Фото: REUTERS/Joe Skipper
В юго-восточном аппендиксе Соединенных Штатов, в штате Флорида, накапливается взрывной потенциал недовольства белых американцев и американок, психологически не готовых к превращению в этно-расовое меньшинство со всеми признаками второсортных граждан.
Многие уже начинают подозревать, что на следующем витке холодной гражданской войны их цветные и другие сограждане, не имеющие европейских корней, не ведущие свою родословную от отцов-пилигримов, превратившись если не через 10, то через 30 лет в абсолютное большинство, начнут не просто требовать массового покаяния за рабовладельческое прошлое, но систематически ограничивать белых в правах.
Начнут воздавать по позорным заслугам потомкам, пусть и не прямым, не своих обидчиков, а обидчиков далеких предков. В качестве праведной мести за кандалы черных невольников, свист кнута надсмотрщика, скамейки в парке с надписью «Только для белых», скрытую дискриминацию при поступлении в вузы и на работу, бытовую сегрегацию, затронувшую даже школьные автобусы, за будничные, явные и неявные, реальные и придуманные унижения.
Оспаривать позор расистских порядков в США, длившийся столетия, никто не станет. Эти факты вмонтированы в летопись и прописаны в матрице национального самосознания. Однако сегодня маятник качнулся в обратном направлении. И грозит смести скрепы американского общества, далеко не монолитного, слепленного из множества подчас плохо совместимых этно-расово-религиозно-культурных сообществ.
В солнечно-курортной Флориде, давно превратившейся в последнее пристанище вышедших на пенсию состоятельных, относящихся к среднему классу белых граждан, наравне со страхом перед начатой администрацией Обамы - Клинтон - Байдена «перезагрузкой» Америки, возникла решимость отвратить экзистенциальную угрозу.
Если пересмотреть кадры еще не остывшей хроники, когда белых понуждают вставать на колени и просить прощения за «привилегии белой кожи» (white privilege), то в дальнейшем, кто знает, недалеко и до принуждения к репатриации на родину далеких предков. По опробованной в Латвии, а в случае применения к местным реалиям формуле «Чемодан, причал, Европа».
Площадным и митинговым выразителем пока четко не артикулируемых опасений белой общины стал 43-летний Рональд Дион Десантис, республиканец («красный», согласно цветовой маркировке партий в Америке), губернатор штата Флорида. Фигура неоднозначная. Относится к категории «политических животных» (political animal). Набирает очки в гонке претендентов на лидерство в Республиканской партии. И заслуживает пристального внимания.
Деление на чистых и нечистых по цвету кожи
Последний по времени скандальный хайп вокруг губернатора с тремя кулаками связан с его законодательной инициативой, названной «Остановить Воук» (Stop WOKE Act). «Воук» – политический термин происхождением из афроамериканского английского, обозначающий усиленное внимание к вопросам, касающимся социальной, расовой и половой справедливости.
Принятием закона против «Воук» Десантис предоставит родителям право подавать судебные иски против школьных педагогов, обучающих их отпрысков тому, что называют «критической расовой теорией» (CRT), которая еще в июне попала во Флориде под запрет.
Сама по себе теория CRT вращается в академической среде более сорока лет. Но широкое хождение она приобрела после того, как стратеги Демократической партии («синие») решили разыграть против Трампа и республиканцев («красные») козырную карту «черного расизма». И натравили на них хорошо проплаченных активистов движения «Черные жизни важны» (Black lives matter, BLM). Концепцию CRT употребили как идеологическое обоснование требования, чтобы белые скопом покаялись и признали себя виновными за рабовладельческое прошлое.
В американской прессе можно найти четкое определение мотивов CRT: «Расизм – это больше чем личностные предрассудки; он вмонтирован во всю судебную систему и политику» (Racism is more than just individual bias; it's embedded throughout legal systems and policy). Поборники изучения «критической расовой теории» утверждают, что она помогает глубоко осознать проблему расового неравенства, а значит, служит торжеству справедливости.
