Летописец крестьянской Атлантиды. К 100-летию Ивана Акулова

0
489
Время на чтение 7 минут

Летописец крестьянской Атлантиды

 

Источник: ЛГ

Нет ничего прекрасней осеннего уютного вечера в ирбитской гостинице «Арктур». Быстро стихли машины на улице Елизарьевых (целая семья революционеров, в честь которых переименовали бывшую Красную!), и в бедном свете фонарей видны коротко остриженные тополя с пучками молодых веток. Тополя старые, им, наверное, лет по двести. А рядом – тонкий куст рябины, поросль от прежнего корня, значит, и рябина тоже старая.

 

Утром, на четвёртый день гостевания в Ирбите, я подойду поближе к деревьям и внимательно рассмотрю и птиц, что беспорядочной стаей то поднимались, то падали над «Арктуром», и тёмно-тёмно-красные, будто пыльные, ягоды рябины, и тополя, и палые листья, и всё-всё. Здесь, на Елизарьевых, дом 28-а, в середине 70-х жила семья писателя Ивана Ивановича Акулова (7.09.1922–25.12.1988), и было что-то невыразимо чудесное в том, что я теперь смотрела на то же небо, что и он, на те же деревья, дома и жизнь.

Лил дождь. Прямо-таки московский, серый, а я ходила по улице Пролетарской (бывшей Константиновской), где сохранились уголки прежнего города, старинные постройки – низ каменный, верх деревянный. Дом, где в 30-е годы жил Ваня Окулов («океанский» псевдоним Акулов появился от ошибки писаря в годы Великой Отечественной), не уцелел, зато соседние здания держались вполне бодро.

Вечерами с замиранием сердца подросток Ваня Окулов заглядывал под занавески в комнаты деревянного особняка на Пролетарской. Здесь жил учитель географии, владелец застеклённых шкафов, тесно заставленных книгами. Однажды хозяин застукал отрока за неловким занятием, и, застыдившись, Ваня не смог рассказать педагогу о том, что так влекло его к чужому быту: собрание сочинений Диккенса, тома Гюго, Хаггарда. Окулов рос честным, застенчивым, «со сладкой печалью» в груди – от погружения в мир большой литературы. «Я болел за книжных героев больше, чем за себя», – признавался после писатель. Собственная нелёгкая жизнь (отец рано умер, мать в одиночку тянула троих детей) казалась ему светлой и счастливой по сравнению с бедами Ваньки Жукова из рассказа Чехова.

В город я приехала на фестиваль, посвящённый творчеству Ивана Акулова. Вечером, накануне встречи с читателями, погрузилась в роман «Ошибись, милуя» (1987). Открыла книгу, чтобы обновить впечатления, да так зачиталась, что оторвалась от неё далеко за полночь. И – уже не смогла уснуть, погрузившись в «дополненную реальность», созданную Акуловым. «Перед утром над островом пронеслась первая весенняя гроза, с ветром, громом и молнией, но – странно – не обронила на землю ни капли дождя и оставила в опалённом воздухе суровую и тревожную недосказанность. Однако на рассвете потянуло сырой и тёплой ширью моря, и утро началось своим чередом». С первой фразы романа виден и масштаб автора, и писательское зрение его, и мастерство художника.

Какое всё-таки чудо – жизнь! Из детской любознательности, очарованности словом вырос могучий дар. Что это? Предназначение, самостояние, подарок судьбы?

 

* * *

И была какая-то упорная закономерность, непреложность в том, что весь 2021 год прошёл у меня под знаком Акулова. Ещё до поездки в Ирбит оказалась я в старинном Мценске. «А знаете ли вы, что здесь воевал писатель Иван Акулов? – сразу же спросила меня краевед, проводившая экскурсию по городу. – Он был тяжело ранен. После войны приезжал к нам посмотреть на место боёв».

Роман Ивана Акулова «Крещение» посвящён трагедии народа, унёсшей десятки миллионов жизней. Автор прослужил всю Великую Отечественную в пехоте, и «шинельная правда» стала фундаментом его самой известной книги. Он писал её долго: первая часть «Крещения» вышла в 1969 году в журнале «Молодая гвардия», заключительная – в 1975-м. В 1980-м за этот роман Иван Акулов был удостоен Государственной премии РСФСР им. М. Горького.

