18 июля – обретение святых мощей преподобного Сергия Радонежского, всея Руси чудотворца (1422)
Радонежский чудотворец, Игумен Земли Русской – так с любовью называют основателя Свято-Троицкой Сергиевой лавры, связывая с его именем надежды на заступничество и молитву перед Богом.
Величайшему подвижнику – преподобному Сергию Радонежскому – принадлежит судьбоносная роль в истории Российского государства.
…Сердце лавры – Свято-Троицкий собор, построенный в 1422 году на месте кельи преподобного Сергия. Здесь ему было явление Пресвятой Богородицы, здесь сейчас покоятся его мощи.
Малоизвестный интересный факт приводит в своём очерке «Поля России» русский писатель Владимир Глазков, живущий в украинском городе Черкассы:
«…В 1442 году сербскими монахами, спасавшимися тут (в лавре – Н.Г.) после битвы на Косовом поле, был возведён Троицкий собор, расписывали который Андрей Рублёв и Даниил Чёрный...».
* * *
Ещё в середине XIV века, основывая свою обитель, преподобный Сергий Радонежский «поставил храм Троицы... дабы взиранием на святую Троицу побеждался страх перед ненавистной раздельностью мира».
Вспомним, что и Игумен Земли Русской, и его преемники поддерживали объединительную политику московских князей, их борьбу с монголо-татарским игом.
Но не прошло и полувека после Куликовской битвы, в которой соединенные русские силы разбили орду Мамая, как московская Русь оказалась на пороге кровавой феодальной усобицы.
* * *
Иконостас Троицкого собора лавры украшают и дошедшие до наших дней иконы известного троицкого иконописца XVI века, келаря (хранителя припасов обители) Евстафия Головкина.
Когда в 1422 году были обретены мощи преподобного Сергия Радонежского и их поместили в этом белокаменном соборе, над ними была утверждена первая икона «Явление Богоматери преподобному Сергию».
В разные времена в монастыре было создано множество икон с изображением этого чудесного явления. Наиболее прославлена из них – икона Евстафия Головкина.
* * *
Однажды, глубокой ночью, преподобный Сергий читал акафист Божией Матери. Совершив обычное правило, он сел немного отдохнуть, но вдруг сказал своему келейнику, преподобному Михею:
– Бодрствуй, чадо, мы будем иметь чудное посещение.
Едва он произнёс эти слова, как был услышан голос:
– Пречистая грядёт!
Преподобного Сергия внезапно осиял Неземной Свет. Он увидел Божью Матерь, сопровождаемую апостолами Петром и Иоанном. Не в силах вынести чудного света, преподобный благоговейно склонился перед Божьей Матерью.
– Не бойся, избранниче мой, – изрекла Она. – Я пришла посетить тебя, услышана молитва твоя об учениках твоих; не скорби больше и об обители твоей: отныне она будет иметь изобилие во всём, и не только при жизни твоей, но и по отшествии твоём к Богу Я неотступна буду от места сего и всегда буду покрывать его…
Божья Матерь стала невидима. А преподобный Сергий долго был в оцепенении. Только его светившееся лицо говорило о той духовной радости, которую переживал святой.
Явление Божьей Матери в келье преподобного Сергия – на месте нынешней Серапионовой палаты – было в одну из пятниц Рождественского поста 1385 года. Память о посещении Божьей Матерью Троицкой обители и Её обетовании свято хранилась учениками преподобного Сергия.
* * *
В 1585-м при государе Феодоре Иоанновиче было завершено изготовление серебряной раки для мощей преподобного Сергия, а верхнюю крышку деревянного гроба решено было разобрать на иконы. Эти иконы-реликвии и были написаны Евстафием Головкиным: «Явление Богоматери преподобному Сергию» – в 1588 году, а «Преподобный Сергий Радонежский с Житием» – в 1591-м.
Фото: webkamerton.ru
Излишне говорить об особой ответственности такого предприятия. Оно связывалось единым замыслом прославления преподобного: в 1592 году исполнялось двести лет со дня его преставления. Серебряная рака и надгробная икона в золотом окладе – вклад царя Феодора Иоанновича, сына Иоанна Грозного, и его супруги Ирины Годуновой как моление о чадородии – были актом государственной важности.
Чудотворные иконы письма Евстафия Головкина охраняли и охраняют Россию. В 1657 году царь Алексей Михайлович (1645–1676) брал в польский поход «Явление Богоматери преподобному Сергию». В 1703 году эта икона участвовала во всех походах Петра I во время войны со шведским королем Карлом ХII.
…В наши дни в Троицком соборе лавры по пятницам читается акафист Пресвятой Богородице. Особая служба в честь Явления Божией Матери Преподобному совершается в обители 24 августа, на второй день отдания праздника Успения Пресвятой Богородицы.
* * *
Другая икона Евстафия Головкина из иконостаса Троицкого собора – «Преподобный Сергий Радонежский с Житием» – также сопровождала русскую армию в походах.
Во время Отечественной войны 1812 года случилось так, что московское народное ополчение не имело знамени. Оно выступило в поход под хоругвями с изображением Успения Богоматери и святого Николая Чудотворца. Митрополит Московский Платон (Левшин), находившийся на покое в Вифанском монастыре, «подобно Сергию, некогда благословившему Великого князя Димитрия на брань с Мамаем», 14 июля послал Александру I с наместником Троице-Сергиевой лавры Самуилом образ преподобного Сергия, созданный Евстафием Головкиным. К иконе прилагалось послание, в котором Митрополит, выражая надежду на победу, сравнивал Москву с градом Иерусалимом, Наполеона с Голиафом, а Александра с Давидом.
21 июля 1812 года игумен Самуил отдал послание и образ императору, а тот вручил её московскому ополчению. После изгнания французов из Москвы складень был возвращён в лавру и поставлен на своё место в Троицком соборе.
* * *
И для людей XXI века преподобный Сергий остаётся притягательной духовной силой.
И не иссякают чудеса, творимые Радонежским чудотворцем. По сей день исцеления и утешение получают припадающие к нему с верой. В основанную им Троице-Сергиеву лавру едут и едут паломники.