Пиарщики диаспор — люди далеко не глупые. Посудите сами — обыграть появившуюся в сети информацию о клубе единоборств в Москве, где занимаются сплошь выходцы из Средней Азии и Кавказа, превратив в прикольный мемчик, вызывающий только смех, это ведь уметь надо.
Мы предлагаем заглянуть поглубже челленджа по «метро Люблино» работаем.
Кстати, очень продуманная наперед идея и всегда держать в клубе напоказ одного-единственного русского (забавно — эти русские участники клуба периодически сменяются, но всегда один обязательно есть, причем, как правило, одним всегда и ограничивается), чтобы, когда клубом начнут интересоваться журналисты или проверяющие органы, гордо предъявлять этого борца.
Видите, у нас на два десятка борцов есть даже один русский (в Москве-то, представляете!), так что не подумайте даже, что мы тут по какому-то этническому признаку собрались! «У нас все нации занимаются!» — как заверяет всех тренер на публичных видеозаписях.
А этническая принадлежность подавляющего числа борцов в клубе, наверное, совпадение. Тренер Ризван Ошурмамадов — выходец из Нагорного Бадахшана (памирец), а значительная часть его учеников по странной случайности происходит также из этого горного региона Таджикистана. Но это одни сплошные совпадения.
Академия единоборств «Колизей» (которая сначала открылась в 2020 году в Перово, а пару месяцев назад переехала в Люблино, где и приобрела на днях большую известность) далеко не единственный такой клуб в столице.
Но некоторые демонстрируют свою этническую принадлежность более четко.
Например, Академия смешанных единоборств «Pamir Fighters», открывшаяся в 2015 году на Юге Москвы (сначала она действовала у метро «Калужская», а затем переехала в район между «Нагатинской» и «Тульской»).
Основал академию Адим Шабозбеков, родители которого перебрались в Москву из Хорога (Нагорный Бадахшан), когда он учился в шестом классе школы. Школу Шабозбеков, правда, в итоге закончил в 2010 году в Хороге, где предпочитал жить, а затем приехал в Москву учиться в РУДН.
В 2013 году студент на год отправился в СИЗО за кражу самого пафосного и дорогого на тот момент iPhone 5. Но, хотя его опознала девушка, у которой выглядящий точь-в-точь как Шабозбеков бородатый восточный мужчина украл телефон на улице ночью 31 декабря 2012-го, разумеется, вмешалось посольство Таджикистана, подключились адвокаты, сам Адим клятвенно заверял, что телефон купил у неизвестного с рук, в итоге его оправдали.
«В 2014 году в Москву приехали мои друзья — спортсмены из Хорога, они должны были выступать в подмосковном городке Черноголовка на турнире по боевому самбо. В московские спортзалы они не могли попасть, денег не было, поэтому тренировались на улице – теплое время года позволяло. Именно тогда я подумал об открытии собственного зала, пообещал это друзьям и даже сказал, что назовем его «Памир», — рассказывал Шабозбеков в 2017 году.
Как пишут посетившие клуб в 2017 году журналисты московского издания «Фергана», освещающего тематику стран Центральной Азии: «Посещают клуб две категории таджикистанцев: трудовые мигранты и студенты, которые приехали в Москву получать образование. Примерно два года уходит у новичка на то, чтобы начать выступать на любительских турнирах по ММА (смешанным боевым искусствам). Еще пару лет, и они смогут принимать участие в профессиональных боях».
Или просто умело бить людей на улицах? Вспомним известную историю, когда в ночь с 7 на 8 июня 2019 года в Южном Бутово 34-летний мастер спорта по греко-римской борьбе Сергей Чуев сделал замечание пьяной компании таджиков, шумевшей и пристававшей к окружающим, в том числе к беременным женщинам. Гастарбайтеры профессионально поставленными ударами забили спортсмена насмерть. А если задаться вопросом — где и кто им так поставил удар?
Вообще, явное противоречие, — трудовые мигранты, которых правозащитники и либеральные СМИ описывают нам не иначе как бесправных рабов, нищих «обитателей гетто», с ночи до утра занятых на тяжких изматывающих работах — находят и время, и силы, и деньги, чтобы осваивать в Москве технику ударного боя. Что-то тут не бьется.
Характерно, что борцы «Pamir Fighters» прямо позиционируют себя как именно представителей Таджикистана. «Участвуя в турнирах, мы не только поднимаем флаг нашей Родины, но и представляем Таджикистан», — заявил журналистам «Ферганы» Шабозбеков.
