Владимир Фаворский и его творчество

К 135-летию со дня рождения

Станислав Минаков 
0
17.03.2021 230

Источник: Православие.Ru

Художник-график Владимир Фаворский

Художник-график Владимир Фаворский

Когда думаю о Фаворском или рассматриваю его гравюры, в душе неизменно разливается отрада, утешение высочайшим искусством национального и всемирного значения, явленным русским гением в малых пластических формах, на книжных страницах.

В. Фаворский. Портрет Ф.М. Достоевского. 1929 г.

В. Фаворский. Портрет Ф.М. Достоевского. 1929 г. Впервые я увидел графику Владимира Фаворского еще школьником, на рубеже 1970-х, в книжке Детгиза «Маленькие трагедии» Пушкина, которую храню и порой перечитываю и сейчас. Суровые прекрасные «картинки» впечатлили на всю жизнь, пригласили к размышлению об особом изобразительном языке, а также помогли восприятию пушкинских шедевров. И когда я юношей на областной выставке белгородских художников встретил черно-белые линогравюры Станислава Косенкова – отмеченные золотыми медалями Лейпцига и Брно иллюстрации к произведениям Достоевского, – сердце защемило радостью узнавания: стилистика белгородца отчасти отсылала к ксилографиям Фаворского. Который, в свою очередь, испытал влияние английского гравера Томаса Бьюика (1753–1828). Через десять лет судьба подарила мне дружбу с Косенковым, и первое, что я увидел на стене его мастерской, был оригинал (!) портрета Достоевского работы Фаворского. К слову, он и теперь там – уже как неотъемлемая часть экспозиции мастерской-музея С.С. Косенкова (1941–1993). С Бьюиком тоже получилась преемственная творческая закольцовка: в 1980-х гравюры Косенкова победили в конкурсе им. Бьюика в Англии.

Творчество Фаворского – одна из вершин искусства XX века. Художник был одним из европейских мастеров ксилографии, после почти трехсотлетнего упадка снова поднявших эту технику на уровень большого искусства.

Открыв в 1907 году для себя ксилографию, Фаворский стал виртуозом торцовой гравюры, разработал особую теорию оформления, понимая книгу как целостный эстетический организм, «инструмент для чтения». Кредо Фаворского-иллюстратора – передать внутреннее содержание книги, ее мироощущение.

Искусство В. Фаворского по своей сути жизнеутверждающе, прекрасно, гармонично, правдиво. Как сказал бы поэт, «во имя Красоты, и больше ни во чьё».

Владимир Андреевич Фаворский родился 135 лет назад, 3/16 марта 1886 года, в Москве в семье юриста. Его мать О.В. Шервуд была художницей. Юноша в 1903–1905 годах получил художественное образование в школе-студии К.Ф. Юона. Считают, что как художник он формировался под воздействием древнерусской живописи – новгородской иконописи XV века и Андрея Рублева, русских художников А. Венецианова, А. Иванова, М. Врубеля. Его творчество проникнуто духом русской литературы, которую писатель Т. Манн справедливо называл святой.

Владимир Фаворский был не только выдающимся мастером графики, но и высоким профессионалом в искусствоведении. Еще учась в 1906–1907 годах в Мюнхене в художественной школе профессора Ш. Холлоши, он одновременно «посещал университет по отделению сперва экономическому, а потом искусствоведческому».

Искусствоведческое отделение Московского университета окончил в 1913 году, защитив дипломную работу «Джотто и его предшественники». То есть собственно искусствоведческим штудиям уделил около восьми лет.

В. Фаворский. Иллюстрация к произведению Данте «Новая жизнь». Сон о смерти госпожи. 1933 г.

В. Фаворский. Иллюстрация к произведению Данте «Новая жизнь». Сон о смерти госпожи. 1933 г.

Наследие Фаворского весьма разносторонне и обширно. Это гравюры, живопись, экслибрисы, рисунки, скульптура, керамика, работы для театра. Широкая же публика знает Фаворского прежде всего как книжного иллюстратора, отдавшего дань вершинам русской и мировой литературной классики. Этой стезе мастер посвятил огромную часть своей жизни.

Почти всю жизнь Фаворский работал и как педагог – в Высших художественно-технических мастерских (ВХУТЕМАС), был там молодым ректором в 1923–1925 годах, в Полиграфическом институте, Институте изобразительных искусств, Институте прикладного и декоративного искусства.

