Нас спасет Диктатура Культуры?

Александр Сергеевич Пушкин 
0
641
Время на чтение 6 минут

Источник: газета КУЛЬТУРА

Гибель священного канона культуры означает одновременно и гибель самой цивилизации. Именно это и переживают сегодня народы Европы. Но если окончательный «закат Европы», видимо, уже не остановить, то остановить культурный распад России еще можно.

 

«Я не верю, что европейская культура может выжить в случае полного исчезновения Христианской Веры… С исчезновением христианства исчезнет вся культура. И придется, как это ни больно, начинать все сначала, а ведь новую культуру не накинешь, как новую одежду. Нужно ждать, пока вырастет трава на корм овцам, дающим шерсть, из которой сделают вам новую накидку. Придется пройти через многие века варварства. Мы не доживем до наступления дней новой культуры, не увидят ее и наши прапраправнуки; а если чудо вдруг произойдет, то ни один из нас не будет с новой культурой счастлив», — так писал Т.С. Элиот в 1948 году. Сегодня эти строки стали пугающей реальностью. И вот уже новые революционные хунвэйбины и их профессура, выросшая из детей шестьдесят восьмых, сбрасывают с «парохода современности» Платона, Данте, Шекспира, Гёте, оказавшихся слишком белыми, маскулинными и цисгендерными представителями «культуры угнетения», несовместимыми с прогрессивными догматами «новой этики и «новой нормальности». За последние полвека метастазы «критической теории» Франкфуртской школы социологии проникли настолько глубоко в поры западного образования, политики и культуры, что излечение если и возможно, то совсем уж крайними мерами. Одним словом, сегодня пациент западной цивилизации скорее мертв. Так, что, наблюдая ее агонию, от прозорливого взгляда публицистики Томаса Элиота остается обратится лишь к его еще более прозорливой поэтике:

…Что там за звуки с небес

Тихий плач материнский

Что за орды несутся

По иссохшей безводной равнине

Коей нет ни конца и ни краю

Что за город там над горами

Рассыпается в лиловом небе

Падают башни

Иерусалим Афины Александрия

Вена Лондон

Фантом...

Апокалипсис культуры неизбежно ведет к апокалипсису бытия как такового. Пусть даже и не в строгих формулах христианского Откровения. Пусть даже нас действительно ожидает еще тысячелетие новых «темных веков», когда культура будет сохраняться в одиноких кельях посреди лесов, болот, пустынь или джунглей мегаполисов, где последние ее хранители будут «перестукиваться именем Пушкина». И единственная хорошая в связи с этим новость — это то, что мы, в силу своего вечного отставания, чуть дальше от пропасти, нежели прогрессивная во всех смыслах Европа.

Именно в этой связи мы и обратились к Томасу Стернзу Элиоту. Прежде всего, это действительно великий поэт, быть может, главный поэт ХХ века. И как всякому по-настоящему великому поэту, будущее (то есть наше с вами уже настоящее) ему открывалось яснее прочих. В своих поэмах Т. Элиот оставил лучшее, по общему признанию, описание той духовной пустыни, которую представляла собой Европа его времени. В возможность ее спасения Элиот мало верил. Тем не менее в своих культурологических эссе «Идея христианского общества» (1939) и «Заметки к определению понятия Культура» (1948) подробно писал о возможностях спасения. Но если Европа свои перекрестки спасения, кажется, уже проскочила, то ситуация в России, вступившей на путь общеевропейской катастрофы, как обычно, позже других, вполне напоминает ту, которую застал Т. Элиот.

