Источник: Всемирный Русский Народный Собор
Сергей Вячеславович, в России с 90-х годов говорят об утрате традиционных ценностей. Но ни старые не возвращены, ни новые не обретены, а лишь насаждаются чуждые. Как вы оцениваете эту ситуацию, и как же все-таки нам обустроить Россию в этом плане?
Последняя встреча двух президентов — США и России — еще более отчетливо показала, что сегодня борьба на планете идет не только за рынки, военное и геополитическое влияние. В основе международной конкуренции — взаимодействие и противодействие разных базисных ценностей, на основе которых существует то или иное общество. Президент Байден в очередной раз подчеркнул, что он — защитник либеральной идеологии, и что миссия США в истории и мировом пространстве — насаждать соответствующую практику и идеалы.
Как известно, классическая либеральная идеология декларирует, что самое главное и в истории, и в современности — личность человека, его права, его свобода. С точки зрения классического либерализма, история во всех ее проявлениях существует только для того, чтобы сделать человеческую личность как можно более свободной в выборе своих жизненных принципов и своего поведения, в реализации собственных желаний. Иначе говоря, смысл истории, с либеральной точки зрения, заключается в достижении человеком полной свободы. Правда, если опять же говорить о классическом либерализме, то речь шла не только о правах, но и об обязанностях человека перед другими людьми и обществом в целом. Поэтому в свое время либерализм и считался символом свободы, но — разумной свободы.
К сожалению, к сегодняшнему дню либерализм выродился в совершенно иные, крайние, практически тоталитарные формы, в рамках которых неограниченная свобода личности и ее права приобрели абсолютную ценность, а главной обязанностью перед другими людьми и обществом стало считаться насильственное навязывание ультралиберальной идеологии всему миру, всем народам, государствам и цивилизациям. Современные западные идеологи и политические лидеры утверждают: всё, что (по их, конечно, мнению) ограничивает свободу человека, подлежит уничтожению; все, кто (по их же мнению) ограничивает свободу человека, подлежат остракизму, преследованию, а в идеале — тоже уничтожению (вспомним трагическую судьбу Саддама Хуссейна, Муаммара Каддафи да и многих других). В идеале, по убеждению современных либеральных идеологов, всё национальное, религиозное и культурное разнообразие мира должно исчезнуть, а вместо этого разнообразия воцарятся те самые ультралиберальные принципы, одинаковые для всего человечества. Именно поэтому для всех думающих людей либерализм сегодня — это символ тоталитаризма и диктатуры, навязывающий всем народам и цивилизациям единообразные, унифицированные, но чужие и чуждые для этих народов и цивилизаций правила бытия.
Но если идейные и политические лидеры современного западного мира подходят к истории и современности с совершенно четких методологических, философских, мировоззренческих и идеологических позиций, то у нас, в современной России, никакой определенности в идеологических предпочтениях нет, в современной России идеологические основания размыты и каждый тянет в свою «идеологическую сторону». В этом отношении противоречива даже наша Конституция. Так, Статья 13-я гласит в первых двух пунктах: «В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной». Но этому положению противоречит Статья 2-я, которая провозглашает совершенно четкий либеральный идеологический принцип: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства». И это наша общая и главная проблема, всех жителей России, и главная проблема русских как государствообразующего народа России — мы не понимаем, во имя чего мы должны жить и на какие базисные ценности сегодня опираться.
Вот поэтому мне как человеку, как гражданину, который любит свое Отечество, и как ученому, который всю свою жизнь занимается историей идей, важно понять самому, что есть традиционные ценности, и помочь разобраться в этом моим согражданам.
Ведь что такое базисные традиционные ценности? Это некие аксиомы, идеи, образы, наконец, правила жизни, обладающие абсолютными характеристиками, которые были выработаны на протяжении тысячелетнего пути становления нашего народа, нашего государства и нашей цивилизации. Благодаря этим аксиомам, идеям, образам и правилам возникли, тысячу с лишним лет развивались и продолжают существовать сегодня и наш народ, и наше государство, и наша цивилизация, несмотря на смену политических режимов, идейных парадигм и даже духовных ориентиров. Именно эти ценности уже сейчас помогают нам в неизбежной конкурентной борьбе различных стран, цивилизаций в современном международном политическом пространстве.
