Рецепт воспитания молодёжи от православного философа Гагинского

Радость против невроза

0
467
Время на чтение 10 минут

Источник: сайт Архангельской епархии

Фото с личной страницы Алексея Гагинского в соцсети

Материал из «Вестника Архангельской митрополии» №5 за 2022 год

Архангельск посетил Алексей Гагинский — доцент Московской духовной Академии, кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии Российской академии наук, директор фонда «Теоэстетика». Специалист в области современных философских течений пообщался со студентами и общественностью, рассказал, как преодолевать нигилизм. Приводим полный текст выступления философа на открытии региональных Рождественских чтений.

Всё симптоматично

Мы говорим на разных языках и живем словно в двух разных мирах: молодежь — в специфических мирах интернета, школьного или институтского общения, а взрослые люди заняты своими заботами. Мы не понимаем друг друга. В молодежной среде своя система ценностей, и она не всегда перекликается с системой ценностей, которую транслируют взрослые.

В этом году на русский язык были переведены две книги, которые посвящены нигилизму. Нигилизм — понятие, которое означает, что всё бессмысленно, все ценности обесценены, ничего не имеет значения. Если посмотреть культурную среду, в которой живет молодежь, и которую она черпает из интернета, будет видно, что она живет во многом в этой среде, лишенной ценностей, когда мир обесценен, онтология совершенно плоская, и ничто не имеет значения. В конечном итоге молодежь — а это существа чувствительные — впитывает те проблемы, которые создает эта среда, эта культура. Таким образом, возникает много проблем, и в новостной повестке регулярно фигурируют какие-то случаи из школ или из университетов, когда мы видим трагические ситуации, совершенно чудовищные и ненормальные. Эти явления растут из того, что молодежь дезориентирована, она растет в культурной среде, в которой отсутствует цель и смысл. Молодежь не знает, для чего быть добрым.

Мы говорим о грехе, но понимает ли нас молодежь, и понимаем ли мы сами, о чем говорим? «То нельзя, это нельзя», — говорим мы, а нас спрашивают, в чем греховность греха. «Вот, вы запрещаете мне что-то, но объясните мне, что в этом плохого!?» Зачастую оказывается, что мы сами не в состоянии объяснить и понять, в чем состоит проблема, почему мы одни вещи осуждаем, а другие наоборот принимаем. В результате оказывается, что ценности, о которых мы говорим, висят в воздухе, мы не можем молодежи объяснить, почему они должны быть приняты, мы не понимаем, как это укоренено в онтологии, то есть в той мировоззренческой системе, которую мы хотим отстоять. Это связано с тем, что в философии называется проблемой нигилизма, о которой я скажу несколько слов. Речь идет о ситуации, когда наши ценности стали настолько неочевидными, настолько сомнительными для молодежи, что возникает проблема дезориентации, когда люди, главным образом молодые, не понимают, для чего эти ценности разделять, что в них хорошего.

Я отец троих детей, которые сейчас постепенно вступают в переходный возраст, и я на собственном опыте знаю, как сложно разговаривать с детьми, сколько негативного, глупого и пошлого они черпают из интернета. Они учатся жизни, листая ленту, смотря шортсы в ютубе (YouTube Shorts — видео, снятые на телефон продолжительностью 60 секунд. — Прим.ред), смотря тикток. Это вещи очень хаотичные, там можно найти что-то хорошее и даже полезное, но, как правило, негативная информация доминирует.

