itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Евфросиния Полоцкая – святая единой Руси

Духовное родство Евфросинии Полоцкой и Сергия Радонежского

0
344
Время на чтение 6 минут

Источник: Вместе с Россией

Евфросинию Полоцкую сегодня часто называют заступницей земли Белорусской. Это, конечно же, так, но мы не должны забывать, что церковь прославляет Евфросинию в своих песнопениях такими похвалами: «виноград русский», «древней России сияние», «строительнице российския земли», «российския земли похвало», «великая российская дево», «себе, яко жертву, давшая Богови от князей русских полоцкия земли».

Нельзя забывать, что Евфросиния Полоцкая – прежде всего святая единой Руси, святая, которая всеми силами стремилась преодолеть удельные междоусобицы и княжеские разделения. И лично для себя, будучи еще Предславой, отвергла открытую для нее вертикальную княжескую «карьеру», выбрав тихое служение простой инокини Церкви.

Вспомним историю русской святости. В Х-ХI веках именно здесь, в Киеве и печерских пещерах (Южная или "Малая" Русь) билось сердце русской святости.

Евфросиния Полоцкая, жившая в ХII веке, переняла эстафету святости от киевских святых Антония и Феодосия Киево-Печерских и других печерских подвижников. И ХII век – это век зажженных от лампады киево-печерской молитвы прп. Евфросинии, святителей Мины и Дионисия Полоцких, и Кирилла и Лаврентия Туровских. В эти десятилетия именно Белая Русь является как бы центром русской святости.

Следующим святым такого же масштаба, как преподобная Евфросиния и Кирилл Туровский, будет, пожалуй, лишь благоверный князь Александр Невский, святой ХIII века, просиявший в Северной части Великой Руси, женатый, кстати, на полоцкой княжне.

В ХIV веке – духовным вождем Руси станет прп. Сергий Радонежский (Восточная Великая Русь).

При этом все эти святые хранят не только взаимную преемственность и духовное единство, но и горячее стремление к единству Церкви, и ненависть к удельным междоусобицам.

Обратим внимание на интересный факт: на протяжении нескольких веков Русская Церковь упорно сохраняла единую митрополию для всей Руси. Меняется лишь ее центр – сначала кафедра русского митрополита находится в Киеве, потом во Владимире, и наконец, в Москве. В истории вселенской Церкви это беспрецедентный, уникальный случай - такая огромная, необъятная по размерам митрополия, да еще сохраняемая на протяжении многих веков. Причем эту политику поддерживали и Вселенский византийский патриарх, и греческие митрополиты, и русские митрополиты и епископы. Хотя, казалось, что мешало устроить свои отдельные митрополии в Полоцке, Киеве, Новгороде, Владимире?

Ответ на этот вопрос только один: становилось очевидно, что Византия - второй Рим - неминуемо клонится к своему закату, и Вселенская Церковь начала готовить православную Русь как свою скорую преемницу. И в условиях междоусобной раздробленности Руси всеми силами стремилась сохранить хотя бы ее церковное единство.

Евфросиния Полоцкая - современница Илии Муромского и Петра Дамаскина. То есть она жила буквально "во времена былинные". Но авторитет ее был так высок, что до нас дошло множество записанных подробностей ее жития.

В родословной Евфросинии отразилась трагическая и героическая история древней Руси, как с ее языческими страстями, так и с христианской святостью. Прадедом ее был святой Владимир Красное солнышко, а прабабушкой - многострадальная Рогнеда-Горислава, пострадавшая от страстей и уязвленного самолюбия Владимира в те годы, когда князь еще был язычником.

По отцу Предслава была – внучкой загадочного князя Всеслава Чародея, по матери - мудрого и отважного Владимира Мономаха.

Заметим, что Предславу хотели выдать замуж, чтобы предотвратить междоусобную вражду. Женихом был избран сын князя Ярополка Смоленского. Родители небезосновательно надеялись, что этот брачный союз может положить конец вековой вражде полоцких князей с потомками князей Киевских.

Предслава отказывается, выбирает монашество, и этот отказ в очередной раз определил и углубил историософский вектор духовного развития Руси.

