Летописец крестьянской Атлантиды. К 100-летию Ивана Акулова

0
489
Время на чтение 7 минут

Летописец крестьянской Атлантиды

 

Источник: ЛГ

Нет ничего прекрасней осеннего уютного вечера в ирбитской гостинице «Арктур». Быстро стихли машины на улице Елизарьевых (целая семья революционеров, в честь которых переименовали бывшую Красную!), и в бедном свете фонарей видны коротко остриженные тополя с пучками молодых веток. Тополя старые, им, наверное, лет по двести. А рядом – тонкий куст рябины, поросль от прежнего корня, значит, и рябина тоже старая.

 

Утром, на четвёртый день гостевания в Ирбите, я подойду поближе к деревьям и внимательно рассмотрю и птиц, что беспорядочной стаей то поднимались, то падали над «Арктуром», и тёмно-тёмно-красные, будто пыльные, ягоды рябины, и тополя, и палые листья, и всё-всё. Здесь, на Елизарьевых, дом 28-а, в середине 70-х жила семья писателя Ивана Ивановича Акулова (7.09.1922–25.12.1988), и было что-то невыразимо чудесное в том, что я теперь смотрела на то же небо, что и он, на те же деревья, дома и жизнь.

Лил дождь. Прямо-таки московский, серый, а я ходила по улице Пролетарской (бывшей Константиновской), где сохранились уголки прежнего города, старинные постройки – низ каменный, верх деревянный. Дом, где в 30-е годы жил Ваня Окулов («океанский» псевдоним Акулов появился от ошибки писаря в годы Великой Отечественной), не уцелел, зато соседние здания держались вполне бодро.

Вечерами с замиранием сердца подросток Ваня Окулов заглядывал под занавески в комнаты деревянного особняка на Пролетарской. Здесь жил учитель географии, владелец застеклённых шкафов, тесно заставленных книгами. Однажды хозяин застукал отрока за неловким занятием, и, застыдившись, Ваня не смог рассказать педагогу о том, что так влекло его к чужому быту: собрание сочинений Диккенса, тома Гюго, Хаггарда. Окулов рос честным, застенчивым, «со сладкой печалью» в груди – от погружения в мир большой литературы. «Я болел за книжных героев больше, чем за себя», – признавался после писатель. Собственная нелёгкая жизнь (отец рано умер, мать в одиночку тянула троих детей) казалась ему светлой и счастливой по сравнению с бедами Ваньки Жукова из рассказа Чехова.

В город я приехала на фестиваль, посвящённый творчеству Ивана Акулова. Вечером, накануне встречи с читателями, погрузилась в роман «Ошибись, милуя» (1987). Открыла книгу, чтобы обновить впечатления, да так зачиталась, что оторвалась от неё далеко за полночь. И – уже не смогла уснуть, погрузившись в «дополненную реальность», созданную Акуловым. «Перед утром над островом пронеслась первая весенняя гроза, с ветром, громом и молнией, но – странно – не обронила на землю ни капли дождя и оставила в опалённом воздухе суровую и тревожную недосказанность. Однако на рассвете потянуло сырой и тёплой ширью моря, и утро началось своим чередом». С первой фразы романа виден и масштаб автора, и писательское зрение его, и мастерство художника.

Какое всё-таки чудо – жизнь! Из детской любознательности, очарованности словом вырос могучий дар. Что это? Предназначение, самостояние, подарок судьбы?

 

* * *

И была какая-то упорная закономерность, непреложность в том, что весь 2021 год прошёл у меня под знаком Акулова. Ещё до поездки в Ирбит оказалась я в старинном Мценске. «А знаете ли вы, что здесь воевал писатель Иван Акулов? – сразу же спросила меня краевед, проводившая экскурсию по городу. – Он был тяжело ранен. После войны приезжал к нам посмотреть на место боёв».

Роман Ивана Акулова «Крещение» посвящён трагедии народа, унёсшей десятки миллионов жизней. Автор прослужил всю Великую Отечественную в пехоте, и «шинельная правда» стала фундаментом его самой известной книги. Он писал её долго: первая часть «Крещения» вышла в 1969 году в журнале «Молодая гвардия», заключительная – в 1975-м. В 1980-м за этот роман Иван Акулов был удостоен Государственной премии РСФСР им. М. Горького.