Если посмотреть с научной, философской точки зрения, то всё это симптоматично. Я упомянул, что вышли на русском языке две книги, посвященные нигилизму. Первая называется «Солнечный нигилизм». Автор — журналистка, феминистка из Австралии, которая размышляет следующим образом: всё бессмысленно, всё бесцельно, в жизни нет никакого смысла, зачем нам тратить силы на поиски ценностей, на поиски смыслов, давайте просто расслабимся и будем жить, как живется. Барышня в этой книжке описывает культурную составляющую этой проблематики, она описывает, как эти идеи бессмысленности, обесцененности бытия ходят в культуре, они присутствуют в кинематографе, в музыке, они везде. Естественно, что молодежь это быстро впитывает, начинает чувствовать, что мир, который познается через интернет, не содержит в себе никаких ценностей, а взрослые не объясняют, как эти ценности укоренены в бытии. Так почему я должен быть добрым? Больше ста лет назад наш русский философ Владимир Соловьев написал книжку «Оправдание добра». Смотрите, какое характерное название. Добро стало настолько неочевидным для людей, что его потребовалось оправдывать! Как можно прийти к ситуации, когда нужно оправдывать добро? Добро — это нечто естественное, то, что у нас в ДНК, или, как говорил герой одного мультика, «это прописано у меня в ДТП», имея в виду ДНК. Это всё становится настолько неочевидным для людей, что требуются сложные философские трактаты, которые, к сожалению, не достигают своей цели.

Вакуум и невроз

Еще одна книжка, которая вышла на русском языке. Автор итальянский профессор философии Константино Эспозито. Он пишет следующее: «Нигилизм, впервые осмысленный на рубеже XIX–XX веков в философии Ницше, явление поистине титаническое и иконоборческое, в XX веке постепенно трансформировался из «патологии» в «физиологию» культуры и стал доминирующей идеей в обществе развитого Запада (и распространился во многих других уголках мира), а в XXI веке нигилизм окончательно победил, потому больше не представляется «проблемой», а, скорее, очевидным и повсеместно распространенным фактором». Повсеместно распространенный фактор — это не что-то неважное, это же смысл, которым живут люди! Нигилизм означает, что всё бессмысленно, и ничто не имеет значения. Молодой человек, который растет, впитывая эти идеи, которые присутствуют повсюду, естественно приходит к негативным заключениям. Здесь не приходится говорить ни о каком патриотизме, потому что откуда возьмутся вообще такого рода ценности? Человек не понимает, как они обоснованы, и зачем вообще нужно разделять эту позицию. Это современная мировоззренческая, очень большая культурная проблема. Это всё приводит, если говорить об обществе в целом, не только даже о молодежи, но и о взрослых людях, к некоторым неврозам. Вот как пишет один наш отечественный психолог об исследованиях Виктора Франкла: «Отсутствие смысла порождает у человека состояние, которое Франкл называет экзистенциальным вакуумом. Именно экзистенциальный вакуум, согласно наблюдениям Франкла, подкрепленным многочисленными клиническими исследованиями, является причиной, порождающей в широких масштабах специфические "ноогенные неврозы", распространившиеся в послевоенный период в странах Западной и Восточной Европы и в еще больших масштабах в США. Человек стремится обрести смысл и ощущает фрустрацию или вакуум, если это стремление остается нереализованным». Если мы говорим о молодежи, то фрустрация и экзистенциальный вакуум — это та среда, в которой они живут. Конечно, если это семья благочестивая, они видят, что есть и другой способ жить. Один из самых древних христианских текстов, который называется Дидахе, начинается словами: «Есть два пути: один — жизни, а другой — смерти, велико же различие между этими двумя путями». Так или иначе мы всегда стоим на развилке, хотим мы выбирать или не хотим, но мы естественным образом делаем выбор. Даже отказываясь выбирать, мы совершаем нравственный выбор. Этот выбор, перед которым сталкивается молодой человек, для него неочевиден. Он просто не чувствует самой этой проблемы, он просто растет в мире, который кажется ему бессмысленным. Бессмысленным и обесцененным. Возникает вопрос, как вернуть миру ценность.

Запреты и счастье

В этой ситуации, как мне кажется, очень важную большую роль берет на себя Церковь. Это та структура, та часть общества, которая может вернуть смысл в молодежную среду. Но возникает вопрос, как образом Церковь может это сделать. Есть два образа Церкви как минимум. Приведу исторический пример из II века: были два христианских подвижника — Иустин Философ и Татиан. Татиан был противником культуры, он считал, что Церковь должна отделиться от мира, замкнуться в себе и уйти в катакомбы. Он основал движение энкратитов, которые всё запрещали — нельзя вступать в брак, нельзя даже служить Литургию на вине, нужно служить на воде, и так далее. Это жесткая система запретов, и это один образ Церкви, который сегодня, к сожалению, присутствует в нашей культуре, потому что у молодежи Православие ассоциируется со словом «нельзя», Церковь ассоциируется с репрессивным механизмом, который только запрещает и ничего не дает взамен.

