Сейчас многие вещи кажутся нам обыденными, зачастую в трудную минуту они могут реабилитировать силы и моральный дух для свершения новых побед. О футбольном матче, ставшем рупором жизни блокадного города.
Весна 1942 года. Позади первая пережитая блокадная зима. Город оставался без электричества, запасов продовольствия, но ленинградцы продолжали сражаться и работать. За время блокады только от голода в Ленинграде умерло свыше 640 000 человек и еще более 17 000 человек погибли от бомб и снарядов. Отопление в дома не поступало, канализация и водопровод не работали.
Но в сердцах людей, несмотря на голод, холод и разрывающиеся вокруг снаряды, было то, что помогало им жить дальше – надежда. То духовное стремление человека, появляющееся в самых сложных обстоятельствах, мобилизуя все силы и возможности. Выжить, оставаясь людьми. Во что бы то ни стало. Этот огонёк в душе они старались поддерживать различными способами: сочиняли стихи и поэмы, писали музыку, рисовали картины. В те дни обратились и к спорту, как к жизни, к движению!
Накануне, в апреле 1942 года, немецкие самолеты разбрасывали над нашими частями листовки: «Ленинград – город мертвых. Мы не берем его пока, потому, что боимся трупной эпидемии. Мы стерли этот город с лица земли».
Уже не узнать, кому пришла идея провести футбольный матч в осаждённом городе, однако, 6 мая 1942 года Ленгорисполком принял решение о проведении футбольного матча на стадионе "Динамо". Так, в блокадном Ленинграде 31 мая состоялся футбольный матч между командами «Динамо» и Ленинградского металлического завода. Игра, которая состоялась в мае на стадионе «Динамо», опровергала доводы вражеской пропаганды. Ленинград жил и даже играл в футбол!
Трудно было набрать команду из 22 человек: многие из футболистов воевали, а те, кто работал в городе, были настолько истощены, что вряд ли бы пробежали и несколько десятков метров. Каким-то чудом команды всё же набрали: с Невского Пятачка был вызван вратарь Виктор Набутов, с Карельского перешейка – Дмитрий Фёдоров, отозваны были и Борис Орешкин, Михаил Атюшин, Валентин Фёдоров, Георгий Московцев, и другие футболисты-блокадники. «Динамо» напоминало ту команду, которая была до войны, а вот коллектив Металлического завода, против которого они играли, состоял из тех, кто хоть как-то умел играть и был в силах бегать по полю. Не все спортсмены смогли выйти на поле. Слишком сильное истощение не позволило им принять участие в игре. С огромным трудом смог играть выписавшийся из госпиталя после тяжёлой стадии дистрофии полузащитник «Зенита» А. Мишук. Первый же мяч, принятый им в игре на голову, сбил его с ног. Футболисты понимали, что своей игрой они обрадуют ленинградцев и покажут всей стране: Ленинград жив.
Поле стадиона «Динамо» было «распахано» воронками от бомб. Играть на нем было нельзя. Играли на резервном поле этого стадиона. Всё было как в рядовом матче чемпионата: команды и форму раздобыли, судью пригласили (на игре работал арбитр всесоюзной категории П.П. Павлов), даже болельщики нашлись.
Матч состоял из двух укороченных таймов по 30 минут. Встреча проходила без замен. Играть было тяжело. Понятно, что на современный футбол это было совершенно не похоже: большинство игроков были истощены, поэтому у них часто кружилась голова и появлялась одышка. Зрители, как и в довоенные годы, подбадривали футболистов. Постепенно игра наладилась. В перерыве между получасовыми таймами никто из них на траву не садился – иначе подняться потом так бы и не смог. Как смогли истощенные и измотанные игроки провести на поле все это время, никому неизвестно.
Второй тайм футболисты провели под бомбежкой: немцы, услышав по радио трансляцию игры, решили сорвать матч, поэтому в начале второго тайма район стадиона был обстрелян, а один из снарядов упал в угол поля. Все игроки и зрители тут же отправились в бомбоубежище, но после артобстрела матч возобновился и в итоге закончился победой «Динамо» со счётом 6:0. Футболисты покидали поле обнявшись.
После этой игры в блокадном городе состоялось ещё несколько матчей этих же команд – 30 июня и 7 июля 1942 года. Впоследствии матчи стали регулярными, все знали – город живёт!
В 1991 году на одной из стен стадиона была установлена мемориальная табличка. На ней изображены силуэты футболистов и высечены слова: «Здесь, на стадионе «Динамо», в самые тяжелые дни блокады 31 мая 1942 года ленинградские динамовцы провели исторический блокадный матч с командой Металлического завода». Последний участник тех матчей, Евгений Улитин, умер в 2002 году.
По материалам Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда, сайта topwar. ru, сайта Чемпионат. com
Никора Валентина Якимовна, историк, г. Сургут, для @russkoesobranie