Высоко и ярко светили в советской литературе звёзды военной прозы. Писатели, Герои Соцтруда – Юрий Бондарев, Михаил Алексеев, Виктор Астафьев, Василь Быков, Олесь Гончар, Евгений Носов. Блеск и величие их произведений не затмили роман Ивана Акулова: «Крещение» переиздаётся до сих пор. Без какой бы то ни было рекламы книга находит читателя – таков запас художественной прочности в этом произведении.

«Иван Акулов – суровый, беспощадный писатель. Нигде не изменяет себе, своему восприятию мира, нигде «не заискивает» перед героем. Война – дело грозовое, как о ней иначе расскажешь». «Иван Акулов – писатель очень народный, справедливый, порой даже до деспотичности, в своём желании разобраться в человеке, дать его поступкам точную и бескомпромиссную характеристику».

Это из очерка Валентина Сорокина «Вечный порог». Несмотря на разницу в возрасте почти в поколение, они были друзьями не разлей вода – поэт Валентин Сорокин и прозаик Иван Акулов. Оба – уральцы, познакомились в Москве на Высших литературных курсах, где вместе учились в 1963–1965 годах. Дачи в подмосковном Семхозе купили рядом и почти всё написанное читали друг другу.

Акулов, работая в «Уральском следопыте» главным редактором (1966–1970), поддержит сборник Валентина Сорокина рецензией, а поэт, возглавив издательство «Современник», будет биться с цензурой, чтобы явить прозу Ивана Ивановича читателю. Через бюрократические и партийные рогатки книги Акулова двигались тяжело – не умел он дружить с влиятельными критиками и нужными литчиновниками. Истинные таланты всегда идут своей дорогой, и путь их обывателю кажется иррациональным. Валентин Сорокин в очерке «Без друга» свидетельствует: «Редко знал похвалу Иван Иванович. Друзей, близких у него почти не было. Очень одинокий, суровый и нежный. Но суровый с виду, а копни – золотая нежность, свет совести, как на тех огненных крестах, затрепещет. Да, большой человек – собор, в нём отогреваются людские обиды и воскресают радостью, как сам он: радовался и мелочи, лишь бы не мешала...»

Именно: собор! Явленный не фантазией, не воображением, а каторжным писательским трудом. «Книги мои – огромные главы одной, незавершённой летописи о русском крестьянстве», – говорил Иван Акулов. Почему же «придуманные люди» (литературные герои его романов), жившие десятилетия назад, ярче и достовернее, чем образы наших современников, запечатлённые с максимальной детализацией на фото и видео в соцсетях или пиар-проектах?

«…Да неуж ты не видишь, что деревню хотят извести всю, под корень? На что она в комунее такая деревянная да гнилая? Ну? Видно, обойдутся без деревень.

– А кто ж хлеб будет сеять?

– Ну, кто? Придумают что-ненабудь».

Это разговор между вдовой-колхозницей Глебовной и её воспитанником Алёшей Мостовым, парнишкой с Орловщины, эвакуированным с матерью в Зауралье (герои первого романа Ивана Акулова, «В вечном долгу» (1965). Алёша станет агрономом, будет поднимать послевоенную деревню. Он словно проживёт одну из несбывшихся биографий самого писателя. Ваня Окулов родился в крестьянской семье в селе Урусова (ныне Туринский район Свердловской области), окончил Ирбитский агрозоотехникум в 1941-м, но по специальности не проработал ни одного дня – на третью неделю войны его призвали в армию.

И вот какая получилась цепь размышлений писателя. «В вечном долгу» – книга о замордованной, нищей, умирающей, бьющейся из последних сил послевоенной деревне. «Крещение» – подвиг народа-крестьянина в Великую Отечественную. Роман «Касьян Остудный» (1979) – о коллективизации в Зауралье. Горькие страницы исхода с земли крепких хозяев-середняков, перемалывание государственным големом самих основ крестьянской жизни. «Ошибись, милуя» – книга о столыпинской аграрной реформе, конфликт народа и власти, роль народной интеллигенции в жизни страны.