Есть другой образ Церкви, более историчный, более подобающий Церкви путь, которым пошел Иустин Философ. Он считал, что христианство — это не просто какая-то часть культуры, это выражение культурности, это воплощение того, что связано с самыми глубокими интеллектуальными поисками. Иустин не снимал с себя плащ философа и тем самым свидетельствовал, что он христианин и одновременно интеллектуал, для него было это важно. Церковь исторически отвергла Татиана, она пошла не путем запретов, а путем культурного преображения. Это очень важный момент: для того, чтобы Церковь могла питать, для того, чтобы Церковь могла преображать этот мир, она не должна закрываться и превращаться в систему запретов, она должна показывать пример радости и счастья. Каким образом Церковь может давать радость и счастье? Только в том случае, если она будет говорить людям о красоте, о красоте совершенно забытой в богословии Нового времени и только сейчас начинающей возвращаться.

Надо сказать, что образ Церкви сейчас постепенно меняется. Если раньше Церковь ассоциировалась с запретами, с тем, что ничего нельзя, то сейчас с течением времени она всё больше и больше входит в культуру, и таким образом она может вернуть людям смыслы и ценности, в частности, молодежи. Она может показать, что мир не безнадежен и не бессмыслен. Молодежи нельзя просто запретить, нужно показать альтернативу. Когда воспитываешь ребенка, нельзя ему говорить «нельзя, нельзя, нельзя», нужно показать ему, что можно, показать позитивный пример. Мы сейчас находимся в стенах медицинского университета, а медицина есть цель и смысл прогресса. Для чего мы изобретаем, трудимся? Для того чтобы облегчить людям жизнь, чтобы снимать боль, чтобы преодолевать страдания. В конечном итоге медицина является целью, и она преображает мир. Как жили люди? Не было обезболивающих, медицина вообще была не развита, еще 150 лет назад мигрени лечили пиявками. Человек мучился, ему присаживали пиявок и считали, что это как-то может помочь. Двести лет назад хирургия была связана с ампутацией и прижиганием и более ни с чем. Ведь это очень важно, что мы совершаем такие шаги вперед, но вместе с тем это должно сопровождаться культурой. Когда культура и цивилизация идут рука об руку, когда они объединяются, тогда мы получаем позитивный результат, тогда мы можем преодолеть мировоззренческие кризисы, с которым сталкивается современная молодежь.

Что нам делать?

Подводя итог своему краткому выступлению, я должен сказать о том, что сейчас задача состоит в том, чтобы создать некую новую онтологию, некую мировоззренческую систему, которая была бы понятна как взрослым, так и детям, которая могла бы объяснить, в чем греховность греха, почему добро не нуждается в оправданиях, почему оно является естественным свойством всего живого, что в мире присутствует не только борьба за выживание, но еще и мощные симбиотические процессы, без которых жизнь просто невозможна. Эти симбиотческие процессы, какие-то элементы альтруизма, которые восходят к самым примитивным живым организмам, на них-то и держится всё созидательное в мире. Общество человеческое не может жить в ситуации этого ноогенного кризиса или невроза, всё начинает разваливаться, если люди перестают понимать, зачем им нужно добро.

