Федерализм как единственный вариант совмещения несовместимых

Немецкий опыт

0
656
Время на чтение 7 минут

Федерализм как единственный вариант совмещения несовместимых

Источник: Украина.ру
Фото © maps-of-the-world.ru

Широкая автономия регионов — порой единственный способ удержать в составе одного государства людей совершенно разных мировоззрений. Пример этому – Соединенные Штаты Америки и, например, недавнее устройство Германии. Но именно этого очень боятся политики Украины. Обратимся к опыту их зарубежных коллег

Политический плюрализм в тех же США подразумевает, что разные штаты могут принимать собственные законы по таким знаковым вопросам, как смертная казнь, семейное право (в том числе легализация или запрет и непризнание заключенных за их пределами однополых браков), продажа марихуаны, ограничения на владение огнестрельным оружием и многое другое. Именно так и реализуется девиз, выбитый на гербе государства: E pluribus unum («Из многих — единое»). Нетрудно понять, что попытка насадить повсеместно образцы жизни какой-то одной из групп населения страны, — например, нравы Нью-Джерси (жителей этого штата терпеть не могут во всей стране из-за их вызывающего поведения) в Техасе или наоборот, — в итоге привела бы к расколу страны, повторению Гражданской войны и необходимости держать в «усмиренных» штатах войска, как это уже было в 1860-е годы. Пока светский либерал в Нью-Йорке и религиозный фундаменталист-отшельник в Юте могут жить каждый по-своему, страна едина и сильна.

 

Можно возразить, конечно, что американская модель — некий уникум и опыт построенного на «пустой» территории «государства иммигрантов» просто неприменим к исторически сложившимся и существующим веками европейским странам. На самом деле это не так. Вспомним, что та же Западная Европа после Великого переселения народов, когда среди лесов Галлии и Германии сложились варварские (национальные) королевства, представляла собой достаточно близкую аналогию ранней истории Штатов.

Эти королевства, как и европейские колонии в Северной Америке, имея более-менее единый состав по национальному происхождению и религии, разнились по законам. Создать на их основе унитарное государство было сверхсложно — в той же Франции это потребовало жесточайших войн с окситанским Югом, растянувшихся на много веков — с начала XIII (Альбигойская война) до конца XVII века (драгоннады). В Германии такого не произошло. В XIX век она вошла в виде десятков независимых и сильно отличавшихся друг от друга государств. Были там и «вольные города», и епископские княжества, а монархии варьировались от абсолютистских до конституционных. Поэтому и объединение Германии проходило на основах федерализма.

«Германская имперская конституция… сложилась несомненно также по образцу северо-американской, этого прототипа всех союзных государств, — отмечал профессор, специалист по международному праву Николай Коркунов (лекции в Военно-юридической академии, изданные в 1886 году под названием «Международное право» и неоднократно переиздававшиеся). — Но германская конституция представляет больше и притом более существенных особенностей».

Германская империя была союзом государств, что подчеркивалось в преамбуле: главы вошедших в ее состав государств, «король Прусский, от имени Северогерманского союза, король Баварский, король Вюртембергский, великий герцог Баденский и великий герцог Гессенский… заключают вечный союз для защиты союзной территории… Этот Союз будет именоваться Германской империей (Deutsches Reich)». Далее в статье 1 раздела I Конституции было еще раз подчеркнуто, что «союзная территория состоит из государств» (Das Bundesgebiet besteht aus den Staaten) общим числом 25, к которым добавлялась еще имперская земля Эльзас-Лотарингия, отвоеванная объединенными немецкими армиями у Франции. Таким образом, германское государство было аналогично США, состоящим из штатов (собственно, state — это тоже «государство», в связи с чем американцы имеют как гражданство США, так и гражданство конкретного штата) и федеральных территорий (это земли, присоединенные к Штатам, но не имеющие собственной государственности).

Поэтому, строго говоря, название «империя» по отношению к немецкому государству 1871—1918 годов является не вполне верным. Фигурирующая в Конституции 1871 года формулировка Deutsches Reich это просто «немецкое государство». В статье 11 раздела IV оно названо союзным: «Президентство в Союзе принадлежит королю прусскому, который носит титул германского кайзера» (Das Präsidium des Bundes steht dem Könige von Preußen zu, welcher den Namen Deutscher Kaiser führt). Так что кайзер (остановимся, отвергнув термин «империя», на этом обозначении) был не самовластным аналогом Романовых, а лишь главой Союза, хотя и не избираемым, как в США, а по праву наследования в прусской королевской династии. Согласно Конституции, кайзер «являлся представителем (общенемецкого. — Авт.) государства в международных отношениях; от имени государства объявлял войну и заключал мир, входил в союзы и в другие договоры с иностранными государствами, аккредитовал и принимал послов».

Для надзора над законодательными решениями государства был создан Бундесрат, т.е. Союзный совет, состоявший из 58 представителей входящих в Союз государств, причем их представительство распределялось в пропорции, отражавшей территорию и население таковых. Малые члены Союза имели в Бундесрате по 1 представителю, Брауншвейг и Мекленбург-Шверин — по 2, Баден и Гессен — по 3, Саксония и Вюртемберг — по 4, Бавария — 6. Пруссия, поглотившая к 1866 году целый ряд северогерманских государств — 17. Таким образом, несмотря на абсолютное территориальное преобладание в Союзе со стороны собственного королевства кайзера (из 540,9 тыс. кв км на Пруссию приходилось 348,8 или 64,49%), в Бундесрате оно имело практически обратную пропорцию (17 из 58 или 29,3%) представителей и не могло диктовать прочим союзникам свою волю. Также было прописано, что в каждом из комитетов Бундесрата «должны быть представлены по крайней мере 4 союзных государства, помимо президентского [т.е. Пруссии], и каждое государство имеет в нем только один голос». Все эти пункты не давали возможности для превращения Союзного государства в расширенный вариант Прусского.

