Кадр из фильма «Идеальный муж» (1980). Скриншот.
«Идеальный муж» - идеальная советская Англия
По какой-то неизвестной мне причине в СССР умели воссоздавать сам дух «старой доброй Англии», причём в этом случае антагонизм – классовый и геополитический – куда-то испарялся. Наше кино изображало Британию с такой любовью, словно была какая-то незримая духовная общность двух имперских народов, считающих себя не_Европой и даже анти_Европой.
При этом English в обычных школах преподавался ужасно, как и все остальные иностранные языки. Однако же пьесы, романы и сказки Оскара Уайльда переводились так изысканно и благоговейно, что можно было и не знать этот ваш герундий (вместе с временами группы Perfect, etc-etc). Переводчики старались донести игру слов и - нюансы слога-ритма-ударений.
Лёгкий, чарующий фильм «Идеальный муж» (1980) настолько приятен, что от зрителя может ускользнуть главная идея насмешника-Уайльда. В британском обществе ты можешь быть любым чудовищем, но, если оболочка – идеальна, ты – душечка и тебя на руках несут в Парламент, к светлым перспективам. Роберт Чилтерн – человек с блестящим будущим и столь же грязным прошлым.
Его друг – шалопай лорд Горинг, персонаж с дурной репутацией, но ему нечего скрывать. Горинг изящно (!) спасает Чилтерна – «плохие» часто выручают «хороших», а старенький лорд Кавершэм, отец Горинга, в очередной раз приводит Чилтерна в пример. Учись, сынок! Учись предавать? Мило. Но эта горечь не задерживается, растворяясь в сладости экранного бытия.
Кадр из фильма «Идеальный муж» (1980). Скриншот.
Великолепие игры – актёры наслаждаются процессом, а советский Эдуард Марцевич (чистый славянин, видимо, с польскими корнями по отцу) гораздо больше похож на природного англичанина, чем сами обитатели Лондона. Ему противостоит авантюристка миссис Чивли – красива, хитра, обворожительна и при том – чуточку вульгарна и слишком поспешна в решениях.
Это всё то, что умела делать именно Людмила Гурченко. Роковой и – комический образ. Нечто на грани. Только что она пугающе-прекрасна, как пантера перед прыжком и – бац! – уже драная кошка. От блеска - до убожества за несколько минут. Смотрела я самые разные варианты «Идеального мужа» - ни одна Чивли рядом не стояла.
Кадр из фильма «Идеальный муж» (1980). Скриншот.
Наряды Лоры Чивли, точнее – феерические одежды Людмилы Гурченко – отдельная песня. Они будто бы специально выдернуты из эстетического контекста Ар Нуво – тут всё волшебно и странно, без привязки к эпохе. Такие шляпы в 1895 году не носили даже самые смелые фамм-фаталь. Всё внимание – на эти безумные сооружения из шёлковых соцветий, и мало кому есть дело …до дела, которое там обсуждается.
Тот проект, из-за которого миссис Чивли приехала шантажировать безупречного Роберта. Какие там каналы, акции, капиталы, правительственные интриги? Главное – шляпы. И это правильно. Эстет Оскар Уайльд бы одобрил. Неслучайно его герой – в другом произведении – сказал: «Красота — один из видов гения, она ещё выше гения, ибо не требует понимания».
Трое в лодке, не считая собаки» - почему фильм неудачный?
Несмотря на то, что экранизации английской литературы в Советском Союзе были удачными, даже тут есть исключения и это, увы, «Трое в лодке, не считая собаки» (1979). Книжка Джерома К. Джерома в СССР была известна даже детям – её вообще можно читать с самого раннего возраста и потом возвращаться к ней по мере взросления и получения новых знаний об Англии. Сюжет на все времена и для всех поколений!
Уныло делается с самого начала...
Мы очень ждали телепремьеру, да ещё с любимыми актёрами – Андреем Мироновым, Александром Ширвиндтом и Михаилом Державиным. Казалось бы! Можно ли испортить такой великолепный первоисточник, приправленный звёздами? Оказывается, можно. Я несколько раз по молодости - в эру кассет VHS пыталась смотреть эту двухсерийную тягомотину и меня начинало клонить в сон примерно через двадцать минут.
И тут мне сделалось интересно, почему же фильм получился ужасным – я всё же досмотрела его и поняла. Там начисто отсутствует режиссура. Если бы это взялся делать Марк Захаров – вышла бы фантастическая вещь, но тут режиссёр Наум Бирман (к слову, он же поставил шедевральную «Хронику пикирующего бомбардировщика» (1967) и ряд хороших кинокартин) будто бы не захотел руководить процессом.
Такое чувство, что скучно даже собаке. «Трое в лодке, не считая собаки» (1979). Скриншот.
Актёры вяло жестикулируют, лениво двигаются, а их восклицания больше напоминают с трудом подавленные зевки. В самом начале Андрей Миронов – этот мастер монологов – тут уныл и длинно говорит слова «от автора». Явления Джорджа и Харриса не вносят никакого оживления. Всё напоминает какой-то старческий капустник – такое чувство, что нам показывают семидесятилетних дедушек, а не здоровых и красивых мужчин, каковыми были и герои, и сами артисты.