Четыре романа Ивана Акулова – объективная и живая история России в ХХ веке. Нестареющие произведения! Он «думал» романами. И говорил о себе, что «перед лицом истории народа маленький я человек». Как это самоощущение непохоже на «мессий», кликушествующих и поучающих публику с федеральных каналов ТВ! «Эксперты» легко меняют мнения, в зависимости от сценария «постановки». Ветер истории, конечно, сметёт медийный мусор. Но каждое лживое, ядовитое, отравленное слово имеет и значение, и силу. Не понимать этого – значит обесценивать слово честное, настоящее и выстраданное.

 

* * *

В Ирбите Ивана Акулова любят, не обращая внимания ни на какие «литературные моды». В городе провели 29 фестивалей, посвящённых его жизни и творчеству. В 90-е годы, когда, казалось, было не до культуры, особенно русской национальной, здесь показали, как надо чтить своих летописцев. Главой города тогда был Григорий Шатравка, человек-легенда. Это он постановил: «Фестивалю Ивана Акулова – быть!» Ещё здравствовали многие люди, лично знавшие писателя, приходившие на встречи с ним в Центральную библиотеку имени Д.С. Мамина-Сибиряка. (Теперь в одном из её залов действует Литературный музей Ивана Акулова, а перед самим зданием установлен бюст писателя.) Местные чиновники – Алла Спиричева (образование) и Алексей Савин (культура) – помогали фестивалю встать на крыло.

В рамках Акуловских чтений проходит вручение муниципальной литературной премии, носящей имя писателя. Материально и морально здесь поощряют литературные надежды, талантливых земляков и популяризаторов творчества Ивана Акулова. Земной поклон библиотекарям, краеведам, педагогам, журналистам, предпринимателям – местной интеллигенции. Благодаря Галине Уфаркиной, Розе Шипицыной, Елене Зверевой, Ольге Ударцевой, Елене Лебедевой, Ирине Чернавиной, Любови Потаповой, Екатерине Мачехиной, Михаилу Смердову, Валентину Живулину, Надежде Ончуровой, Лидии Шевчук и ещё десяткам подвижников, неравнодушных людей, патриотов земли уральской, можно сказать определённо: Ирбит – город культурный. Творчество большого писателя – соборно, храмово, и под своды его творений приходят призванные.

Ирбитчане – люди с характером. В 1994-м они гордились тем, что «показали Москве козью морду» – первыми поставили памятник Маршалу Победы Георгию Жукову. Акуловский фестиваль, пожалуй, ещё одна «козья морда» столице. И дело тут вовсе не в местном патриотизме, а в умении взглянуть на литературу широко, незашоренно. Творчество Ивана Акулова по прошествии десятилетий оказалось в чём-то масштабней, гармоничней и шире, чем книги его талантливейших собратьев – писателей-деревенщиков. Вроде бы одни и те же темы брали, характеры, обращались к переломным моментам крестьянской истории, но есть и разница. Акулов – писатель с прочным философским фундаментом. Его «любовь к мудрости» нигде не выпирает, не разрушает художественную ткань, герои его не умничают всуе. А всё же концентрация непрестанных раздумий художника так высока, что невольно зачаровывает читателя.

В прозе Ивана Акулова есть какая-то некрикливая, непоколебимая основа, разгадать которую с наскока или с первого прочтения не получается. Что же, оставим эту тайну другим исследователям. А они будут. Иван Акулов из тех писателей, которым не грозит забвение – при любой эпохе.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Лидия Андреевна Сычева
Названо, в чём сила и слабость Z-поколения
Только осмысленный созидательный труд миллионов может дать России технологический суверенитет
18.07.2024
Аплодисменты Пушкину
Кому, когда и зачем в современной России бывает нужен Пушкин
06.06.2024
Слово об Илье Числове
Памяти выдающегося деятеля славянского мира
16.12.2023
В столетний юбилей Расула Гамзатова вновь заговорили о цене развала СССР
Почему сейчас граждане России не знают, по сути, что они строят
14.09.2023
Все статьи Лидия Андреевна Сычева
Последние комментарии
Игорь Стрелков попросил суд освободить его из колонии
Новый комментарий от Vladislav
25.12.2024 23:18
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Агафон
25.12.2024 21:33
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от С. Югов
25.12.2024 21:00
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от влдмр
25.12.2024 20:46
Путину нужно срочно менять Систему
Новый комментарий от Анатолий Степанов
25.12.2024 19:51
В Феофании состоялось итоговое заседание Священного синода УПЦ
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.12.2024 19:50
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
25.12.2024 19:34