Объем созданных художником работ потрясает: он проиллюстрировал «Гамлета» и «Сонеты» Шекспира, «Слово о полку Игореве», «Маленькие трагедии» и трагедию «Борис Годунов» Пушкина, библейскую книгу «Руфь», произведения Данте, Б. Пильняка, Р. Бернса, А. Франса, «Труды и дни Михаила Ломоносова» и другие книги; оформил спектакль «Собака на сене» Лопе де Веги в Московском театре Революции, «Двенадцатую ночь» Шекспира во МХАТе и другие постановки; выполнил много монументальных работ, в том числе барельефы для Всемирной выставки в Париже в 1937 году, мозаики для здания советского посольства в Варшаве. В 1934 году расписывал фаянс.

Циклично, по несколько раз в разные годы, мастер обращался к фундаментальным отечественным книжным источникам. В частности, великолепны иллюстрации художника к «Слову о полку Игореве». Еще в 1938 году вышло в свет издание поэмы в переводе Ивана Новикова с гравюрами Фаворского. Справочники напоминают, что «Слово о полку Игореве» (полное название «Слово о походе Игоревом, Игоря, сына Святославова, внука Олегова») – известный памятник литературы Древней Руси. В основе сюжета «Слова» – неудачный поход на половцев, предпринятый новгород-северским князем Игорем Святославичем в 1185 году. Предполагают, что «Слово» было написано вскоре после описываемого события.

В. Фаворский. Иллюстрации к «Слову о полке Игореве»

В. Фаворский. Иллюстрации к «Слову о полке Игореве»

Мастер, четырежды обращавшийся к «Слову», писал:

«Я оформил и иллюстрировал “Слово”, потому что это произведение всегда меня восхищает. Трудно, по-моему, даже в мировой литературе найти эпическое произведение, равное “Слову”. Центром Руси, ее столицей, был Киев, вся Русь делилась на отдельные княжества, которые должны были подчиняться великому князю Киевскому, но часто его не слушавшие и часто враждовавшие друг с другом из-за городов. Спорили о том, кто из братьев и родных старше, кто имеет право на лучшее место; собирались, делили между собой места, но часто, не договорившись, брались за оружие и решали спор битвой, шли войной брат на брата».

В. Фаворский. Иллюстрации к «Слову о полке Игореве»

В. Фаворский. Иллюстрации к «Слову о полке Игореве»

Этот книжный разворот таков, что

«картина на двух страницах изображает тяжелую битву, когда половцы собрали все свои силы и окружили русских воинов; оттеснили их от воды, многих перебили, Игоря ранили. Буй тур Всеволод сильно бьется, и половцы не могут стоять против него; но их всё больше и больше, и наши защищаются кто мечом и щитом, а кто и просто топором. Тучи идут и молнии сверкают, стрелы летят, падают воины в степные травы, но русичи еще держатся у своего знамени. Орнамент вокруг картины говорит о том, что соколов опутали и взяли в плен».

В. Фаворский. Плач Ярославны

В. Фаворский. Плач Ярославны

И вот – Плач Ярославны:

«Раннее утро, солнце встает, туман постепенно уходит; со стен Путивля далеко видна река, леса, ветер гонит облака. И тоскующая по мужу Ярославна обращается и к солнцу, и к ветру, и к реке и просит их помочь Игорю и его воинам».

В.А. Фаворский

В.А. Фаворский

В картине бегства Игоря из плена князь представлен отдыхающим на берегу Донца. Фаворский не только драматично изобразил сцену, но и нашел для нас спустя годы в своей книге не только поэтичное, но и актуальное пояснение:

«Это уже не дикое поле, не незнаемая земля, а родная, идущая от нас река, и она, как родная, разговаривает с Игорем, приветствует его, утешает его, и он ей отвечает с глубоким чувством, как переживший победу и поражение и плен и освобождение. Так и в последнюю Отечественную войну наши солдаты, наверно, разговаривали с родной рекой Волгой».

Произведения Пушкина мастер оформлял всю жизнь. Он говорил: «Я не иллюстрирую произведения, а создаю книгу». Это касается и искусства шрифта, и пропорций разворота, композиционной роли и места иллюстраций, орнамента и заставок.

Мастер говорил: «Я не иллюстрирую произведения, а создаю книгу»

Есть его серии ксилографических иллюстраций к произведениям А.С. Пушкина «Домик в Коломне» (1929), «Сказка о медведихе» (1949) и др., но последней большой и вершинной работой Фаворского является серия работ к «Маленьким трагедиям» Пушкина 1961 года. К каждой пьесе автор выполнил несколько сюжетных гравюр, шмуцтитул, заставку и виньетку, маски героев.

«Маленькие трагедии» Фаворский резонно называл «книгой страстей». Он рассказывал:

«Слава и честь имеют большое значение в этих произведениях… Самая трудная вещь была “Моцарт и Сальери”. Вопрос был в Сальери – ведь он возвышает как бы свое преступление… Поэтому в первой большой иллюстрации я делаю его немножко ханжой: вспомнить великого художника Рафаэля и великого поэта Данте Алигьери, слушая игру этого нищего старика скрипача, мог только человек, совершенно лишенный юмора, не то что Моцарт».

