Фото предоставлено автором
Известный болгарский обозреватель – о предстоящих в республике выборах
В Болгарии идет подготовка к третьим за 2021 год парламентским выборам. Проблема в том, что два избранных в этом году парламента – Народного собрания Республики Болгарии не смогли договориться о составе кабинета министров. С 14 мая по 16 сентября с.г. в стране действовало назначенное президентом Руменом Радевым служебное, временное правительство. Новые парламентские выборы назначены на 14 ноября, одновременно с выборами президента Республики Болгарии.
19 сентября 2021 г. был представлен новый политический проект под названием «Продолжаем перемены» с двумя министрами служебного правительства во главе – Кириллом Петковым (имеющим второе гражданство – канадское) и Асеном Василевым. Заявленная цель – продолжение работы двух этих министров в течение следующих 4 лет. Политическая программа формации «Продолжаем перемены» пока не обнародована. На пресс-конференции Кирилл Петков заявил: «Наша работа будет не на базе политических линий, идеологий, право или лево. Мы хотим собрать всех порядочных людей, которые хотят, чтобы эти перемены продолжились…Мы верим в правые инструменты, чтобы достичь левых целей. Это означает не повышать налоги, привлекать инвестиции, освободить бизнес от коррупции, чтобы достичь повышения доходов пенсионеров, повысить уровень здравоохранения и образования». Не имея времени для создания собственной партии для участия в предстоящих выборах, господа Петков и Василев (на фото) подписали соглашение с партиями ВОЛЬТ (проевропейское и еврофедералистское политическое движение) и «Средний политический класс».
Анализ ситуации и прогнозы– в приуроченном ко Дню независимости Болгарии интервью сайта «Дир БГ» с ведущим передачи «Политически НЕкорректно» Болгарского национального радио Петром Волгиным.
– Празднуете ли сегодня независимость и поздравляете ли с ней?
– Если одна страна тотально зависима от других государств, она все равно что не существует. Конечно, никто не может быть абсолютно свободным – это относится как к отдельным людям, так и к государствам. Однако есть различные степени зависимости. Есть государства, которые при любых компромиссах не отступают от своих основных интересов. Есть и другие, готовые на все, только бы получить похлопывание по плечу от «больших». Мне очень хочется, чтобы Болгария не была в их числе.
–Но вы же знаете эту шутку: мы независимы, поскольку от нас ничего не зависит. И все же – насколько зависит от граждан вероятность иметь правительство после следующих выборов «2 в 1»?
– Граждане в данном случае имеют одно-единственное право и обязанность – голосовать.Далее уже приходят политики. Составить правительство – это их ответственность. Честно вам признаюсь: я не вижу ничего особенно трагичного в том факте, что последние два парламента не смогли составить кабинет. Значит, так было нужно. Не о чем плакать. Лучше новые выборы, чем правительство, составленное на базе закулисных договоренностей и цифр на летящих листках.
– Хит новостей последних дней – очередная новая партия. Будем ли искать кукловода, стоящего за ее лидерами – Кириллом Петковым и Асеном Василевым?
– В этом случае кукловода, рожденного в Болгарии, нет. «Продолжаем перемены» – очевидный американский проект. Кирилл Петков был назван по имени в приветствии по поводу инициативы «Три моря», прочитанном лично Джо Байденом. Это означает только одно – наши партнеры в Вашингтоне очень хотели бы, чтобы именно упомянутый ими человек стал следующим премьер-министром. Они располагают всеми возможностями для реализации этого плана. Весьма показателен и профиль лиц этой новой формации. Бывшие члены партии «Да, Болгария» (партия североатлантической ориентации–здесь и далее прим.переводчика), работавшие для Фонда «Америка для Болгарии». Американоцентричный проект должен выглядеть именно так.
– Верите ли вы Петкову с Василевым и президенту Радеву, клятвам одной и другой стороны, что они в этом новом проекте не вместе?
– Убежден, что президент не сыграл никакой роли в возникновении этой формации. Как я уже сказал, она задумана далеко от Болгарии. Разумеется, теперь Румену Радеву предстоит достаточно сложная игра. Нужно одновременно ухаживать за избирателями БСП (социалистической партии, выдвинувшей Радева на пост президента в 2017 г.) и за избирателями «Продолжаем перемены». Для того, чтобы получить второй президентский мандат, ему нужны голоса тех и других. До сего момента президент показывает, что может быть симпатичным как для левого, так и для правого электората. Нам предстоит увидеть, сможет ли он выдержать эту игру до победного конца.
–Как вы воспринимаете и как нам понимать этих правых политиков с левыми взглядами, о которых они заявляют.
– Нужно воспринимать подобные словесные формулировки, как элементарную приманку, на которую попадаются только очень наивные люди. Когда какой-то политик говорит, что он «вне левого и правого», что «нет левого и правого, есть порядочные и непорядочные люди», можете быть уверены, что это типичный политический обманщик. Подобные речи означают, что этот человек преследует одну-единственную цель – загрести как можно больше голосов из всего политического спектра.
– Новый политический проект свергнет ли партию «Есть такой народ», займет ли ее место в качестве новой звезды партийного небосклона? Кто вообще боится дуэта Петков-Василев?