В принципе, комплекс таких базисных ценностей известен. Всемирный Русский Народный Собор еще десять лет назад, в 2011 году четко и ясно их назвал. Но имеют ли они подтверждение в наше истории? Как они формировались? Какой исторический путь прошли? И существуют ли они сегодня в сознании народа, в его реальной повседневной жизни, важны ли они для нас, сможем ли мы быть верным этим ценностям?
Поиском ответов на эти вопросы сейчас занята наша научная группа в рамках научного проекта «Базисные традиционные ценности как фактор формирования российской политической идентичности: историко-политический контекст», осуществляемого при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ) и Экспертного института социальных исследований (ЭИСИ).
Какую именно работу ведет ваша группа? Раскройте, пожалуйста.
Мы изучаем те духовные, нравственные и политические идеи и концепты, благодаря которым созидалась наша страна. Предстоит проанализировать огромное количество духовных, литературных, научных, правовых текстов. Далее нужно будет конкретизировать, что нашими предками подразумевалось под этими текстами, проанализировать и создать условный список основных понятий, которые повторялись и осмысливались из текста в текст, из века в век. Затем нужно разобраться, какие из этих понятий приобретали особое значение в жизни нашего народа, такое, что становились теми самыми «базовыми ценностями» и сохраняли это качество на протяжении всей последующей истории вплоть до наших дней.
А у вас уже есть этот «список основных понятий»? Или может быть, несколько таких основных понятий вам уже удалось отследить по разным текстам?
Об окончательных результатах говорить еще рано, ведь мы только начали наш поиск. Но о двух понятиях, которые с древности и до сего времени постоянно воспроизводятся в различных исторических, публицистических, художественных и даже в правовых текстах, можно сказать с абсолютной точностью: «Русская земля» («Русь», «Россия» или просто «Земля») и «Отечество» («Отчизна»). Причем эти понятия очень многозначны. То же понятие «Отечество» только в древнерусском языке имело десять значений. И на протяжении всей нашей истории с момента возникновения российской государственности – с конца IX века и до сей поры – оба этих понятия сохраняют свое непреходящее значение в общественном сознании, то есть имеют несомненное ценностное качество.
В такой работе, как мне думается, крайне важны определенные исследовательские принципы. Ведь, прежде чем что-то искать, нужно разобраться как вы будете это «что-то» искать, какими методами пользоваться, на какой методологии основываться? Или я не права?
Тут с вами не поспоришь, конечно, вы правы. В основе нашего поиска лежит традиционалистско-консервативный подход, противоположный либеральному. Разговор о специфических базисных ценностях как об основе бытия вообще возможен только в рамках консервативного духовно-политического мышления, в рамках традиционализма. Именно этот подход, с нашей точки зрения, помогает выделить и осмыслить традиционные базисные ценности нашего народа.
В основе консерватизма лежит принцип сохранения жизни во всем ее многообразии. Не насаждение унифицированных правил жизни и мысли, но сохранение мира и сохранение его, если несколько перефразировать русского мыслителя Константина Николаевича Леонтьева, как «цветущей сложности». Это главное. Мир не должен стать однообразным, к чему стремится либеральная идеология. Он должен остаться «многоцветным» — в этом богатстве цивилизационных красок заключено главное условие существования и дальнейшего развития всего человечества. Поэтому консерватизм предполагает принцип сохранения этнического, религиозного и культурного многообразия и свободного выбора народами собственного пути развития. И еще одно необходимое условие — это сохранение традиционных нравственных и духовных принципов, тех, которые сложились в традиционных формах религиозного освоения мира, традиционных формах нравственности, когда в основе всего лежит семья как союз мужчины и женщины, естественное продолжение рода, забота родителей о детях, а детей о родителях. То есть речь идет о сохранении естественной формы существования человечества, данной ему Господом и природой, а не о изменении этой природы (пола, сексуальной ориентации и так далее) во имя якобы реализации права человека на свободный выбор. Кстати, консерватизм и традиционализм вовсе не отрицают права и свободы личности, но связывают эти права и свободы с нравственной ответственностью личности, с подчиненностью этих прав и свобод правилам и нормам жизни, сложившимся в ходе исторического развития того или иного народа. Потому что только сохранение народа как целого обеспечивает сохранение и личности, как частного.