Фото: REUTERS/Eduardo Munoz
Противники CRT говорят, что она «переформатирует» историю нации и раскалывает общество. Рон Десантис называет обучение теории CRT «индоктринированием» (indoctrination). По его мнению, «ни один доллар, полученный от налогоплательщика, не должен быть использован, чтобы учить наших детей ненавидеть свою страну и ненавидеть друг друга» (No taxpayer dollars should be used to teach our kids to hate our country or to hate each other).
Губернатор напомнил хрестоматийные слова легендарного борца за права афроамериканцев Мартина Лютера Кинга: он мечтал, чтобы людей судили не по цвету их кожи, а по личным достоинствам. Проповедники CRT, напротив, подыгрывают тем, кто выдвигает обвинение против всех белых без разбора, исходя из применявшегося в Третьем рейхе принципа «коллективной вины».
Преторианская гвардия при губернаторе
В ноябре бывший прокурор и министр общественной безопасности штата Ларри Киф сообщил, что, по его сведениям, начиная с лета, «более 70 чартерных рейсов, следующих с юго-западной границы, приземлились в международном аэропорту Джексонвилла». С каждым рейсом во Флориду прибывало по 36 нелегальных иностранцев.
«Мы находимся в печальной ситуации, пытаясь провести расследование. Кто содействует этим поездкам? Как они сюда попадают? Кто оказывает поддержку? Кто спонсоры?» – вопрошал Ларри Киф. Попытка получить разъяснение у администрации США не принесла успеха.
10 декабря губернатор Десантис издал т.н. «экстренный приказ», который запрещает выдачу или продление государственных лицензий объектам министерства по делам детей и семей в штате Флорида, где проживают нелегальные несовершеннолетние мигранты.
Юридическим доводом стало исходное предназначение этих приютов для сирот, потерявших всех законных опекунов. Как выразился Десантис, налогоплательщики штата не обязаны оплачивать содержание нелегальных мигрантов, которых администрация Байдена по ночам завозит сюда как контрабанду.
Поводом для указа стало убийство 24-летним гондурасцем, выдававшим себя за 17-летнего подростка, гражданина США.
15 декабря Рон Десантис прямым текстом обвинил федеральное правительство в том, что оно тайно завозит тысячи нелегалов в страну, в том числе и во Флориду, и пообещал «вернуть их отправителю».
Ранее флоридский возмутитель федерального спокойствия объявил о своем намерении воссоздать гражданскую милицию в составе 200 человек, которая подчинялась бы исключительно губернатору. Эти добровольцы, говорилось в пресс-релизе, будут «обучены лучшим методам реагирования на чрезвычайные ситуации». Как выразился Десантис, военно-гражданские силы предоставят «гибкость и потенциал, необходимый для наиболее эффективного реагирования на события в нашем штате». Добавил многозначительную фразу: это подразделение «не будет стеснено федеральным правительством».
Фото: Nuri Vallbona
Неудивительно, что демократы возмутились. Их кандидат на пост губернатора в 2022 году Чарли Крист охарактеризовал этот отряд «специально подобранной тайной полицией» и сравнил его с личной губернаторской спецслужбой.
Кто вы, мистер Десантис?
Рональд Дион Десантис – обладатель разносторонних познаний и навыков. В Йельском университете предметно изучал историю, а попутно, проявив лидерские качества, завоевал популярность как капитан университетской бейсбольной команды. В Гарвардской школе юриспруденции получил диплом юриста. В этом качестве служил в военно-морских силах США, был откомандирован в Ирак. Имеет воинское звание лейтенант-коммáндер. Поработал федеральным прокурором до того, как в 2012 году избрался в палату представителей. С 8 января 2019 года – губернатор штата Флорида.
Во время предвыборной кампании Десантис получил благословение Дональда Трампа, который разместил хвалебный пост в своем Твиттере, назвав Десантиса «блистательным молодым человеком» (brilliant young leader), он выразил уверенность в том, что тот «станет великом губернатором. Он любит свою страну, и он настоящий боец» (Would make a GREAT governor. He loves our Country and is a true FIGHTER).
Похвала во многом объяснялась схожими идейными установками. Десантис, как и Трамп, в случае избрания губернатором Флориды обещал «осушить болото», что подразумевало вычищение из властных структур тех, кто относится к «глубинному государству», состоящему преимущественно из клиентелы Демократической партии.
