Епископ Сиэтлийский Феодосий (Иващенко), иерарх Русской Православной Церкви за границей, – постриженик Киево-Печерской лавры. Когда-то он был в числе тех, кто восстанавливал монашескую жизнь в этом монастыре, и то, что происходит там сейчас, для него – личная беда.
Епископ Феодосий с Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Онуфрием
– Владыка, украинские власти приказали монахам Киево-Печерской лавры освободить монастырь до 29 марта. Является ли это прямым вторжением в церковную жизнь Украинской Православной Церкви (УПЦ)?
– Безусловно, это вторжение в церковную жизнь УПЦ. Президент Украины Владимир Зеленский и его окружение не являются православными христианами. Они не знают церковных уставов, канонического права и Священного Предания. Под руководством Константинопольского Патриархата президенту было велено объединить каноническую Украинскую Православную Церковь с раскольнической Православной церковью на Украине (ПЦУ). Более того, когда мирное объединение не удалось, Константинополь снова дезинформировал президента, потребовав, чтобы тот просто захватил храмы и монастыри, принадлежащие УПЦ, а святые места передал в юрисдикцию ПЦУ.
Кроме того, правительство и, так сказать, «частные» стороны преследуют тех представителей духовенства, которые не согласны с ПЦУ, они проводят незаконные обыски, вводят санкции и угрожают лишить гражданства. Трудно поверить в то, что в «цивилизованном» XXI веке такие отвратительные шаги предпринимаются под покровительством стран Запада и православного Патриархата!
Трудно поверить в то, что в XXI веке такие шаги предпринимаются под покровительством православного Патриархата!
– Владыка, для вас Киево-Печерская лавра – это не просто святыня. Вы были в числе ее первых насельников в 1988-м году, когда она была заново открыта для Церкви. Как вы переживаете нынешнюю ситуацию?
– Для меня нынешняя ситуация является великой скорбью. В 1988-м году, в год празднования нами Тысячелетия Крещения Руси, нам передали эту главную святыню, первую обитель Киевской Руси, связанную с подвигами преподобных Антония и Феодосия Печерских. Храмы и корпуса находились тогда в аварийном состоянии. Ни в одном из наземных храмов мы не могли служить. Приходилось раннюю литургию совершать в пещерах, а позднюю – на территории лавры и под открытым небом. Также и вечерние богослужения совершались в открытой галерее под храмом Рождества Богородицы или на площади, перед Дальними пещерами.
За время пребывания монахов в лавре были отреставрированы все храмы, воздвигнуты новые, такие как Успенский собор лавры и другие, приведены в порядок старые корпуса, построены новые, открыты учебные заведения: духовная академия и семинария, а также многие мастерские, отреставрированы колодцы.
Новости, связанные с выселением братии и передачей святынь раскольникам, привели меня в глубокую скорбь. Только в молитвах, призывая Господа, Его Пречистую Матерь и всех преподобных Печерских, можно найти успокоение, помня слова Священного Писания: «Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6, 7).
– Могли ли вы тогда, в 1988-м, вообразить, что всего через 35 лет над лаврой вновь нависнет угроза закрытия?
– Даже представить себе этого не мог. Хотя, когда мы лавру открыли, некоторые атеисты, которые вели определенную трудовую деятельность в «заповеднике», как они именовали тогда монастырь, распространяли слух о том, что, дескать, монахи все отстроят и приведут в порядок, а «мы потом снова всё это заберём». Трудно было тогда верить этим изречениям, доносившимся до нас из их кулуаров. Но теперь, когда нависла угроза, видно, что это дело почти одних и тех же рук, руководство приемлющих от сына лжи.
Утешают только слова Господа, сказанные через апостолов всем нам: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (Ин.16, 33).
– А как сложившееся положение переживает братия монастыря?
– Братия обители скорбит и печалится. Они усилили свои молитвы. Вместе с Блаженнейшим Онуфрием, Митрополитом Киевским и всея Украины, священноархимандритом Антонием и наместником лавры, митрополитом Павлом, они совершают богослужения снова на территории лавры под открытым небом. Это из-за большого количества верующих, которых не может вместить не один из храмов. Читают акафисты, служат молебны преподобным печерским, просят их заступничества. «Ибо знает Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет» (Еф. 5, 6).
Епископ Феодосий с братом в Киево-Печерской лавре
– Наверняка у вас в лавре множество знакомых и братьев по духу, с которыми вы поддерживаете связь.
– Да, среди насельников лавры есть многие близкие по духу иноки. Подвизаются на разных послушаниях и те, с кем мы лавру открывали, помнят меня и те, кто поступил в лавру при мне. Когда я бываю в Киеве, то служу вместе с братией в лаврских храмах, а если кто из братии приезжает в нашу епархию как паломник из лавры, то служит с нами. В основном поддерживаем молитвенную связь, которая не может быть отнята ни в этом, ни в будущем мире.