Впоследствии и Сергий Радонежский, получивший от Бога мудрость и ученость, перед которым, как перед боярским сыном знатного рода, тоже была открыта вертикальная политическая карьера, выберет безвестное иночество. А когда митрополит Алексий предлагает? - нет, умоляет Сергия возглавить после его смерти русскую митрополию, вручая ему свой золотой митрополичий крест – тот категорически отказывается, причем в жесткой бескомпромиссной форме: "От юности златоносцем не был, в старости же тем паче желаю в нищете пребывати. И если не хочешь отгнать мою нищету от твоей святыни, то не заговаривай больше со мною об этом".

Вот этот вот парадоксальный выбор Евфросинии, Сергия и других русских сынов и дочерей – начинать благоустройство Церкви, страны, мира не с реформ и внешних активностей, а с сокровенной работы над своей душой, и дал возможность Руси назваться Святой, что отражает ее сокровенную суть, ее призвание в мировой истории.

Но став инокиней, а затем игуменией, прп. Евфросиния, не чуждалась, когда это было необходимо, ни политической, ни дипломатической деятельности. (Как впоследствии и Сергий Радонежский.) Но эта деятельность была направлена не на упрочение власти какого-то князя или удельного княжества, а на устроение русского общества и государства на христианских началах.

В житии Евфросинии говорится: «просветительскую деятельность и труды по устройству монастырей святая совмещала с заботой об умиротворении соседей, предотвращая ссоры и распри между князьями, боярами и простыми людьми». Что кроется за этими скупыми строками?

В житии мы читаем, что Евфросиния послала в Константинополь к императору Мануилу I и патриарху Луке (Хрисовергу) своего слугу Михаила за иконой, написанной евангелистом Лукой. Но есть все основания предполагать, что Михаил был не только слугой, но и послом: отправляясь в путь, он преследовал прежде всего дипломатические цели, связанные со сложнейшим положением Русской Церкви на тот момент.

Это было время, когда был лишен кафедры незаконно поставленный митрополит Климент Смолятич и умер назначенный Константинопольским патриархом митрополит Константин-грек. Среди соратников законного митрополита Константина был и епископ Косьма, предположительно епископ Полоцкий. Епископ Косьма был лишен кафедры во время управления митрополией Климентом и восстановлен на ней при митрополите Константине- греке. Когда же митрополит умер, и лжемитрополит Климент вновь активизировал свою деятельность, епископу Козьме снова грозила опасность. Это и побудило преподобную Евфросинию к установлению связей с константинопольским Патриархом через посредничество своего слуги и посла Михаила. Скорее всего, Михаил вошел в состав посольства отправленного к патриарху Луке епископом Косьмою.

Именно из этого посольства Михаил привез от патриарха Луки и императора Мануила грамоту, в которой выражалась похвала игумении Евфросинии и передавалось ей патриаршее благословение. Вместе с грамотой передавались и святыни, которые впоследствии будут помещены в крест Евфросинии Полоцкой, выполненный Лазарем Богшей; а также икона письма евангелиста Луки – Эфесский образ пресвятой Богордицы, за которым из Константинополя в Эфес снаряжалась византийцами специальная экспедиция!

Конечно, все это было не только поддержкой лично подвижнице, но и, безусловно, благословением курса на предотвращение междоусобиц и сохранения единства Руси - курса, который всеми силами веками держала Русская Православная Церковь и выразительницей которого стала на тот момент авторитетная игумения княжеского рода преподобная Евфросиния Полоцкая.

Преподобному Сергию также выпало жить во время церковной смуты, которая возникла после смерти митрополита Алексия. И он тоже защищал незаконно гонимого епископа Дионисия, вел переписку с митрополитом Киприаном о церковных делах и даже по нескольку раз ходил пешком в Ростов, Нижний Новгород и Рязань, умиротворяя тамошних князей и убеждая их хранить политическое и духовное единство с Москвой.

Впоследствии преподобный Сергий, также как и преподобная Евфросиния, получил от Константинопольского Партиарха Филофея письменное благословение и монашеские святыни в подарок: крест, параман и схиму.