В то время главным конфликтом эпохи считалось противостояние между тоталитарными и демократическими обществами. Что, по мнению Элиота, было во многом фикцией, поскольку в высшем смысле, по отношению к культуре, эти общества мало чем друг от друга отличались. Вместо слов «тоталитарное» и «либерально-демократическое» поэт предлагал использовать определение «массовое общество», т.е., существующее в «режиме неограниченной демагогии», антагонистическое и враждебное культуре. Спасти европейскую цивилизацию от гибели, по мнению Элиота, могла бы только защита культуры от того «давления, которое молчаливо осуществляется во всяком массовом обществе, организованном ради прибыли, с целью понижения общего уровня искусства и культуры», а вовсе не «контроль за соблюдением прав человека». К тому же, продолжал Элиот, либерализму и демократии не составит труда «вымостить дорогу» тому, что представляет собой «их собственное отрицание»: так, концом либерализма должен явиться хаос, концом демократии — тирания. Для современного себе английского общества поэт находил и более точное определение: «тоталитарная бездуховность». Такое массовое «нейтральное общество», по мнению Элиота, мгновенно скатывается к язычеству, откуда уже рукой подать до человеческих жертвоприношений и рандомного людоедства. Ибо настоящий духовный водораздел, заключал поэт, проходит не между «тоталитаризмом» и «демократией», а между христианством и язычеством. Вывод его был однозначен: Европу может спасти только идея Христианского общества, то есть общества, построенного на основе культуры, а не экономики.

Это одна цепочка рассуждений. Исходный пункт другой — работы Ивана Ильина, автора, который жил и творил в то же время и в том же мировоззренческом поле. «Спасти страну от гибели может только строгий авторитарный (отнюдь не тоталитарный!) режим… «национальной диктатуры». «Диктатура, но не тоталитарная… не демагогическая… а государственная, упорядочивающая и воспитывающая; не угасающая свободу, а приучающая к подлинной свободе…»; «демократия, но не формальная, не арифметическая, …не прессующая массовые недоразумения и частные вожделения… а делающая ставку на воспитываемого ею, самоуправляющегося, внутренне свободного гражданина». Кажется, именно эти рассуждения были положены в основу обуздания хаоса наших «святых 90-х». Только наш президент (который и сегодня любит цитировать Ильина) дал им более осторожное имя «диктатуры закона». Однако, обуздав хаос, пора бы уже, пока не поздно, приступать и к воспитанию «самоуправляющегося, внутренне свободного гражданина», то есть к созиданию общества, основанного на приоритете не экономики уже, но культуры. Здесь-то и возникает идея «Диктатуры Культуры».

В свое время Уильям Макнил (автор «Триумфа Запада», 1963), определял цивилизацию как «крупнейшее сообщество, объединенное общим литературным каноном». В этом смысле (и это можно уверенно уже констатировать) западной цивилизации больше нет: нет ни «общего канона», ни даже самого понятия «западной цивилизации» в университетах Запада. Однако в России такой канон все еще есть. И когда мы произносим слова «Диктатура Культуры», мы имеем в виду именно это: насущную необходимость защиты «культурного канона» от разложения, приметы чего видны сегодня повсюду, начиная от системы образования и центральных каналов ТВ. Причем защиты максимально ответственной, соответствующей той угрозе, которую несет его гибель. Любая великая цивилизация строится вокруг своего «священного канона», на принятии его обществом и следовании ему. Если даже кто-то, в силу личных причин, его не принимает, он обязан считаться с тем, что такой канон существует. Это и называется цивилизацией. Распад этих отношений означает ее гибель. Что мы и наблюдаем сегодня на Западе.

Пока Средневековая цивилизация Запада имела своим каноном Вергилия, Августина и Священное Писание на латыни, она была едина, сильна и практически несокрушима. Революционный слом XV–XVI веков привел к образованию новых священных текстов: Лютера, Кальвина, и складыванию на их основе новых национальных миров Европы. Это был уже гораздо более слабый, перманентно конфликтный, раздробленный мир эгоистичных национализмов. Однако он существовал, пока у бритов был Шекспир, у германцев — Шиллер и Гёте, у итальянцев — Данте… После Второй мировой и национальные каноны стали размываться, подвергаясь мощным атакам контркультур и подменяясь общим «каноном прав человека». Сегодня даже «права человека» подвергаются суровой ревизии и заменяются правами меньшинств. Так, как и предупреждал Т. Элиот, либерализм и демократия находят свой конец в тоталитарной «критической теории» фрейдо-марксизма. Сегодня у народов Европы нет больше ни традиционных религий, ни канонических текстов, ни сплачивающих их национальных общностей, кроме общности «чувства вины», по примеру прогрессивных немцев, шагающих в ногу с «новой этикой» и флагом ЛГБТ на руинах цивилизации.

