Фото: REUTERS/ из открытых источников
В начале апреля нижняя палата парламента Пакистана выбрала главой правительства страны президента Пакистанской мусульманской лиги Шехбаза Шарифа, ставленника начальника штаба пакистанской армии генерала Баджвы.
Сразу после этого свергнутый с поста премьера в результате заговора проамериканских военных Имран Хан предъявил новой власти ультиматум, потребовав немедленного проведения парламентских выборов, по итогам которых будет определен новый глава правительства. Шехбаз Шариф отверг ультиматум Имрана Хана и ввел в Исламабад войска.
Власти дали разрешение на развертывание в столице армии после того, как Имран Хан прибыл в Исламабад и присоединился к своим сторонникам на площади Ди Чоук, где произошли столкновения с полицией.
После того как на прошлой неделе истек объявленный Имраном Ханом шестидневный ультиматум правительству Пакистана с требованием досрочных выборов, Имран Хан и его партия «Пакистанское движение за справедливость» (Pakistan Tehreek-e-Insaf, PTI) начали акции гражданского неповиновения.
Многотысячный марш оппозиции двинулся на Исламабад из Пешавара, где власть де-факто принадлежит соратнику Имрана Хана генералу Фаизу Хамиду, бывшему главе могущественной Межведомственной разведки (ISI).
Власти призвали армию к подавлению волнений. Однако в Пешаваре армия на стороне Имрана Хана, так как снятый в октябре 2021 года главой пакистанской армии генералом Баджвой с поста директора межведомственной разведки ISI генерал Фаиз Хамид был отправлен им командовать именно Пешаварским гарнизоном.
Смещение Фаиза Хамида с поста главы ISI произошло 6 октября 2021 года, а 21 октября в Кабул отправилась делегация, которую официально возглавлял глава МИД Курейши, а неофициально — Фаиз Хамид с главами ключевых подразделений ISI, «поставивший своих людей в Афганистане на ключевые точки, чтобы не сжигать мосты и не терять контроль над внутриафганской ситуацией».
Имран Хан неспроста торопится с организацией выступлений протеста и требованием досрочных выборов. Экономическая ситуация в стране крайне тяжелая. Инфляция в мае 2022 года превысила 13%, что является самым высоким показателем в Пакистане за последние два с половиной года, валютные резервы упали до $9,72 млрд. А за последнюю неделю мая валютные запасы сократились на $366 млн, говорится в заявлении Центрального банка Пакистана. Через два месяца стране нечем будет оплачивать импорт. Власти повысили цены на топливо и электроэнергию.
Становится очевидным, что правительство Шехбаза Шарифа не в состоянии вывести экономику из кризиса. Придя к власти, новый премьер сразу же ввёл в стране шестидневную рабочую неделю, заявив, что хочет повысить экономическую производительность, и оставив пакистанцам лишь один выходной в воскресенье. Убедившись, что это лишь усугубило топливный и энергетический дефицит, незадачливый премьер вновь вернул страну к пятидневке.
Шехбаз Шариф отменил также топливные субсидии, переложив расходы на потребителей, что еще больше разогнало инфляцию.
Исламабад в настоящее время остро нуждается в $36 млрд, чтобы избежать экономического коллапса. В прошлом Пакистан обращался за помощью к МВФ 22 раза, но это не помогло сделать экономику страны успешной. Осознав это, Имран Хан решил вырваться из кредитной ловушки МВФ и стал налаживать сотрудничество с Россией. «Мы закупим у России 2 млн метрических тонн пшеницы и природный газ, который необходим для удовлетворения внутренних и промышленных потребностей Пакистана. Поставки из России будут осуществляться, несмотря на антироссийские санкции», – заявил Имран Хан по возвращении из Москвы в конце февраля.
Он подчеркнул и важность строительства газопровода «Пакистанский поток», который, по его словам, является флагманом российско-пакистанского экономического сотрудничества. Пресс-служба Министерства информации и телерадиовещания Пакистана сообщила по итогам встречи Имрана Хана в Москве с Владимиром Путиным: «Пакистанский лидер отметил, что доверие и сердечность, характеризующие отношения между двумя странами, способствуют дальнейшему углублению и расширению взаимодействия в различных отраслях».
Это и стало толчком, как мы писали, к его свержению с поста главы правительства генералом Баджвой.
Генерал Баджва
Сейчас позиции Имрана Хана усилились. Выступая на многотысячном митинге в Лахоре, он сказал: «Вечеринка только начинается! Я созываю… весь Пакистан! Вы все должны подготовиться на улицах, в городах и деревнях. Вы должны дождаться моего сигнала, когда я скажу вам всем собираться в Исламабаде. Мы не хотим навредить нашей стране, но мы никоим образом не примем импортированное правительство. Наше движение будет набирать обороты».
Десятки сторонников Имрана Хана столкнулись с полицией в Исламабаде, где демонстранты подожгли кусты вдоль главного бульвара столицы. Произошли столкновения в других городах, в том числе в Карачи, где демонстранты сожгли полицейскую машину. Власти перегородили колючей проволокой и десятками транспортных контейнеров и грузовиков основные дороги, чтобы преградить протестующим путь в столицу.
Между тем Имран Хан собрал в небольшом городке Миянвалли (провинция Пенджаб) многотысячный митинг, на который съехалось почти все население этой провинции, традиционной вотчины клана Шарифов. Политический кризис углубляется.
На фоне распространившихся слухов о заговоре с целью убийства Имрана Хана, полицейское управление Исламабада заявило, что все службы безопасности города приведены в состояние повышенной готовности. Племянник Имрана Хана Хассан Ниязи заявил, что покушение на лидера PTI будет расцениваться как нападение на Пакистан и ответ будет агрессивным.
8 июня на фоне набирающих силу массовых протестов премьер-министр Шехбаз Шариф выступил на деловой конференции, на которой присутствовали лидеры бизнеса и ведущие экономисты страны. «Пришло время элитному классу пойти на жертвы, а непроизводительные активы, такие как недвижимость, должны быть обложены налогом… До сих пор бедным приходилось нелегко, но сегодня настала очередь состоятельных людей взять на себя бремя», — сказал глава правительства. Однако вряд ли запоздалое обращение главы правительства к богачам с предложением делиться доходами с бедными усмирит политический ураган, который надвигается на Пакистан.
Шансы Имрана Хана отправить в отставку «импортированное правительство» растут с каждым днём.