– Только одна власть выгоняла каноническую Церковь из лавры – советская. Нынешнее руководство Украины, вновь вытесняя монахов, идет по тому же пути?
– Да, именно эта власть. Хотя они могут себя считать и не советской, а постсоветской, но их поступки рассматриваются так же, и даже хуже. Если советская власть храмы разрушала или устраивала в них склады, планетарии, музеи атеизма, Дома культуры или кинотеатры, а лавры переименовывала в «заповедники», то нынешняя власть, прикрываясь благими намерениями, передает их раскольникам, которые мгновенно оскверняют своими деяниями святые места. Их беззакония открыты для всего мира через каналы YouTube, где каждый здравомыслящий человек может увидеть, во что они превращают храмы, делая из них концертные площадки или имитируя богослужения, одевшись в ризы и создавая видимость служб и таинств.
В раскольнической группировке, несмотря на всю видимую схожесть с канонической Церковью, отсутствует апостольская преемственность и, самое главное, Благодать Духа Святого. Как правило, такие группы, кем бы они ни поддерживались, долго не могут существовать. Они просто устают играть в Православие и со временем возвращаются в лоно истинной Церкви или уходят в противоположную сторону. Их можно сравнить с писателями и поэтами Серебряного века, которые пытались жизнь превратить в игру (лицедейство), но у них это не получилось. С писателями-то понятно, но вот с людьми в рясах не очень.
Сейчас происходит почти все то же, что и на заре советской власти, только с большим кощунством, так как они успевают еще глумиться на могилах Предстоятелей УПЦ. Без слез нельзя смотреть на то, что они выкладывают в Интернет, сопровождая эти видеозаписи непристойным смехом.
Воистину мы это можем назвать «мерзостью запустения на святом месте» (Мф. 24, 15).
– Митрополит Берлинский Марк (Арндт), родившийся в Германии при фашистах, говорил мне, что даже Гитлер не заходил в преследованиях Церкви так далеко, как нынешние украинские власти. Вы можете что-то сказать по этому поводу?
– Да, владыка Марк прав. Немцы уважительно относились к нашим православным святыням. Хочется напомнить и о том, что после закрытия лавры в 1926-м году ее имущество разграблялось обновленцами и коммунистами. Не щадились надгробия, колокола...
Немцы, входя в те или иные города, наоборот, открывали монастыри и храмы, просили священников или монахов вернуться снова в них. Так была снова открыта в 1941-м году Киево-Печерская лавра и Владимирский собор в Киеве, который во время оккупации Киева был отреставрирован.
– Какой выход у монахов лавры и ее прихожан: подчиниться требованиям властей и потерять святыню – или остаться в ее стенах и, возможно, стать мучениками?
– Я думаю, что это решение должна принимать сама братия. На подвиг мученичества нельзя подталкивать. Такое решение принимается индивидуально, и при их ситуации – с советом духовника или наставника. Поэтому нам остаётся только молиться. Есть такое святоотеческое изречение: «Когда инок сам покидает обитель, то благодать остаётся в ней, а когда его изгоняют, благодать Духа Святого ему сопутствует».
На подвиг мученичества нельзя подталкивать
– Многие православные верующие опасаются, что с новым захватом лавры может произойти что-то страшное. Что вы думаете по этому поводу?
– Всё очень серьезно. И я не хочу вводить людей в заблуждение, так как если расслабиться и думать, что всё будет хорошо, то можно упустить время для покаяния и более глубокой молитвы. С поруганием святынь гнев Божий может сразу излиться, а может Господь, по молитвам и покаянию народа, сменить гнев на милость. Такое бывало в истории тоже. Но хорошо также помнить, что Господь своих не оставляет: «Не отринет Господь людей своих» (Пс. 93, 14).
– Как ваша паства в США относится к происходящему? Поддерживает ли она вас, зная вашу личную связь и с лаврой, и с Украинской Православной Церковью, и с Украиной в целом?
– Да, паства поддерживает меня, молится за нашу святыню – Киево-Печерскую лавру и другие храмы. Также мы молимся за страждущую украинскую землю и, чем можем, помогаем УПЦ и людям.
– В монашестве вы наречены Феодосием в честь святого Феодосия Печерского, так что у вас, можно сказать, двойная связь с лаврой. Чувствуете ли вы поддержку вашего небесного покровителя в том, что происходит?
– Несомненно, чувствую. Мой святой считается учредителем монашества на Святой Руси. Он помогает не только мне, носящему его имя, но и всем, кто с верою к нему прибегает. Надеюсь, и в это время он защитит нашу лавру, наш город и все наши святыни: «Господь крепость людем Своим даст, Господь благословит люди Своя миром» (Пс. 28, 11).
С епископом Сиэтлийским Феодосием
беседовал Дмитрий Злодорев
29 марта 2023 г.