Источник: Русский Вестник
«Русь Святая, где же ты?» – так называется новая книга, известного современного мыслителя Валерия Степановича Миловатского. Она вышла в свет недавно – в конце декабря прошлого года, но уже стала широко известна в научных кругах. Этот капитальный исследовательский труд можно назвать «философией истории». И до В. Миловатского многие исследователи, прежде всего русские в конце XIX – начале XX столетий, пытались разгадать тайну исторических процессов. Многое им удалось сделать. Но впоследствии философская мысль, зашоренная и зажатая марксистко-ленинской идеологией, или приостановилась вовсе, или ушла в глубокое подполье. И только в XXI веке Валерию Миловатскому, суммировавшему все, что было наработано до него, и продвинувшемуся дальше, удалось ответить на главный вопрос: что есть история по отношению к человеку и что есть человек по отношению к истории?
Правильное понимание событий, произошедших в национальной истории, крайне важно для формирования национального самосознания, без которого невозможно развитие нации. Уже первые строки книги «Русь Святая, где же ты?» говорят о многом. Из самого названия следует, что Русь Святая еще не была реализована, несмотря на многовековое существование этого понятия. Во-вторых, совершенно верное утверждение, что прошлое страны оказывает непосредственное воздействие на все последующие поколения. А в-третьих, дается установка для всех историков-патриотов, как следует изучать свою национальную историю. Да, впрочем, историк не патриот своей Родины – это понятие эфемерное.
Таких историков в природе не существует. Есть псевдоученые, ангажированные вражеской пропагандой, которые в угоду наших недругов, вольно или невольно, отрицают все великое в нашем прошлом и при этом сами не участвуют в созидательном делании современной национальной истории. Ибо ненавидят свой народ. И есть честные, истинные ученые, объективно оценивающие национальное прошлое, так как живут внутри современной истории и сами творят ее.
Конечно, все эти выводы, которые можно сделать из вступления к книге В. Миловатского, не являются открытием. Автор лишь определяет направление, в котором будет разворачивать свою философскую концепцию о сакральной сущности русской истории. Объем данной статьи, конечно, не позволяет даже вкратце рассмотреть каждую главу научного труда. Но тот, кто осилит его, поймет, что русская философская мысль сделала огромный шаг вперед и вышла на высоты, не доступные европейской культуре. В общих чертах я постараюсь донести главные аспекты книги «Русь Святая, где ты?»
В. Миловатский оперирует понятием «цивита», которое у него напрямую ассоциируется с понятием «историческое тело». Но определение «историческое тело» предполагает сущность живую, личностную, самостоятельно мыслящую, осознанно совершающую некие исторические и бытовые поступки. Давайте посмотрим, как на этот вопрос отвечает Миловатский: «…историки (и в первую очередь "цивилизационники": Н.Я. Данилевский, К. Леонтьев, Шпенглер, Тойнби …) давно осознали, что нет единой мировой истории; что история – не сплошной поток событий и деяний планетарного человечества. Отнюдь! Поток разбивается на ручейки и реки, а реки эти суть тела особого рода – исторические тела! История телесна – она совершается в телах и посредством тел, которые я далее называю историческими телами, или цивитами».
Кстати, нам уже сто лет навязывают мысль, что мы, русские, государствообразующий народ. Полная чушь. Во-первых, ни один народ сам по себе государство не создает – его создает правящий класс, зачастую незаконно захвативший власть в стране. Во-вторых, государство может возникнуть и в стране, где национальное большинство вообще отстранено от принятия каких-либо политических решений. В-третьих, называя русский народ государствообразующим, наши духовные оккупанты хотят возложить ответственность на нас за создание коммунистического безбожного государства, а за ним – за создание горбачевско-ельцинского марионеточного государства и путинского либерально-олигархического. Сейчас в Российской Федерации формируется полицейское государство. Мы что, и за это будем виноваты перед всеми народами, живущими рядом с нами?
Нет, русский народ – не государствообразующий! Он – корневой народ! Он – жизнедарующий народ! Любая нация, большая или малая, вошедшая под крыло русской цивиты, тут же начинает развиваться и процветать. Но стоит кому-либо отколоться от России, тут же он впадает в хаос и разврат. А потом, в бессилии, начинает обвинять русский народ в своем падении. А мы все терпим, все прощаем и снова готовы всех принять под свое спасительное крыло. Мы любвиобильны и не помним зла. Многие это воспринимают как проявление слабости. Но именно в этом и заключается истинная сила, та Сила, Которой Христос победил мир, взойдя на Голгофу, предварительно простив Своих палачей. И когда мы ломаем хребты нашим военным противникам, мы делаем это не ради мести, а для того, чтобы они не мешали нам спокойно заниматься созидательным трудом.
Позвольте привести здесь развернутую цитату из книги «Русь Святая, где же ты?». Вот, что пишет В. Миловатский: «В заключение концепции нельзя не сказать о том, без чего всякая история очень быстро закончилась бы – слово о первостепенности любви в истории. О любви не влюбленных, не родительской, не романтической – а о той тайне, на которой зиждется всякое бытие. Эта любовь неудержимо проникает сквозь все “поры” истории – и тогда история, несмотря на трагедии и катастрофы, проясняясь, становится во всей толще своих событий все светлее и отраднее. Она (любовь) превозмогает разрушительные, губительные тенденции истории, отстаивает ее добрые устремления, распахивает новые горизонты... Придет время – и мы однажды увидим чудотворное сияние ее дел, услышим стройное звучание ее побед, весь мир засияет новым радостными красками...
Отдать душу за други своя – это не обязательно отдание жизни, это может быть все жизненным стремлением к увековечиванию памяти любимого.
Здесь-то и действует в той или иной степени воскресающая сила любви, побеждающая смерть, ее разрушительное действие. "Магнетизм" силы любви по частицам вновь собирает разрушенное тело – и молекулы, и клетки покорно "слушаются" этой силы. Ибо в любви – Тайна Бытия! Божьей любовью, и только любовью все существует! Она – самый чудесный “эликсир” жизни. Всякая тварь жаждет и ждет любви: люди и звери, насекомые и даже растения. Известно, как растения радостно расцветают под любящей рукой, как исцеляются больные при любящем уходе и заботе…
Нет, история не безлюба! Именно свет любви собирает и соединяет в ядре цивиты ее память и самосознание, слова и имена (“глаз бури” по Флоренскому), культуру и духовность, письмена и знаки... А мы знаем, что ядро – духовный “реактор” цивиты. И то, что цивита при всей “текучести” ее вещественного состава сохраняет свой характер и лицо, свою индивидуальность, есть “заслуга” не только памяти, слова и самосознания, а прежде всего – любви!»
Насколько правильное и точное определение. Ведь Бог создал человека и Вселенную ни по какой иной причине, как только для того, чтобы кто-то еще рядом с Ним почувствовал радость бытия.
Игорь ГРЕВЦЕВ