывал последние строки гениальной повести «Сода-Солнце». Главный герой вскрывает конверт, читает: «Что же вы там нашли? Не огорчайтесь, дорогой Владимир Андреевич, в вас меньше всего чего-либо дьявольского. Просто вы нашли первое на свете зеркало. Вот и всё. Может быть, оно было кривое…»

 

 

Вот так и мы, то ли играя, то ли заигрывая с Историей, уверились, что всё разгадали, всё познали. И вдруг обнаруживается смятый конверт, завалявшийся в кармане старого пальто. Вскрываем – и становится ясно, что все наши догадки были наваждением, игрой ума, насмешкой. Нам стыдно в этом признаться, и мы прячем конверт, где содержится простейшее объяснение, что путь наш был не путём, а вихлянием в сумерках. Стыдясь, мы прячем конверт или по-новомодному стираем горькую правду из памяти нашего «компьютера», остаётся только след в «кэше», правда, раз за разом удалённое почему-то вновь всплывает в подсознании.

Память всегда настигает тех, кто хочет что-то забыть. Особенно если это память юности.

Был ли Михаил Анчаров пророком? Наверное, нет. Но, без сомнения, он, проживший полную событий и тревог жизнь, проявивший себя во многих искусствах и неоднократно битый, очень хорошо чувствовал нашу страну. Свою страну. Свой Советский Союз. Понимал тот внутренний «непокой», ощущение незаконченности начатого, царившее на кухнях малогабаритных квартир, но никогда – на номенклатурных дачах.

Россия – страна душевного непокоя, страна поиска, которая задыхается и в дешёвом папиросном угаре пивных, и в дыме дорогих сигар ночных клубов, и в безделье остеклённых «опенспейсов». Конец Истории – это прежде всего конец Времени, что побоялся написать даже отмороженный Фукуяма. Ибо Время – это и есть жизнь. А оно в творчестве Анчарова всегда двигалось. Не всегда по прямой, но двигалось, и вместе со Временем двигались мы. Офисный постиндустриализм, воплощённый в сталь, бетон и стекло, оказался концом Времени, один глобальный город стал неотличим от другого.

Да, Михаил Анчаров был романтиком, более того, советским романтиком. Последним ли? Время не просто покажет, но и призовёт, если надо. Для позднего постмодерна с его откровенной пошлятиной, грязью и цинизмом романтизм был архаикой. Подчеркнём – опасной архаикой. Романтики – единственные, кто поставил под сомнение монополию постмодерна в культуре.

Для нынешних времён, для дня сегодняшнего, романтизм – глоток свежего воздуха, спасение. Другой романтик, Павел Коган, говорил: «Есть в нашем времени такая точность, что мальчики иных веков, наверно, плакать будут ночью о времени большевиков...» Сегодня наступило «время точности». Романтизм – это не поэтика прекрасных дам и рыцарей, а культурная среда, где мир вращается вокруг человека, вокруг людей, а не вокруг «движения масс» (как в соцреализме) или инстинктов (как в постмодерне).

Мир Михаила Анчарова – это и есть мир людей. Нескладных, как Рыжик из «Теории невероятности». Как обаятельный хулиган, герой Великой Отечественный с прозвищем Сода-Солнце. Как напускающий на себя серьёзность, но в душе оставшийся авантюристом его начальник Владимир Андреевич. Мир разных, иногда нелепых, но – живых. Герои Анчарова – те, с кем мы ездили в метро, стояли на «полустаночках в цветастых полушалочках», сидели в НИИ и университетах областного масштаба, с кем вместе дрались в подворотнях, проживали «день за днём» в коммуналках. И умирали порой на «незнаменитых» войнах Великой Империи, а Господь давал команду «от зари до зари в рай пропускать десант». Главное в героях Анчарова – они живые, настоящие. Свои.

 

6-malchzuria.jpg

М. Анчаров. Освобождение Маньчжурии. Холст, масло

 

Да, конечно, это был романтизм. Но это была и безграничная вера в людей, которых Анчаров знал. Знал и любил. Мы верим ему, верим его героям. Верим ли мы в себя? Трудно сказать. Мы отвыкли верить в себя, мы отвыкли создавать мир вокруг себя. Мы отучились двигаться, считая движением смену картинок-декораций вокруг.

Теперь, наевшись помоев постмодерна и объедков общества потребления, мы вновь возвращаемся в мир людей.