Тут можно было бы задаться риторическим вопросом — если парни такие горячие патриоты Таджикистана, то почему они один за другим уезжают оттуда в Россию? Но вопрос действительно риторический, ибо ответ очевиден. Жить-то они хотят в развитой и богатой стране, пусть и чужой, — но при этом по своим законам, иногда доказывая кулаками жителям страны, в которую они приехали, что они круче всех и сейчас «всех поставят на колени».
Деятельность в Москве целого ряда клубов единоборств, созданных выходцами из Нагорного Бадахшана для своих соотечественников, создает дополнительную угрозу в связи с недавней массовой акцией, устроенной памирцами в центре Москвы у посольства Таджикистана из-за перестрелки в Хороге, где силовики убили местного жителя.
Представим себе, что эта тысячная толпа вступила бы в столкновения с полицией (что было вполне вероятно), и стражам порядка пришлось бы столкнуться с хорошо обученными бойцами единоборств из подобных клубов?
Впрочем, было бы неверно утверждать, что только памирцы создают в Москве клубы единоборств по этническому признаку.
Пальма первенства, по крайней мере среди выходцев из Средней Азии, принадлежит киргизам, еще в 2009 году открывшим в столице России свой клуб единоборств «Айкол Манас».
В первом клубе, открытом у метро «Тульская», уже к 2012 году занималось около 80 человек. К 2014 году клуб открыл три филиала по Москве — у «Проспекта Мира», «Шоссе Энтузиастов» и «Текстильщиков». Стоит отметить, что клубы регулярно открывались-закрывались, меняли локацию, переезжая с места на место в разных промзонах недалеко от центра, так что адресов суммарно у них было много.
«Всего под вывеской «Айкол» в Москве действуют три зала — у станций метро «Павелецкая», «Нагатинская», «Бауманская», — писали журналисты «Коммерсанта», посетившие в 2015 году один из клубов. — В общей сложности здесь занимаются около 200 человек. В клубе преподают основы ударной и борцовской техники, так называемый «миксфайт».
Посещали клубы только киргизы. «Вход в зал формально открыт для всех, но посещают его преимущественно земляки Осмонбекова — киргизы-сунниты, приехавшие в столицу на заработки», — говорится со слов владельца клуба Кубанычбека Осмонбекова в том же материале «Коммерсанта». Осмонбеков признавался журналистам, что «скопление азиатских лиц напрягает местных жителей, поэтому помещение мы искали долго».
И, разумеется, в клубе занимаются борцы в футболках с надписью Kyrgyzstan и изображением флага этой страны (золотое солнце на красном фоне), с флагом Кыргызстана борцы выходят на борцы на ринг на турнирах и т.д.
Опять же в данном случае никто особо не скрывал, для чего там занимаются трудовые мигранты. Отнюдь не для соревнований.
Из той же статьи «Коммерсанта»: «В «Айколе» Осмонбеков сам стал заниматься миксфайтом и говорит, что с ним пришла уверенность в своих силах… Знание единоборств, полагает он, позволит мигрантам чувствовать себя в чужом городе увереннее». Об этом же в 2013 году писало центральноазиатское интернет-издание EurasiaNet: «Большинство из них делают это для самообороны».
С 2014 года популярность «Айкол Манас» постепенно пошла на спад (например, страница в «ВКонтакте» клуба в Текстильщиках перестала обновляться с лета 2017 года). Сейчас, насколько известно, действует лишь клуб у метро «Шоссе Энтузиастов». Возможно, некоторые клубы предпочли сменить название, дабы не привлекать внимания правоохранительных органов, либо же их контингент перекочевал в клубы с не демонстрирующей внешне этническую принадлежность вывеской, вроде той же Академии единоборств «Колизей».
Тем не менее очевидно, что бойцов за десять с лишним лет «Айкол Манас» подготовил в Москве сотни, а скорее даже тысячи (с учетом ротации посетителей), что не могло не сказаться на поведении киргизских мигрантов, которые по наблюдениям местных стали охотнее вступать в схватки как с россиянами, так и с другими мигрантами.
P.S. Мы описали лишь самые известные «этнические клубы ММА в Москве, хотя их наверняка больше, плюс многие клубы или спортивные секции в спальных районах по факту превращены в этнические, хотя официально, конечно, никак не декларируют это на уровне названий или символики. Поэтому будем благодарны за информацию и комментарии от читателей в личных сообщениях в наших группе в «ВКонтакте» и Telegram-канале.