Небыль о Чернобыле

Мог бы выйти крепкий блокбастер, но фильм получился сырым, недостроенным и – перегруженным одновременно

0
843
Время на чтение 6 минут

Источник: газета ЗАВТРА

Тема Чернобыля до сих пор волнует и будоражит. Возникают версии, связанные с аварией на четвёртом энергоблоке – в том числе безумно-конспирологические и даже мистические. По «городу мёртвых» шастают и лазают экстремалы, именующие себя сталкерами, выкладывают в Интернет видеоотчёты и фотографии. Инфернальный Chernobyl стал частью поп-культуры на Западе и превратился, как нынче говорят, в мем. Так, в одной из дурацких комедий мелькнула фразочка, что отношения с некоей дамой «хуже Чернобыля», а в ряде фантастических боевиков и хорроров упоминаются Чернобыль и Припять. Исторический проект американского канала НВО "Чернобыль" (2019) вызвал резонанс во всём мире, а у нас его бранили за русофобию и антисоветизм, что неудивительно. В России и на Украине отношение к теме более сдержанное и оно понятно, ибо сложно препарировать кошмары, случившиеся у тебя дома. Было несколько попыток «обыграть» жуткую заброшку, населённую тенями прошлого – например, в мистическом сериале канала ТНТ "Чернобыль. Зона Отчуждения" (2014 – 2019) или в популярной компьютерной игре S.T.A.L.K.E.R.

В этом году исполнилось 35 лет со дня трагедии, последствия которой ощущаются до сих пор, а потому фильм "Чернобыль" (2021) Данилы Козловского был встречен с интересом, хотя знаменитый актёр, выступивший тут в качестве режиссёра, оправдал не все ожидания. Сказать, что фильм – гадость, нельзя, но и восторженно хвалить особо не за что.

Авторы сценария (Алексей Казаков и Елена Иванова) не смогли удержаться в рамках заявленного жанра исторической драмы; здесь много от фильма-катастрофы. Фабула раскучивается в духе классического disaster film. Мирная и безмятежная завязка, где самой большой неприятностью кажется тучка на светлом небе! Вся лепота жёстко сменяется глобальной преисподней, раскалывающей мир на «до» и «после». Но! Линия повествования то взмывает в патетику, то срывается в бытовуху. Подобный микс хорош, если вы – Квентин Тарантино, в прочих же вариантах – увы.

Вступительные титры гласят: фильм вдохновлён реальными событиями. Это грамотный выверт. Мол, не ищите прототипов, не ройтесь в хрониках и документах, чтобы уличить создателей в некомпетентности, излишней фантазии, утаивании правды. Здесь – вдохновение. Основа тут – подвиг «чернобыльских дайверов», как их называют в современной прессе - Алексея Ананенко, Бориса Баранова и Валерия Беспалова. Этим добровольцам удалось отвести планетарную катастрофу – если бы произошёл паровой взрыв, под угрозой оказалась бы вся Евразия. Ребята погрузились в бассейн-барботер, вручную открыли заглушки и спустили воду, рискуя жизнью и, как минимум, здоровьем. При этом, умер из них только один Баранов - в 2005 году, от сердечного приступа в преклонном возрасте. Его товарищи до сих пор живы. Авторы "Чернобыля", напротив, похоронили всех фигурантов. Они же предупреждали, что сюжет «вдохновлён», а истина вроде как не при делах. Небыль о Чернобыле – вот, что это такое.

Начало фильма – уютно-милое да солнечное. Положительный фактор - отсутствие ярых признаков «серого совка», никаких бахил и бесформенных тряпок, а молодёжь танцует брейк-данс, как в хрестоматийном "Курьере" (1986). У пацанов – родные велосипеды "Салют" и "Кама", а не единственный самокат на весь двор. Влюблённые едят мороженое "Пломбир" в вафельных стаканчиках, а не ругаются в очереди за колбасой. Фоном звучат узнаваемые мелодии – "Жизнь играет с нами в прятки" Юрия Антонова, сменяющаяся хитом "Kalimba de Luna" от Boney M и, когда герой Козловского являет крупным планом аудиокассету, чтобы ехать с музыкой по шоссе, мы точно угадываем, что фоном зазвучит Виктор Цой.

Больше того, идёт смещение в сторону эстетизации, гламуризации тогдашнего бытия – например, женщины в районной парикмахерской листают журнал Burda Moden, привозимый из-за границы и считавшийся признаком роскоши, буржуазной dolce vita. "Бурда" не валялась на журнальных столиках ни в салонах красоты, ни в домах культуры, ни в министерских приёмных. Ровно так же нелепо смотрятся постеры с Сильвестром Сталлоне, Арнольдом и бойцами кунг-фу в обычной квартире у десятилетнего мальчика – в 1985 году. Это через пару-тройку лет Рембо и Конары-варвары массово украсили обои – с началом бума видеосалонов и видео-культуры, а в середине 1980-х у продвинутого, но хорошего мальчика были бы Владимир Высоцкий и Николай Ерёменко из "Пиратов XX века". Плакаты с качками и суперменами, конечно, имелись (как и вышеназванный журнал "Бурда"), однако, не в такой обстановке – у какого-нибудь столичного мажора, чей папа не вылезает из капстран – всенепременно, а тут – сын матери-одиночки. Плюс-минус два-три года в 1980-х очень много значат, ибо всё менялось чересчур стремительно.