Как же сложилась судьба Эфесской иконы Одигитрии, написанной евангелистом Лукой и полученной в подарок Евфросинией Полоцкой? Она была торжественно перенесена в великорусский город Торопец во время венчания князя Димитрия Донского с полоцкой княжной Александрой. Думается, этот акт стал символической передачей благословения Византии уже Москве, ставшей к ХV веку настоящим Третьим Римом, и что неизмеримо важнее – Вторым Иерусалимом.

С болью переживавшие удельные междоусобицы и молящиеся Богу об их прекращении, преподобные Евфросиния Полоцкая и Сергий Радонежский вместе с другими нашими святыми и ныне молятся о нашем единстве - единстве страны, народа и Церкви. О том, чтобы их любимая Святая Русь во все времена и на всех своих рубежах оставалась Святой Русью.

Екатерина ЛОГАШЁВА,
Юлия ЛОГАШЁВА


Используемая литература:
1. «Жития святых святителя Димитрия Ростовского, месяц май», Москва, «Ставрос», 2004. С. 664 – 675.
2. Патерик Печерский, т.1, Киев, Типография Киево-Печерской Лавры, 2004. С. 280-285.
3. «Акафист преподобной Евфросинии Полотстей», Минск, Издательство Белорусского Экзархата, 1998. С. 4-5.
4. М.В. Толстой, «История Русской Церкви», издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1991. С. 679-682.
5. А. Мельников, «Путь непечален: исторические свидетельства о святости Белой Руси», Минск, Издание Белорусской Православной Церкви Московского Патриархата, 1992. С. 27-40.
6. Ирина Савкина, «Четыре княгини, четыре судьбы», Минск, издательство «БПЦ», 2020. С. 58-74.
7. Архиепископ Никон Рождественский, «Житие и подвиги преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чутотворца. – М.:Тирфонов Печенгский монастырь; Новая книга; Ковчег, 2003. С. 62-345.
8. Владимир Зоберн, «Благословите женщину», Москва, изд. «Эксмо», 2017. С. 299-306.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

2. Ответ на 1, az:

венчания князя Димитрия Донского с полоцкой княжной Александрой

Единственной женой Дмитрия была Евдокия, дочь великого князя Суздальско-Нижегородского Дмитрия Константиновича. У Дмитрия и Евдокии было двенадцать детей


Верно, нами допущена досадная описка: в 1239 году в Торопце состоялось венчание благоверного князя Александра Невского и полоцкой княжны Александры Брячеславовны. Тогда же в Торопец была перевезена Эфесская икона Пресвятой Богородицы, благословение Византийского патриарха.
Юлия Логашёва / 24.11.2022, 07:51

1.

венчания князя Димитрия Донского с полоцкой княжной Александрой

Единственной женой Дмитрия была Евдокия, дочь великого князя Суздальско-Нижегородского Дмитрия Константиновича. У Дмитрия и Евдокии было двенадцать детей
az / 14.11.2022, 06:20
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова, социолог Искэндэр Ясавеев, журналист Евгения Балтатарова; писатель Дмитрий Глуховский; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/kopiya-reestr-inostrannyih-agentov-20-01-2023.pdf
https://ria.ru/20230120/inoagenty-1846393284.html

Юлия Логашёва
Если Святой Руси нет, то какая разница?
Грустные уроки упущенного школьного предмета
23.11.2020
«Если Святой Руси нет, то какая разница?»
Грустные уроки упущенного школьного предмета
10.10.2020
Все статьи Юлия Логашёва
Последние комментарии
«Нет поводов для оптимизма»
Новый комментарий от Адриан Послушник
07.02.2023 10:36
Что же делать с мавзолеем среди икон?
Новый комментарий от С. Югов
07.02.2023 10:32
О новой кадровой политике
Новый комментарий от Адриан Послушник
07.02.2023 10:22
Что там делать с этим океаном человеческого горя
Новый комментарий от Виктор
07.02.2023 10:17
Нерусские русские
Новый комментарий от С. Югов
07.02.2023 10:13
«Предложение, от которого невозможно отказаться»
Новый комментарий от Алекс
07.02.2023 10:07
Почти что исповедь с проповедью
Новый комментарий от Русский Сталинист
07.02.2023 09:58