Высоко и ярко светили в советской литературе звёзды военной прозы. Писатели, Герои Соцтруда – Юрий Бондарев, Михаил Алексеев, Виктор Астафьев, Василь Быков, Олесь Гончар, Евгений Носов. Блеск и величие их произведений не затмили роман Ивана Акулова: «Крещение» переиздаётся до сих пор. Без какой бы то ни было рекламы книга находит читателя – таков запас художественной прочности в этом произведении.

«Иван Акулов – суровый, беспощадный писатель. Нигде не изменяет себе, своему восприятию мира, нигде «не заискивает» перед героем. Война – дело грозовое, как о ней иначе расскажешь». «Иван Акулов – писатель очень народный, справедливый, порой даже до деспотичности, в своём желании разобраться в человеке, дать его поступкам точную и бескомпромиссную характеристику».

Это из очерка Валентина Сорокина «Вечный порог». Несмотря на разницу в возрасте почти в поколение, они были друзьями не разлей вода – поэт Валентин Сорокин и прозаик Иван Акулов. Оба – уральцы, познакомились в Москве на Высших литературных курсах, где вместе учились в 1963–1965 годах. Дачи в подмосковном Семхозе купили рядом и почти всё написанное читали друг другу.

Акулов, работая в «Уральском следопыте» главным редактором (1966–1970), поддержит сборник Валентина Сорокина рецензией, а поэт, возглавив издательство «Современник», будет биться с цензурой, чтобы явить прозу Ивана Ивановича читателю. Через бюрократические и партийные рогатки книги Акулова двигались тяжело – не умел он дружить с влиятельными критиками и нужными литчиновниками. Истинные таланты всегда идут своей дорогой, и путь их обывателю кажется иррациональным. Валентин Сорокин в очерке «Без друга» свидетельствует: «Редко знал похвалу Иван Иванович. Друзей, близких у него почти не было. Очень одинокий, суровый и нежный. Но суровый с виду, а копни – золотая нежность, свет совести, как на тех огненных крестах, затрепещет. Да, большой человек – собор, в нём отогреваются людские обиды и воскресают радостью, как сам он: радовался и мелочи, лишь бы не мешала...»

Именно: собор! Явленный не фантазией, не воображением, а каторжным писательским трудом. «Книги мои – огромные главы одной, незавершённой летописи о русском крестьянстве», – говорил Иван Акулов. Почему же «придуманные люди» (литературные герои его романов), жившие десятилетия назад, ярче и достовернее, чем образы наших современников, запечатлённые с максимальной детализацией на фото и видео в соцсетях или пиар-проектах?

«…Да неуж ты не видишь, что деревню хотят извести всю, под корень? На что она в комунее такая деревянная да гнилая? Ну? Видно, обойдутся без деревень.

– А кто ж хлеб будет сеять?

– Ну, кто? Придумают что-ненабудь».

Это разговор между вдовой-колхозницей Глебовной и её воспитанником Алёшей Мостовым, парнишкой с Орловщины, эвакуированным с матерью в Зауралье (герои первого романа Ивана Акулова, «В вечном долгу» (1965). Алёша станет агрономом, будет поднимать послевоенную деревню. Он словно проживёт одну из несбывшихся биографий самого писателя. Ваня Окулов родился в крестьянской семье в селе Урусова (ныне Туринский район Свердловской области), окончил Ирбитский агрозоотехникум в 1941-м, но по специальности не проработал ни одного дня – на третью неделю войны его призвали в армию.

И вот какая получилась цепь размышлений писателя. «В вечном долгу» – книга о замордованной, нищей, умирающей, бьющейся из последних сил послевоенной деревне. «Крещение» – подвиг народа-крестьянина в Великую Отечественную. Роман «Касьян Остудный» (1979) – о коллективизации в Зауралье. Горькие страницы исхода с земли крепких хозяев-середняков, перемалывание государственным големом самих основ крестьянской жизни. «Ошибись, милуя» – книга о столыпинской аграрной реформе, конфликт народа и власти, роль народной интеллигенции в жизни страны.

Четыре романа Ивана Акулова – объективная и живая история России в ХХ веке. Нестареющие произведения! Он «думал» романами. И говорил о себе, что «перед лицом истории народа маленький я человек». Как это самоощущение непохоже на «мессий», кликушествующих и поучающих публику с федеральных каналов ТВ! «Эксперты» легко меняют мнения, в зависимости от сценария «постановки». Ветер истории, конечно, сметёт медийный мусор. Но каждое лживое, ядовитое, отравленное слово имеет и значение, и силу. Не понимать этого – значит обесценивать слово честное, настоящее и выстраданное.