Сейчас наступает время очень большой ответственности, связанной с осмыслением нашего положения в мире, с тем, какую мировоззренческую систему мы можем предложить как альтернативу. Сейчас трудное время, как мы все понимаем, сейчас мы максимально должны проявлять сострадание, дружбу, любовь. Приведу такой образ: если за окном холод, боль и страдания, минусовая температура, то в другой стороне обязательно должно быть тепло, чтобы эта любовь конденсировалась, чтобы она становилась материальной, чтобы ее видно было. Эта конденсированная любовь — это то, к чему мы сейчас призваны. Мы должны, во-первых, осмыслить саму ситуацию, в которой находимся, осмыслить кризис. Мы должны понимать, что мы не можем жить только запретами, мы должны кроме запретов давать некоторый положительный пример, созидать, давать позитивную повестку, программу, которая будет работать. Потому что, еще раз повторюсь, одними запретами нельзя воспитать. Есть такое понятие «воспитание чувств», когда мы даем пример людям, когда человек становится мудрым и умным не столько благодаря своей эрудиции, сколько благодаря своим чувствам. Мы научаем человека чувствовать мир правильным образом. Единство чувства и понимания как раз может обеспечить какую-то стабильную мировоззренческую систему, которая могла бы помочь в этой ситуации.

Приведу цитату из Фридриха Ницше. Казалось бы, это прошедший этап, но, как показывает опыт, общество, культура современная, особенно западная, живет в рамках этой довольно бессмысленной философии. Ницше пишет: «Что означает нигилизм? — То, что высшие ценности теряют свою ценность. Нет цели. Нет ответа на вопрос "зачем?"». В действительности у нас есть ответы на вопрос, зачем, жизнь дает нам эти ответы. Церковь содержит в своей богатой сокровищнице эти ответы. Вопрос в том, как это всё раскрыть, как построить эту мировоззренческую систему, которая будет понятна. Потому что в рамках подлинной системы координат оправдывать добро не нужно, бороться с бессмысленностью не нужно просто потому, что можно увидеть другие примеры, можно увидеть радость в людях, которые являются носителями радости, которые содержат в себе эту, если угодно, пасхальную радость, которая не ограничивается одной ночью в году, которая повсеместна и наполняет жизнь смыслом. Если мы сможем утвердить эту систему координат, молодежь начнет это чувствовать, они увидят, что родители радостные, и сами станут более радостными, они будут видеть позитивные примеры.

С одной стороны, это вещи банальные, я здесь ничего нового не скажу. С другой стороны — это та проблема, с которой мы сегодня столкнулись. Мы должны выработать адекватную, корректную онтологию или мировоззренческую систему, которая будет устойчивой, которая не будет просто ценностью, то есть тем, что мы оцениваем, некой конвенцией, некой условностью, но будет тем благом, которое укоренено в природе. Древние греки различали две позиции — с одной стороны есть ценности конвенциональные, условные, потому что мы так договорились, а есть ценности природные, к ним относится, например, здоровье, это то, что не нужно оправдывать, это то, что естественным образом присуще и понятно человеку. Так и с понятиями добра, любви, со всеми ценностями, о которых мы говорим. То, что хочется внушить, мы должны не просто внушать, а раскрывать, показывать, что это существует само по себе, что это часть природного мира, который не разделяется на абстрактное, сверхъестественное и натуральное, природное, с которым мы знакомы.

Без фальши

Преодоление нигилизма — насущная современная проблема, которая нуждается в корректном осмыслении, эта касается и взрослых, и подрастающее поколение, потому что оно остро нуждается в смысле. Система культуры, которую мы предлагаем, должна быть максимально открытой, она не должна сводиться к каким-то шаблонам и общим фразам, потому что подростки всегда чувствуют фальшь. Если мы сами не верим в то, что мы говорим, они сразу это распознают, они всегда это понимают. То, о чем мы говорим, должно быть подлинным для нас самих. Мы можем показать пример подлинной радости бытия, которая связана с красотой, добром, истиной. Если мы теряем основы истины, добра и красоты, мы теряем основания жизни. Есть светлые радостные вещи, которые мы способны нести миру. Мы, как говорит апостол, должны непрестанно радоваться. Есть ли это в нашей жизни? Пусть каждый спросит свою совесть и ответит.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Пример.