Фрагменты плохо «склеены» и не ладят друг с другом. Даже мелодии Александра Колкера, чья восхитительная музыка звучала в «Труффальдино из Бергамо» (1976) и «Свадьбе Кречинского» (1974), здесь никакие. Я бы и не узнала мотивы Колкера, если бы не прочитала его фамилию в титрах. Почерк этого композитора сложно спутать, он даже в проходной (хотя... не такой уж и проходной) киноленте «Уходя - уходи» (1978) сходу узнаётся.
Даже на женщин смотрят как-то вяло и по обязанности. «Трое в лодке, не считая собаки» (1979). Скриншот.
Помимо вышеуказанной «троицы» Миронов-Ширвиндт-Державин, в «…Лодке» полно приличных актёров и актрис. Все они коллективно «не сыграли». В каждом кадре – лишь суета и душная скука. Единственная годная сцена – это «Все – в сад!» Вот тут – полноценная игра. По сути, весь фильм и должен был стать именно таким – весёлым, лёгким, изящным. В общем, сюжет напоминает набор качественных ингредиентов, которые не превратились в роскошное блюдо.
«Собака Баскервилей», как пример шедевра
Сериал Игоря Масленникова о приключениях Шерлока Холмса и доктора Ватсона – захватывающее зрелище. Критики и зрители единодушны – фильмы чудесны и даже не самый удачный «Шерлок Холмс в XX веке» (или «XX век начинается» - в кино- и телепрокате они назывались по-разному) – и тот хорош.
Почему этот цикл – шедевральный? Сказать сложно, ибо сошлись все звёзды – режиссура, сценарий, артисты, музыка и, конечно годный первоисточник, но мы с вами знаем, что любую шикарную книгу можно испортить ужасной экранизацией, а ерундовый сюжет – вытащить умелой постановкой.
На мой взгляд, «Шерлок Холмс» с Василием Ливановым и Виталием Соломиным прекрасен потому, что авторы отнеслись к этим детективно-развлекательным историям, как к серьёзной литературе, а не как к чему-то легковесному.
По большому счёту, весь Холмс – это классическая pulp fiction. Напомню, что сам Конан Дойл невысоко ценил свои детективы, постоянно хотел «расстаться» с Шерлоком – писатель любил средневековую историю и полагал, что его реальное предназначение – это романы, типа «Сэр Найджел» и «Белый отряд».
Кадр из фильма «Собака Баскервилей» (1981). https://www.pinterest.ru/
Большинство кинематографистов снимали фильмы о Холмсе, как остросюжетные stories, а вот Игорь Масленников создал викторианское действо, где преступления и их раскрытие – детали, а вот английский мир с его кэбами и сэрами – главное.
Короче, наш мастер поднял Дойла до Диккенса и родилось чудо. Но даже среди серий имеется одна, которая выделяется – это «Собака Баскервилей» (1981). Это – настоящий бриллиант и можно сказать, почему именно она, а не Пёстрая Лента и не противоборство с Мориарти.
Кадр из фильма «Собака Баскервилей» (1981). https://www.pinterest.ru/
В этом сюжете очень ловко соединяются юмор и то особое состояние, что по-английски именуется thrill (отсюда – триллер) и переходы от смешного к будоражащему, пугающему – плавны. От ужаса перед страшным Баскервиль-холлом к забавному «овсянка, сэр» - бесстрастный Бэрримор чудесно сыгран на контрасте с суетливым сэром Генри.
А как чудны подвыпившие Ватсон и Генри! К слову, у Дойла сэр Генри вовсе не комический персонаж. И сколь мила, трогательна и... нелепа Элиза Бэрримор. У меня создалось впечатление, что съёмочной группе нравилось сотрудничество – они настоящий ансамбль, а не кучка «звёзд», перетягивавших общее одеяло.
Кадр из фильма «Собака Баскервилей» (1981). https://www.pinterest.ru/
Несомненной удачей можно считать «фильм в фильме» - рассказ о Хьюго Баскервиле. Ничего особенного – рукопись, девица, сбежавшая из плена и погоня в темноте. Плюс – музыка. Когда я писала о том, что масленниковской «Пиковой даме» (1982) не хватило версальских приключений графини, я имела в виду что-нибудь этакое...
Несколько штрихов, три минуты экранного времени и – получение многомерности полотна. В «Собаке…» удалось почти невозможное – сочетание динамики с неспешностью, а это вообще – важнейший признак викторианской Англии. Бешеная скорость и культ медлительности, ритуалов, жестов.
John de Critz «Меланхолик с чёрным котом» (Википедия) и кадр из фильма «Собака Баскервилей» (1981). Скриншот.
Только фразы из «Собаки…» (а не из других серий!) сделались народными цитатами: «овсянка, сэр», насчёт воя на болоте, изучения фамильных портретов и так далее. Кстати, о фамильных портретах. Изображение Хьюго Баскервиля имеет прототип – это работа Джона де Криза (John de Critz) «Меланхолик с чёрным котом».
Это не выдуманный меланхолик, но изображение Генри Ризли, графа Саутгемптона. Более того, на портрете, написанном для фильма, Олег Янковский похож не столько на себя, сколько …на своего сына, каким он стал в зрелые годы. В этой серии много любопытных деталей. Например, Алла Демидова сыграла не лишь Лору Лайонс, но и пленницу Хьюго...