Перед нами «тёплое и ламповое» прошлое, объект коллективных воспоминаний. Об этом феномене иронически молвил Егор Холмогоров, правда, имея в виду Оттепель, но эти слова можно экстраполировать и на золотые-восьмидесятые: «Хорошо жили, не шиковали, но покушать было, в отпуск ездили по путевке, на фильмы французские ходили, теплота присутствовала, человечность, не то что сейчас; немного мешали партийные боссы да кагэбэшники, но была вокруг какая-то чистота, вера в идеалы, что ли, не то что у нынешних охальников. Главные герои данного жанра — старый телевизор, автомобиль «Москвич» и автомат с газировкой». Нарочитая игра с атрибутикой. Старенькие автобусы ЛИАЗ с округлыми формами, «геометрическая» бижутерия у девушек, мода на спортивные ветровки, автомобиль "Жигули" цвета «коррида» и всяко-разные приятные мелочи из бабушкиного сундучка, вроде плаката с Аллой Пугачёвой и её же песенки "Три желания". Упоминание Аллы как знаковой фигуры позднесоветского времени – тоже неслучайно. В финале мы видим фрагменты её выступления перед ликвидаторами аварии в сентябре 1986 года, и прощальные титры бегут в сопровождении новой песни.

Выпукло и сердито изобличена помешанность тогдашнего хомо-сапиенса на блистающей загранке. Дефицитная кинокамера с крутым лейблом снимает распрекрасно, не то, что местные железяки, а лечить и восстанавливать могут лишь в далёкой, маленькой Швейцарии, куда просто так не двинешься. Многие журналисты подвергли яростной критике эту деталь кинорассказа – мол, Козловский сотоварищи представили каких-то низкопоклонствующих уродов, готовых на всё ради «какой-то» Швейцарии. Это не было уродством – освежите в памяти любой комедийный или детективный фильм сорокалетней давности, где прямолинейно выказывается патологическая страсть к любому импорту. Если бы её не было – той страсти, мы бы сейчас жили в другой стране. В "Чернобыле" есть, что поругать и это не культ швейцарских клиник и западной техники.

Мощный минус кинокартины – её сюжетообразующий остов. Он тягуч и скучноват. Брутальный красавчик-пожарный Алексей Карпушин (Данила Козловский) встречает свою давнюю возлюбленную - парикмахера Ольгу (Оксана Акиньшина). Десять лет назад меж ними была искра любви, а дальше всё пошло не так. И вдруг – чувства на новом витке. Следом выясняется, что у Ольги растёт сын, как вы понимаете, именно десятилетнего возраста. У Карпушина тут же - метания, сомнения, вопросы к самому себе, а заодно к мирозданию. Все эти мелодраматические «быть иль не быть?!» прерываются аварией. Тут пожарный устремляется в самое пекло, а потом спускается в адский бассейн – символизм простоват, но чёток и ясен. До медных труб этот, прошедший огонь и воду, человек не дожил, зато жив спасённый в швейцарской клинике сын Лёшка.

Несмотря на динамику, фильм кажется затянутым и неумело «порезанным». Видимо, это полезное ремесло умерло ещё во времена Перестройки. Главное – метраж да побольше, а ведь кромсая лишнее, художник мастерит шедевр. Из "Чернобыля" мог бы выйти крепкий блокбастер, даже с учётом вымученной лав-стори, но, как обычно, штука получилась сырой, недостроенной и – перегруженной одновременно. Безусловно, есть ряд удачных сцен – допустим, поездка ребят на велосипедах к подножию Чернобыльской АЭС накануне взрыва. В тот момент буквально чувствуешь, как испуганы и заворожены эти мальчики. Гармоничны Оксана Акиньшина и Равшана Куркова в роли врача-радиолога, да и сам Козловский не вызывает отторжения – всё же он обаятелен, как личность и как лицедей. Отменна операторская работа Ксении Середы. Недурен саундтрек Олега Карпачёва, умело разбавляющий ретро-музыку 1980-х. Но в целом всё на троечку. Не на двойку. А вот так – удовлетворительно. Без восторга.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Галина Иванкина
«Город принял» – детектив о советской стабильности
Своеобразная квинтэссенция всех милицейских детективов, снятых в СССР
17.04.2024
«Мёртвый сезон» как пример грамотной пропаганды
Все советские детективы повествовали о человечности
01.04.2024
Почему Наташа так любит «папу»?
Фильм о доброте и вере в Человека
29.01.2024
Главная ошибка на примере «Интердевочки»
«Ну, конечно, там рай, ну, конечно, здесь ад...»
28.11.2023
Все статьи Галина Иванкина
Последние комментарии
Увлечение вейпами стало национальным бедствием!
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 13:29
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
23.04.2024 13:26
Власти Эстонии отказали в виде на жительство митрополиту Евгению
Новый комментарий от Владимир Николаев
23.04.2024 12:48
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Александр Уфаев
23.04.2024 12:39
На картошку!
Новый комментарий от Сергей
23.04.2024 12:03
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Сталинист
23.04.2024 10:43