Вот, парадокс лжеца. Данное высказывание есть ложь. В чем же парадокс? В эквивалентности.
Где здесь эквивалентность двойного отрицания? Двойное отрицание - закон утверждения. Где в этом парадоксе двойное утверждение? Мы делаем повтор непроизвольно. Во-первых мы читаем(говорим) это предложение до конца. А потом понимаем его два раза. 1) как утверждение 2) как противоречие. Но оно то одно! А содержит в себе две противоположности, которые лишь потому эквивалентны, что в обоих случаях - одно и то же предложение.
С одной стороны это невозможно, ибо противоречит, с другой стороны - вот оно.
Решение в том, что парадокса нет. А есть последовательность двух раз. Во-первых, мы утверждаем не думая. Во втором случае мы возвращаем утверждение к смыслу. То есть, во-первых, мы читаем по второй правде, а во-вторых, мы приводим прочитанное с помощью чувства второй правды к первородству смысла (к первой правде).
Ведь и Бог, когда сотворил человека, сказал, что не хорошо быть человеку одному и создал жену: из него как помощника ему.
Молодежь всегда ориентирована во-первых и во-вторых. Как и всякий человек, вообще. Во-первых идет восприятие второй правды (феномена по Канту) , а потом идет возвращение к первой правде (ноумену). Поэтому у Канта феномен и ноумен и разные, и все исходит из ноумена, но только лишь в одном случае это истинно, когда феномен и ноумен встречаются в каноне. Кант не говорит о каноне. Канон - это наше. А что такое канон? Это Порядок первородства двух правд. Ибо все вещи в мире есть канон двух правд, и только в Порядке первородства они - истина.
Наша Власть истинна. А культура нашей власти - продана Западу. Запад же есть эквивалентность канона без Порядка первородства. Поэтому надо брать эквивалентность вещей и наводить в ней Порядок первородства. Всех вещей, вообще. Речь о культуре.
Игорь Бондарев / 30.12.2022, 17:52

1.

Золотые слова! Но хотелось бы конкретики. Это не в упрек автору. Просто действительно хочется увидеть красоту мысли в мире, например в т. Эволюции. Как теория она - красивая. А эстетически и этически - уродство. Как же эту теорию (уродскую, но красивую теоретически) сделать красивой и эстетически и этически? При этом ее часть как уродскую необходимо сохранить. Потому, что уродское содержание теории Эволюции - реальный факт. Но однобокий. Это факт греха в мире. А где факт красоты? Где теория фактов красоты Эволюции. Ведь, если есть зло, то есть и добро, иначе нет фона. Если мы говорим об уродстве т. Эволюции, то должны эквивалентно говорить о т. красоты в т. Эволюции.
Наши рассуждения и мысли должны быть эквивалентными. А у нас развита однобокость, которая оборачивается догматизмом и никого к себе не подпускает, как собака на сене.
Но на Западе развита эта эквивалентность, которая разлагает Модерн в постмодерне. Это их ответ на факт Антихриста. Но их эквивалентность (постмодернизм) ведет к нигилизму. Потому, что в них, исторически, не сохранилась воля к первородству. Да и не было ее у них, потому, что женщина, конечно, едино и тождественна понятию человека, но по первородству уступает место мужчине. Так же и западная эквивалентность полезна лишь тогда, когда имеет свою связь с первородством. Последнее - русское православие и советский опыт. Но у нас был железный занавес, а потом мы провалились в западную эквивалентность 90 х.
У нас ее много - западной эквивалентности. Поэтому мы богаты возможностью перевести ее в первородство: эквивалентность постмодернизма в обратную сторону, в деконструкцию деконструкции. Но не без смысла, а вместе с новым смыслом. Как например, надо не только увидеть обратную сторону уродства т. Эволюции, но и объяснить этику этого. А это напрямую связано со схемой начала мира и человека и их падения. С женой Адама. Т. Эволюции должна прямо приводить к пониманию причины в жене Адама. Вот тогда мы увидим и красоту и уродство и этику вопроса о познании добра и зла, и почему нельзя с него есть, и, вообще, что это такое - заповедь не есть с древа познания добра и зла.
Философия должна стать мудрой по истине жизни, а не по истине конвенции об истине жизни, как справедливо сказал автор.
Игорь Бондарев / 30.12.2022, 13:39
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от E.O.
25.04.2024 12:39
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
25.04.2024 11:35
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2024 10:20
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.04.2024 07:41