– Чтобы ответить на эти вопросы нужно сначала посмотреть, какая социальная группа более всего симпатизирует этому дуэту. Это, несомненно, люди из либерального сегмента, живущие в больших городах, люди с хорошим образованием, хорошими доходами и ярко выраженными евроатлантическими симпатиями. До настоящего момента они единодушно и дерзновенно голосовали за «Демократическую Болгарию» (ДБ). Теперь, однако, в то же поле помещается новый игрок. Так что самое большое беспокойство должны бы испытывать лидеры и активисты ДБ. И видно, что они его испытывают. Чего только не предлагали они Петкову/Василеву – и места в партийном избирательном листе, и единомышленниками их называли. Но все эти старания понравиться – были напрасны.
– Да, ДБ и партия «Встань БГ! Мы идем!» были отрезаны от предвыборной коалиции и общего листа с аргументом Кирилла Петкова, что его партия является новым центром. Вы так это видите?
–Вижу их как людей, имеющих все основанию думать, что они смогут убедить либеральный электорат голосовать за них. Поэтому им не нужен «звонок другу». Зачем Петкову/Василеву делить успех с кем-то, когда они могут достичь его сами и наслаждаться его плодами? Есть и еще нечто очень важное. Ожидается, что за «Продолжаем перемены», кроме либералов, будут голосовать и разочарованные во всех существующих до этого политических силах. Поэтому нелогично, чтобы эта новая формация вступала в коалицию с какой-то старой. «Продолжаем перемены» – последний писк политической моды. Сойдутся ли с какой-то существующей формацией, и моментально потеряют очарование новизны. Петков/Василев прекрасно знают, что они намного симпатичнее других и используют этот бонус до конца.
– Социологи сейчас дают Петкову и Василеву около 8–9 %, когда, как говорится, проект еще был «на зеленом», даже не оповещенным. По-вашему, это много или мало?
–Это логично. Вообще, они с того момента как стали министрами во временном правительстве, уже пребывают в предвыборной кампании. Кроме того, они нравятся большинству СМИ, а Кирилл Петков давно имеет статус рок-звезды. Нравится нам или нет, но физическая привлекательность играет роль не только в шоу-бизнесе, но и в политике. Успех Тони Блэра в Великобритании четверть века назад или, в более близком времени, Алекса Ципраса в Греции, в большой степени, обязан симпатичности обоих. Верно и противоположное. Очень трудно завоевать общественное мнение, если ты не привлекателен физически. Я абсолютно уверен, что если бы Делян Пеевски (болгарский политик, олигарх и медиа-магнат) выглядел, как Брэд Питт, число отрицательных оценок в его адрес было бы куда меньше. Очень важно быть симпатичным и по другой причине – такие нравятся журналистам. Видите, насколько очевидно отношение СМИ к «Продолжаем перемены» и к партии «Есть такой народ». Большинству масс-медиа определенно не нравится формация Слави Трифонова. Как способствовали этому сами члены партии – отдельный вопрос. Важны факты. А они указывают, что большинство журналистов не симпатизируют ЕТН и благоволят к ПП. Это тоже является причиной высокого рейтинга этой формации.
– Есть ли нечто, что смущает вас в новой партии (может, во время избирательной кампании Конституционный суд объявит нечто о канадском паспорте Петкова или о ситуации с мандатоносителями), или же, напротив, что является плюсом двух бывших служебных министров?
– На данный момент «Продолжаем перемены» пребывает в своем тефлоновом периоде – к ним ничего не прилипает. Ни канадское гражданство, ни воровство интеллектуальной собственности. Я убежден, что партии-мандатоносители – ВОЛЬТ и «Средний европейский класс» (включившие в свой лист «Продолжаем перемены», пока не зарегистрированную в качестве партии) им не навредят. Просто харизма «успешных, получивших образование за границей, экспертов» все еще сильно работает. Здесь откровенно признаюсь, что на меня эта харизма не действует. Я всегда был скептически настроен к блестящим вещам. Когда что-то блестит слишком навязчиво, почти наверняка речь о фальшивке. А еще эта претензия, что ее фронтмены знают с абсолютной точностью, кто порядочен, а кто – нет… Я вообще сразу же настраиваюсь подозрительно, когда какой-то политик начинает объяснять мне, как важны «порядочность», «мораль», «честность». Я всегда считал, что моральные категории нужно оставить моралистам. От политиков вместо облучения моральными посланиями я хотел бы услышать, каким образом они превратят Болгарию в успешную страну. Разумеется, морализаторство легче. Поэтому новые «проектанты»на него и рассчитывают.
– Какой вы видите картинку в следующем парламенте – кто будет нами управлять?
– Имея в виду сильный нажим из-за границы, считаю, что вероятность того, что следующий парламент составит правительство, нарастает. Естественно, кабинет будет иметь сильный «евроатлантический характер». Это, к сожалению, означает, что Болгария уступит по вопросу членства в ЕС Северной Македонии. Если подобный кабинет продержится достаточно долго, есть большая вероятность, что мы примем и другие политкорректные требования коллективного Запада. Например, исполним требование Стамбульской конвенции и легализуем однополые браки.
Либерализм вообще всюду – в политике, в экономике, в личной жизни. Нормально, чтобы подобная либеральная вакханалия вызвала реакцию. То есть, чтобы повысилась популярность националистических и антиглобалистских формаций. Но это тема для другого разговора.
Беседу вела Рая Георгиева
Перевод с болгарского специально для «Столетия» Янины Алексеевой