В. Фаворский. Иллюстрация к «Моцарту и Сальери» А.С. Пушкина

В. Фаворский. Иллюстрация к «Моцарту и Сальери» А.С. Пушкина

В «Пире во время чумы» график кроме действующих лиц изобразил Смерть, которая, по замыслу иллюстратора, дала подоплеку этого пиршества.

В. Фаворский. Иллюстрация к «Пиру во время чумы» А.С. Пушкина

В. Фаворский. Иллюстрация к «Пиру во время чумы» А.С. Пушкина

За графику к «Слову о полку Игореве», а также «Маленьким трагедиям» и «Борису Годунову» Пушкина В.А. Фаворский в 1962 году был удостоен Ленинской премии.

В. Фаворский. Иллюстрация к трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов», 1955 г.

В. Фаворский. Иллюстрация к трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов», 1955 г.

В. Фаворский. Пушкин в лицейские годы. Гравюра на дереве. 1935 г.

В. Фаворский. Пушкин в лицейские годы. Гравюра на дереве. 1935 г.

Фаворский занимался также и портретным рисунком. В его портрете молодого Пушкина изображен вдохновенный мальчик лет двенадцати с широко раскрытыми глазами и овалом головы на тонкой шее. Так художник показывает нам начало гения.

Фаворский также автор серии гравюр «Великие русские полководцы»: «Михаил Кутузов» (1945), «Александр Невский» (1946), «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский» (1947) и портретов великих русских писателей.

Для каждой книги В. Фаворский искал и находил особый язык. Посмотрим одну из его историй – ветхозаветную «Книгу Руфь», показанную каналом «Культура» (автор и ведущий программы – Дмитрий Менделеев). В 1924 году 37-летний ректор ВХУТЕМАСа Фаворский издал со своими иллюстрациями библейскую книгу «Руфь»». В гравюрах нашли отражение не только его скитания в годы гражданской войны, но и – пророчески – будущая судьба его семьи в годы Великой Отечественной войны, когда на фронте погибнут оба его сына.

 


Владимир Фаворский. Руфь / Библейский сюжет / Телеканал Культура

Умер Фаворский в Москве 29 декабря 1964 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Спустя почти четверть века, в 1988 году, в Москве была издана почти 600-страничная крупноформатная книга «Литературно-теоретическое наследие. В.А. Фаворский» (подготовка текста, научный аппарат Д.Д. Чебановой). В сборнике опубликована большая часть теоретических работ профессора, действительного члена Академии художеств СССР, народного художника СССР Владимира Андреевича Фаворского, в частности теория композиции, а также его литературное наследие: статьи, заметки, выступления, содержащие его размышления о работе над книгой, над оформлением спектакля, о монументальном искусстве и проблеме синтеза.

Титульный лист книги «Литературно-теоретическое наследие. В.А. Фаворский»

Титульный лист книги «Литературно-теоретическое наследие. В.А. Фаворский»

Мы просто обязаны вспомнить и старшего сына мастера – Никиту Владимировича Фаворского, молодого художника больших дарований, ушедшего в ополчение 26-летним добровольцем и погибшего в 1941 году. Это был воистину «редкостный цветок искусства», гению которого, как и миллионам молодых советских людей, не дала осуществиться самая страшная война человечества. О «художнике-воине» Н. Фаворском замечательно написано здесь: https://arzamas.academy/mag/719-favorsky, обязательно прочтите!

В. Фаворский за работой. Автопортрет

В. Фаворский за работой. Автопортрет

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; Челябинское региональное диабетическое общественное движение «ВМЕСТЕ»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза».

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/ru/documents/7755/
https://ria.ru/20201221/inoagenty-1590270183.html
https://ria.ru/20201225/fbk-1590985640.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Станислав Минаков
Две Звезды космонавта номер 12
К 100-летию со дня рождения Георгия Берегового
15.04.2021
Валентин Курбатов: «Давайте говорить о вечности»
На кончину любимого писателя
18.03.2021
Владимир Фаворский и его творчество
К 135-летию со дня рождения
17.03.2021
Все статьи Станислав Минаков
Последние комментарии
«Школа не в наших руках, издательства не в наших руках»
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
26.04.2021 03:38
«Мы должны остановить этот сумасшедший поезд, пока еще не поздно!»
Новый комментарий от Владимир Елшанский
26.04.2021 02:07
Православному социализму – быть!
Новый комментарий от Наталия 2016
25.04.2021 22:52
Не случится ли война в эти майские дни?
Новый комментарий от Андрей Козлов
25.04.2021 21:59
Кем был для нас Владимир Ильич?
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2021 11:28