Но сегодня идет целенаправленно и активное уничтожение многообразия религий, национальностей и культур, т. е. уничтожение той самой «цветущей сложности», а, значит, — упрощение мира. Однако любое упрощение ведет к смерти. Чем проще — тем быстрее наступит конец. Как справедливо писал тот же К. Н. Леонтьев, в таком случае наступает последний этап исторического бытия цивилизации — этап «вторичного смесительного упрощения», который может продолжаться долго, но закончится полной «нирваной». И наоборот, чем сложнее человеческое сообщество — тем большую устойчивость оно имеет в исторической перспективе.
По этой же причине — сложности — так долго существует и наша страна?
Суда по всему, да. И по этой причине, несмотря на все противоречия и на периодические падения — мы постоянно возрождаемся. Российская цивилизация, как капля расплавленного металла: если падает, то разлетается на мелкие брызги. Однако, чем большее потрясение наша цивилизации испытывает, тем быстрее от этой постоянной «тряски» разбросанные брызги вновь сливаются в одну большую каплю, а затем, застывая и проходя превращения, становятся стальным бронелистом. Главное, чтобы за время потрясений металл сохранил высокую температуру, высокое напряжение, не остыл. Именно верность базисным ценностям, родовая и народная память о них, сохранение их в быту и семейных традициях — и есть условие поддержания высокой духовной и нравственной температуры, которая со временем помогает восстановить «стальное» единство. Сохраняя верность традиционным ценностям, все мы — такие разные и в религиозном, и в национальном, и в культурном отношениях — со временем начинаем понимать, что выжить можем только вместе. Поэтому Россия, как «цветущая сложность», все время «собирается», «возрождается», «встает с колен». И эту нашу «цветущую сложность» не надо упрощать и обесцвечивать.
Кстати говоря, Всемирный Русский Народный Собор за почти тридцать лет своей деятельности сыграл огромную роль и в сохранении базисных традиционных ценностей в общественном сознании россиян, и в осмыслении содержания этих ценностей на современном этапе развития России и всего человечества. И не случайно, что многие из инициатив по возвращению к традиции, которые характерны для нашей страны в последние 7–10 лет, нередко базируются на принципах, выработанных и предложенных нашему обществу Собором.
Но, как это ни печально, либеральные идеи получили в России довольно широкое распространение. Готовы ли будут люди, и особенно молодые, принять традиционный исторический опыт и консервативные идеи?
Духовно-политическая ситуация в стране, конечно, неоднозначна, и в нашем обществе существует множество противоречий. Но не стоит и преувеличивать эту противоречивость. Мы судим по тому, как наши сограждане относятся к тем или иным идеям, в основном по публикациям в интернете и соцсетях. Однако происходящее в интернете — не показатель. Показатель — это возвращение Крыма и Севастополя и реакция на этот факт большинства жителей нашей страны. Показатель — это соцопросы, а они подтверждают, что потребность наших сограждан в консервативных ценностях значительно возросла за последние годы. Показатель — это активное голосование за внесение поправок в Конституцию, хотя оно и проходило в тяжелейших условиях, в разгар пандемии.
А что касается молодежи… Я знаю только одно. С молодыми людьми надо, во-первых, разговаривать честно и о главном — о жизни и смерти, о смысле, о нашей общей ответственности. И, во-вторых, предлагать им решать сложные жизненные и профессиональные задачи – как личные, так и, может быть даже в первую очередь, общественные, а не сюсюкать или только развлекать. Если сейчас мы начнем честно говорить о том, к чему мы намерены стремиться как народ, если мы хотим уцелеть и сохраниться как отдельная цивилизация, свободно реализующая свои правила жизни у себя в стране, — вот тогда всем нам ничего не останется, как принять те ценности, которые мы вместе выработали на протяжении тысячелетнего развития.
Допустим, ценности изложены и приняты каким-то образом и предстоит их внедрить? Как это сделать?
Я считаю, что первый шаг к лучшему сделан в прошлом, 2020 году, когда в Конституцию России были внесены очень значимые изменения, включая формулировки о сохранении традиционных ценностей. Но это только начало. Размышления, разговор о базисных традиционных ценностях российского общества должен занимать гораздо большее пространство в общественной жизни и общественном сознании. Наша научная группа готова в этот разговор включиться.
Беседовала Ирина Предтеченская