Налогообложение делилось по различным видам между союзным Центром и союзными государствами. К прерогативам первого принадлежали таможенный тариф, налог на соль и табак, изготовляемые в Германии шнапс, пиво, сахар и патоку, при этом в крупных и до 1870 года не ассоциированных (в отличие от Саксонии) с Пруссией в Северогерманском союзе государствах — Баварии, Вюртемберге и Бадене — производимый алкоголь облагался местными налогами (статья 35 раздела VI Конституции), которые оставались в их казне и не поступали в общегерманскую (статья 38 раздела VI). «Взимание пошлин и налогов на потребление… предоставлялось каждому союзному государству… так, как это было до» образования Союзного государства. Центральное правительство следило за соблюдением законов в союзных государствах этим процессом через чиновников, которые обозначались термином Reichsbeamte (статья 36 раздел IV), что вернее было бы перевести, учитывая аналоги в Штатах, как «федералы».

Особенно интересным оказалось разнесение полномочий Центра и регионов в таких важных вопросах, как дипломатическое представительство за рубежом и военное дело.

Статья 56 раздела Х Конституции 1871 года, посвященная диппредставительствам за рубежом, упоминала «германские» (Deutschen) и «земельные» (Landes) консульства. Как нетрудно понять, первые — общегерманские, вторые — отдельных государств. А сказано по их поводу следующее: «В округа, которыми заведуют германские консулы, не должны назначаться консульства отдельных государств. Германские консулы выполняют в своем округе функции консулов отдельных немецких государств, которые не представлены там особо». Иначе говоря, даже после образования общегерманского государства, отдельные входящие в него государства (конечно, прежде всего те же Бавария, Баден и Вюртемберг) продолжали иметь за рубежом собственные диппредставительства! Рудиментом этого в наши дни является тот факт, подчеркиваемый на сайте федеральной земли Бавария, — по собственной Конституции 1946 года, кстати, «Свободного государство» (Freistaat) — имеет свое, отдельное от федерального, диппредставительство в евростолице Брюсселе.

Самый интересный момент вышел с армией. По Конституции 1871 года армии союзных государств (размер формирований, разумеется, сильно разнился в зависимости от размера и населения — например, маленький Мекленбург-Стрелиц выставлял 1 батальон, а Бавария — три корпуса) предполагалось сохранить. Солдаты по-прежнему присягали на верность своему суверену — герцогу или королю — и лишь затем клялись в случае войны, в которую вступит Союз, подчиняться приказам кайзера как главнокомандующего. А вот офицеры во всех союзных государствах присягали уже на верность общегерманскому кайзеру, своему же суверену обещая лишь верную службу. Кайзер мог снимать или перемещать офицеров в любой из воинских частей Союза, он же утверждал командиров частей и крепостей, а также согласовывал производство в генеральские должности (статья 64 раздела XI). Также по Конституции предполагалось ввести по Союзу единую форму по образцу прусской и единую нумерацию всех воинских частей (статья 63 раздела XI).

На практике Бавария попросту отказалась присваивать своим частям общегерманскую нумерацию, сохранив свою собственную номенклатуру от полков до корпусов. Более того, в общегерманском государстве вплоть до Первой мировой имелось одновременно три (!) Военных министерства, Военных академии и Генштаба — в Пруссии, Саксонии и Баварии. Правда, во время войны всеми германскими Вооруженными силами управлял все же один Большой Генеральный штаб (grosse Generalstabe), располагавшийся в Берлине.

Проще было с Военно-морским флотом, который и на практике соответствовал статье 53 раздела IX Конституции и «представлял единую силу, подчиненную кайзеру». Дело в том, что выход к морю и, соответственно, военный флот имело лишь одно из крупных союзных государств — Пруссия.

Наличие широкого федеративного устройства немецкого Союза государств не помешало ему быть наиболее интенсивно развивающейся экономикой Европы начала ХХ века, вести успешную борьбу за заокеанские колонии и претендовать на европейское лидерство. И то, что части его государств шли в бой отдельными формированиями вплоть до корпусов (!), никак не мешало им яростно сражаться пять лет против почти всего света. Скорее наоборот, подчиниться друг другу пруссаки, швабы, баварцы или саксонцы никак бы не смогли, учитывая разницу культурных, религиозных и государственных традиций и национально-языковых отличий, — а вот бороться за общие цели, сохраняя свое внутреннее устройство, они могли. Не мешает это и современной ФРГ, хотя та же Бавария отказалась согласиться с предложенным вариантом Федеральной конституции, объявив себя в то же время «свободным государством», с некоторыми перерывами управляемым региональной партией в лице Христианско-социального союза.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владислав Мальцев
Зачем в российских СМИ популяризируют ненависть к мужчинам
Чего только не приписывают сильному полу – и лживость, и садизм, и самоутверждение за счет женщин
15.10.2024
Иран как «палочка-выручалочка» для российской экономики
Наша страна искала там турбины и ремонт авиалайнеров, одежду и бытовую технику
21.10.2023
Кто же завоеватель Сибири и угнетатель татар – Ермак или Кучум?
Чиновникам и татарским активистам элементарно не помешало бы знать историю
20.07.2020
«Чёрная Дача»: под Москвой уже сформировались мигрантские гетто
Произошло это буквально на наших глазах в 2013 – 2016 годах
06.07.2020
Разбор лжи про «белорусский национализм – самый мирный в Европе»
Реваншизм, насилие, «национализация» религии – практически, как и на Украине
12.06.2020
Все статьи Владислав Мальцев
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07