 

* * *

В Ирбите Ивана Акулова любят, не обращая внимания ни на какие «литературные моды». В городе провели 29 фестивалей, посвящённых его жизни и творчеству. В 90-е годы, когда, казалось, было не до культуры, особенно русской национальной, здесь показали, как надо чтить своих летописцев. Главой города тогда был Григорий Шатравка, человек-легенда. Это он постановил: «Фестивалю Ивана Акулова – быть!» Ещё здравствовали многие люди, лично знавшие писателя, приходившие на встречи с ним в Центральную библиотеку имени Д.С. Мамина-Сибиряка. (Теперь в одном из её залов действует Литературный музей Ивана Акулова, а перед самим зданием установлен бюст писателя.) Местные чиновники – Алла Спиричева (образование) и Алексей Савин (культура) – помогали фестивалю встать на крыло.

В рамках Акуловских чтений проходит вручение муниципальной литературной премии, носящей имя писателя. Материально и морально здесь поощряют литературные надежды, талантливых земляков и популяризаторов творчества Ивана Акулова. Земной поклон библиотекарям, краеведам, педагогам, журналистам, предпринимателям – местной интеллигенции. Благодаря Галине Уфаркиной, Розе Шипицыной, Елене Зверевой, Ольге Ударцевой, Елене Лебедевой, Ирине Чернавиной, Любови Потаповой, Екатерине Мачехиной, Михаилу Смердову, Валентину Живулину, Надежде Ончуровой, Лидии Шевчук и ещё десяткам подвижников, неравнодушных людей, патриотов земли уральской, можно сказать определённо: Ирбит – город культурный. Творчество большого писателя – соборно, храмово, и под своды его творений приходят призванные.

Ирбитчане – люди с характером. В 1994-м они гордились тем, что «показали Москве козью морду» – первыми поставили памятник Маршалу Победы Георгию Жукову. Акуловский фестиваль, пожалуй, ещё одна «козья морда» столице. И дело тут вовсе не в местном патриотизме, а в умении взглянуть на литературу широко, незашоренно. Творчество Ивана Акулова по прошествии десятилетий оказалось в чём-то масштабней, гармоничней и шире, чем книги его талантливейших собратьев – писателей-деревенщиков. Вроде бы одни и те же темы брали, характеры, обращались к переломным моментам крестьянской истории, но есть и разница. Акулов – писатель с прочным философским фундаментом. Его «любовь к мудрости» нигде не выпирает, не разрушает художественную ткань, герои его не умничают всуе. А всё же концентрация непрестанных раздумий художника так высока, что невольно зачаровывает читателя.

В прозе Ивана Акулова есть какая-то некрикливая, непоколебимая основа, разгадать которую с наскока или с первого прочтения не получается. Что же, оставим эту тайну другим исследователям. А они будут. Иван Акулов из тех писателей, которым не грозит забвение – при любой эпохе.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лидия Андреевна Сычева
Названо, в чём сила и слабость Z-поколения
Только осмысленный созидательный труд миллионов может дать России технологический суверенитет
18.07.2024
Аплодисменты Пушкину
Кому, когда и зачем в современной России бывает нужен Пушкин
06.06.2024
Слово об Илье Числове
Памяти выдающегося деятеля славянского мира
16.12.2023
В столетний юбилей Расула Гамзатова вновь заговорили о цене развала СССР
Почему сейчас граждане России не знают, по сути, что они строят
14.09.2023
Все статьи Лидия Андреевна Сычева
Последние комментарии
О поездке в Белоруссию и обстановке на её
Новый комментарий от Владимир С.М.
24.11.2024 12:34
Мавзолей Ленина и его прообразы
Новый комментарий от Человек
24.11.2024 11:20
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от seaduck
24.11.2024 11:06
Еще один шаг в сторону разрушения семейных устоев
Новый комментарий от РомКа
24.11.2024 10:40
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
24.11.2024 07:39
Мифы и правда о монархическом способе правления
Новый комментарий от Апографъ
24.11.2024 04:25
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от учитель
24.11.2024 02:47