Правда, в последнее время между ними двумя пробежала черная кошка. Трамп в свойственной ему безапелляционной и брутальной манере обозвал жену Десантиса уродливой, а его отца причислил к заговорщикам, которые убили президента Кеннеди.
Не исключено, что разлад может усугубиться по мере того, как Десантис становится все более самодостаточной фигурой в республиканском лагере, что его позиционирует как политического тяжеловеса. В июне опрос, проведенный Западным консервативным саммитом в Денвере (Western Conservative Summit), показал, что если поддержка Трампа среди однопартийцев составляет 71%, то у Десантиса – 74%.
«Походе, что это уже партия Рона Десантиса», – прокомментировал опрос Джо Скарборо, бывший конгрессмен от Флориды. По его впечатлению, энтузиазм по поводу восхождения Десантиса напоминает фурор, который вызывал у республиканцев Рональд Рейган в 1980-е. Впечатлительный Скарборо даже сравнил губернатора «прямо-таки с рок-звездой» (Just rock star status).
Схожие, но более взвешенные дифирамбы звучали из уст Майкла Стила, бывшего председателя Республиканского национального комитета, который увидел в губернаторе Флориды привлекательную альтернативу бывшему президент-олигарху. Почему? Потому что Десантис – «это тот же Трамп, но без золотого унитаза» (Trump without the gold toilet).
2022 год как промежуточный трамплин
Сейчас расклад сил на Капитолийском холме можно назвать неустойчивым равновесием, когда «красные» и «синие» примерно равны в своих весовых категориях. Правда, если взять за основу парламентскую арифметику, то выходит, что у «синих» – символический перевес. В палате представителей у демократов на 10 мандатов больше. В сенате при четком делении 50 на 50 последнее слово при тупиковом голосовании остается за вице-президентом США Камалой Харрис, совмещающей свою должность с постом председателя верхней палаты.
Между тем электорат, он же американский народ, подустал. Это заметно при чтении постов в блогосфере и социальных сетях, где прорывается раздражение от не рассасывающихся социально-экономических проблем. Растет и мартиролог ковидной «пандемии». Проявляются последствия локдаунов, разорившие многие средние и мелкие предприятия. Медленно идёт восстановление рынка занятости, откуда в 2020 году было вымыто порядка 30 миллионов рабочих рук и мозгов, выживающих благодаря пособиям по безработице. Продолжает истончаться прослойка среднего класса, основного гаранта стабильности в любом сложно-композитном обществе.
Накопилась психологическая усталость от долговых обременений. Ипотека, растянутая на 25-30 лет, образовательные (обучение детей в университетских колледжах) и потребительские кредиты плотно опутали домохозяйства и семьи, воспитанные десятилетиями на принципе – «Покупай сейчас, оплачивай после». Уровень материально-финансового достатка падает. По свидетельству блогера Умара Хака, многие американцы живут сегодня «от зарплаты до зарплаты» (from paycheck to paycheck).
В атмосфере булькающего недовольства потенциально возможен реванш республиканцев на промежуточных выборах в Конгресс США в 2022 году. В 34 штатах будут голосовать по избранию новых лиц в верхнюю палату. Предварительный прогноз, как сообщал телеканал CNN, звучит успокоительно для демократов: в 26 штатах сохранится статус-кво, в 16 снова выберут республиканца, а в 10 – демократа. Однако на оставшихся восьми ристалищах схватка будет ожесточённой.
Это означает, что если «красные» сумеют по меньшей мере вернуть себе большинстве в сенате, то в оставшееся до президентских выборов 2024 года время они смогут блокировать не устраивающие их законодательные инициативы «синих» и тем самым подготовить почву для взятия Белого дома. Если же демократы не сумеют удержать свое превосходство в палате представителей, администрация Обамы - Клинтон - Байдена окажется на положении осаждённой крепости.
В любом случае стоит внимательно отслеживать прирост популярности и карьерный взлет флоридского форварда Рона Десантиса, для которого оттеснение демократов с вершины Капитолийского холма может стать сигналом для позиционирования себя как главного претендента на номинацию от «красных», чтобы затем стать 47-м президентом США.