Знаете, очень странное ощущение – глядишь на то, как возвращаются из небытия безвременья забытые имена учёных, писателей, художников, и начинаешь задумываться: а не отправляет ли нас Её Величество История в ту точку, где мы что-то недопоняли, недоделали, не выучили урок, не прочитали книгу. И где будет точка, откуда можно начать заново, нет, не с чистого листа, но с пониманием пройденного пути и тех ошибок, что мы считали озарениями? Мы возвращаемся туда тяжело, едва прорываясь через пожухлые «списки Форбс», через миражи Куршевелей и Давосов, через ритуальные заискивания перед «мировыми стандартами», через надоевшие уже всем «правила приличия», когда халтуру принято называть «чем-то неоднозначным», а воровство – нецелевым использованием средств. Через желание «увидеть Париж», через вечное враньё элитариев, живущих на два, а то и на три дома даже сейчас. И думающих, что этого никто не видит.

Тяжело это – возвращаться из мира вещей в мир людей. Но мы идём вперёд.

А ещё не надо забывать пророческое определение Анчарова: «Свирепая нежность твоих батальонов…» Это про нас. Про Россию. Про то, что было, и то, что будет. Просто не надо бояться быть собой. Мы возвращаемся к себе в суровую реальность одной шестой части суши.

В мир Михаила Анчарова.

 

Дмитрий Евстафьев,
политолог

«ЛГ»-досье

Михаил Леонидович Анчаров (28.03.1923–11.07.1990). Уникальное явление русской, советской культуры. Художник, писатель, киносценарист, бард, создатель жанра авторской песни, мыслитель, «властитель дум» 60-х. Творец с яркой биографией и причудливой судьбой. До войны учился в Московском архитектурном институте. С августа 1941-го изучал китайский язык в Военном институте иностранных языков Красной Армии, служил в СМЕРШе, в 1945-м участвовал в операции по освобождению Маньчжурии, награждён орденом Красной Звезды, другими орденами и медалями. После войны окончил Художественный институт им. Сурикова.

В Суриковке Анчарова на­зывали самым талантливым на курсе. Анчарова-барда считали учителем Окуджава, Галич, Высоцкий. Анчаров – автор сценария первого в СССР сериала – «День за днём» (сегодня бы сказали «культового»). Анчаров автор повестей и романов, среди которых: «Золотой дождь», «Сода-Солнце», «Голубая жилка Афродиты», «Этот синий апрель», «Теория невероятности», «Самшитовый лес», «Дорога через хаос», «Прыгай, старик, прыгай!», «Как птица Гаруда».

Неоднократно женат. Среди жён: Татьяна Сельвинская, дочь поэта Ильи Сельвинского; Джоя Афиногенова, дочь драматурга Александра Афиногенова; Нина Попова, артистка Театра им. Пушкина…

Анчаров – фигура возрожденческого масштаба, романтик, ищущий красоту в обыденности, патриот, избегающий штампов, идеалист, не приемлющий мещанства. Анчаров не раз становился объектом травли со стороны интеллигентской творческой тусовки. Его осуждали за патриотический пафос, глубоко советский по тональности сериал «День за днём», получивший народную славу, сотни тысяч восторженных писем зрителей. Его даже обвиняли «в связах с КГБ» и объявляли бойкот.

Но в истории останутся картины, книги, фильмы, песни, многие из которых стали народными. Песня «Ты припомни, Россия» на музыку Ильи Катаева, исполненная Валентином Никулиным, – непревзойдённый шедевр гражданской лирики, особенно точно звучащий сегодня.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Геннадиевич Евстафьев
Все статьи Дмитрий Геннадиевич Евстафьев
Последние комментарии
Октябрьская революция 1917 года – евразийский взгляд
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
10.11.2024 12:40
Ему помогли уйти из жизни…
Новый комментарий от Владимир Николаев
10.11.2024 12:29
Сколько украинцев было героями Советского Союза?
Новый комментарий от Владимир С.М.
10.11.2024 12:20
Трамп – воплощение эпохи новых-старых смыслов в политике
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
10.11.2024 11:22
Узнаем ли мы Илию?
Новый комментарий от РомКа
10.11.2024 11:04
Вопрос суверенитета России – ни больше, ни меньше
Новый комментарий от Александр Волков
10.11.2024 10:10
Избавиться от иудиной скверны
Новый комментарий от РомКа
10.11.2024 08:10