В свое время итальянский марксист Грамши утверждал, что завоевание власти следует начинать с завоевания царства культуры. Ведь пока в сердце итальянского рабочего живет любовь к католической церкви и национальному гению Данте, его невозможно обратить в большевизм. Сегодня заветы Грамши, торжествуя на Западе, стучатся уже и в наши двери. И «Диктатура Культуры» — концепт, вполне сознающий степень этой опасности. После того, как остановлен хаос в структурах государства, должен быть остановлен хаос и в царстве культуры. Непосредственная задача Диктатуры Культуры — осуществление безболезненного перехода от «массового общества» к обществу культуроцентричному, от «массового человека» к человеку вертикальному, живущему в пространстве культурных иерархий. Речь в первую очередь должна идти о создании новой культурной элиты, которая сменит сегодняшнюю, обслуживающую «массовое общество»: все вещи снова должны занять присущие им законные места: осадок снова оказаться на дне, высокое — вернуться к высотам. Над национальным культурным каноном должен зажечься свет прожекторов, а то, что сегодня выступает под видом культуры, являясь на деле ее разложением, — остаться вне этого света. Так сама собой начнет формироваться и новая, разряженная, пронизанная творческими энергиями атмосфера общества, которая будет притягивать к себе все здоровое и растущее и отталкивать нездоровое и гниющее.

В знаменитом китайском трактате «Люйши чуньцю» (III в. до н.э.) говорится, что даже в самые мрачные времена власти хаоса мир можно спасти, повернув его к изначальным гармониям и архетипам: «В глубокой древности миром правил Чжусян-ши. То было время ураганных ветров и огромных концентраций янной ци, которыми все развеивалось, так что плод и семя не вызревали. Поэтому Ши Да создал пятиструнные гусли-сэ, чтобы вызвать с их помощью иньную ци и дать жизни укрепиться». Итак, не пришло ли и нам время вернуть нашему обществу классический культурный канон, дабы ввиду приближающихся катастроф дать, наконец, «жизни укрепиться»?

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. Себе и всем: друг, исцели себя

Приложим к себе слова: "Врач, исцели себя".
Более точно: "Стяжи Дух, и спасутся вместе с тобой тысячи".
Федор Тютчев писал:
«Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит…
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры… но о ней не просит…»
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Можегов
«Эта война — за власть над миром»
О переводе британской экономики на военные рельсы для помощи Украине
25.04.2024
«Все говорят Кант, Кант». Хороший немец, плохой русский
Он узаконил грабёж тысячелетия
24.04.2024
Эпоха Возрождения как политический проект
Смена христианской парадигмы мира парадигмой иной, нехристианской
18.04.2024
Ещё раз о теракте в Крокусе и его акторах
У нашей дипломатии нет внятного языка для осмысливания реальности
09.04.2024
«Мы говорим Украина - подразумеваем неоконы…»
Об основных причинах и целях теракта в «Крокусе»
27.03.2024
Все статьи Владимир Можегов
Александр Сергеевич Пушкин
День памяти поэта В.А. Жуковского
Также сегодня мы вспоминаем адмирала И.Л.Голенищева-Кутузова, генерала П.Н.Врангеля, основателя МХАТа В.И.Немировича-Данченко
25.04.2024
Легализация мата и чистота языка
Размышления по итогам одной дискуссии
18.04.2024
Пора пресечь деятельность калининградского «ЛГБТ*-лобби»
Русская община Калининградской области требует уволить директора – художественного руководителя Калининградского областного драматического театра А.Н. Федоренко и некоторых его подчинённых
11.04.2024
День «апофеоза русской славы среди иноплеменников»
Сегодня также мы вспоминаем Н.О.Пушкину, С.М.Волнухина, Н.Ф.Романова, А.В.Алешина и Н.И.Кострова
11.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 12:47
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 12:34
Почему удар по Ельцину последовал из либеральной среды?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 11:50
Декоммунизация Шевченко
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 11:33
4 книги, рассказывающие о заблуждениях верующих
Новый комментарий от Сергей
26.04.2024 11:27