Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979). Скриншот.
В книге «Эра милосердия» (1975) и сериале «Место встречи изменить нельзя» (1979) - очень много типажей послевоенной эпохи. Этакий срез, причём не парадный, а как есть. Точнее, был. В этой истории есть лёгкая романтизация, но нет эстетизации, а Глеб Жеглов чем-то напоминает …своих же «подопечных», иногда фраеров, а порой и воров в законе. Положительные на 100 процентов – это Володя Шарапов да Варя Синичкина – люди будущего, той самой «эры милосердия», а пока – всевозможные Верки-модистки, гражданки Волокушины, мелкая и крупная шпана.
В этой истории есть персонаж, из-за которого всё завертелось – это Лариса Груздева, лица которой мы так и не увидели, зато (по тексту Вайнеров), новичок Шарапов, был шокирован видом убитой Ларисы: «Было невыносимо стыдно смотреть на эти закоченевшие стройные ноги…». Несмотря на фронтовое прошлое. Таким образом, этой молодой и красивой дамы нет, но она присутствует в каждый момент времени. Можно посмотреть на Ларису не как на жертву преступления, а как на женщину, по сути, приведшую к этому финалу.
И сам Груздев из интеллигента и талантливого микробиолога (в книге есть указание на его специальность) превращается в неприятного типа и, в общем-то, правильно Жеглову он не понравился. Смотрим! Юная девушка после школы решила пойти в актрисы, но её не взяли, и она устроилась в костюмерную. Лишь бы рядом с Мельпоменой и прочей Терпсихорой. Дольче вита и фальшивые блёстки - а какие же ещё на сцене? Все королевы Шекспира и Шиллера носят подделки - в свете рампы всё кажется дивной иллюзией.
Груздев – немолодой кавалер – полюбил привлекательную девицу и женился. Наверняка, зацепила его не талантом, которого не было – внешностью. Типичный послевоенный вариант – мэтр и хорошенькая нимфа. Потом стал дико ревновать и – разочаровался. Не выдерживал и невинного флирта, по словам Нади - сестры Ларисы. Поматросил …и решил, что «не его» судьба. Нашёл себе такую же, как сам, неюную интеллигентку по фамилии Желтовская (из шляхты, из бывших в 99 из 100) и уехал в Лосинку, на тот момент глубочайшее Подмосковье.
Нет, Груздев не прям-таки подлец – он даже оставил непрактичной Ларе свою честно заработанную жилплощадь, предлагал размен. А она? Отбила у подружки эффектного Фокса и настроилась на столь же эффектную будущность. При том, что с момента знакомства с Фоксом до печальной развязки прошло не три года, а совсем ничего. То есть Лариса была дамочкой весёлого поведения, миленькой авантюристкой, но при том – наивной до жути.
Я не утверждаю, но мне кажется, что имя Лариса тут неслучайно - этот же стиль бытия прослеживался у классической героини, Ларисы Огудаловой - любовь, страсти, романтика, криво почерпнутая из французских новелл. Это - наиболее виктимный тип личности, что мы и увидели. А Груздев? Правильно ему Глеб сказал, что следует наводить порядок «со своими женщинами», да ещё и оружие не раскидывать. Неприятная пара, хотя, чисто по-человечески (и по-милицейски) их жаль.
Зачем Фокс убил Ларису Груздеву?
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя» (1979). Скриншот.
Один из вопросов, которые задают люди при 101 просмотре «Места встречи…» (1979) звучит так: «Зачем Фокс убил Ларису Груздеву?» Чтобы забрать её немудрёный скарб? Надя, сестра убитой перечисляет: «У нее был новый чемодан, большой, желтый, и его нигде не видно. В шкафу была ее шубка под котик... Платье красное из панбархата...
Костюм из жатки, темно-синий, несколько кофточек. Часики золотые... серьги с бирюзой... ящерица... Браслет такой, витой, в виде ящерицы с изумрудными глазками». Это не богатство. Но и не бедность. Это - советский миддл-класс эры Сталина.
Конечно, я в курсе, что в те годы могли убить за шубу или устроить нападение на мужчину из-за его нового бостонового костюма, залезть в окно, ради панбархатного платья, вырвать из рук простенькую сумочку, если её несла аккуратная женщина в шляпке.
Однако это не тот случай. Во-первых, «Фокс – мужик зажиточный», по словам того же Кирпича. Во-вторых, чего же тогда он не ограбил и не убил мадам Соболевскую, у которой всего этого шика имелось куда как больше? По книге она певица, а по сценарию – модельер.
Причём, описание её квартиры в романе весьма красноречиво – там было, что унести на добрую память о большой и чистой любви. Более того, Фокс украл Ларисины вещи и проиграл браслетик в карты (как вы помните) наверняка затем, чтобы штучку заметили – как взятую в процессе ограбления. Это имитация.
Фоксу не нужна была эта ношеная шубка «под котик», стоившая примерно два-три захода в тогдашний ресторан «Астория» - по коммерческим ценам. Лисица-Фокс хотел, чтобы муровцы считали это – простым и грубым ограблением. Фокс убил хорошенькую Груздеву, которая...
1) мешала ему своей неуёмной страстью; 2) начала что-то подозревать; 3) оказалась не такой уж козырной дамой, как он решил, когда уходил к ней от Ирины (а по книге - Ингрид) Соболевской. Но главное у него есть Аня.
Та самая Анна Дьячкова, о которой Жеглов сказал: «Тут у него любовь с интересом, тут у него лежбище». Роскошная брюнетка с цыганскими очами. Возможно, поначалу Фокс хотел, использовать Груздеву в качестве красивой приманки, как Ручечник - Волокушину.
Опять же место её службы – театральные мастерские, а все эти шубки Ручечник & Волокушина брали именно по театрам. Потом выяснилось, что Лариса не годится для столь романтического времяпрепровождения. Она же думала, что он – респектабельный советский функционер. Но… Помните, Соболевская предупреждала бывшую подругу?
Ирина/Ингрид что-то знала, но, конечно, не сказала Шарапову. Не потому, что всё ещё любила-ждала-надеялась, а потому что у самой рыльце (точнее, весьма красивое лицо) в пушку. Да и боялась. Лариса (по-гречески – «чайка») слишком громко хлопала крыльями, чтобы Фокс мог обрести у неё «лежбище». Потому и уничтожил. Иного объяснения нет.