Взгляд с польской и литовской стороны

К 225-летию освобождения Белоруссии от польского ига

Бывший СССР 
0
550
Время на чтение 7 минут

Тезисы выступления на научно-практической конференции – 2 час. 01мин  – 2 час. 14 мин.

 

Как магистр истории Варшавского университета, где в советские времена историю преподавали по иезуитским принципам, когда «цель оправдывает средства», а «дьявола искали в мелочах», а такжекак абсольвент докторантуры Института истории литовской Академии наук, где мифологемы весьма часто заменяли исторические факты, хочу поделиться со своими уважаемыми соотечественниками российскими коллегами и историками своими наблюдениями относительно истории российско-польско-литовских отношений, так сказать, со стороны. Освещать подробно все прибамбасы и выкрутасы тамошних историковнет времени и не место, поэтому оговорю лишь узловые элементы тех политизированных мифологем, которыми оперируют некоторые бессовестные историки нынешней Польши и Литвы.

Тезис первый. Православной христианство на территорию исторической Литвы (по Н.И. Ермоловичу вокруг Новогрудка, где расположен целый ряд топонимов «литва»), до рек: Невежис (река в 20 км.на запад от славянского года-крепости Кауа – нынче Каунас, за которой жили неверные не крещённые), и Святая (сегодня Швянтойи, где крестили местных славян кривичей) принёс в 1038-44гг. Ярослав Мудрый и сопутствующие ему греческие (из Константинополя) православные священники, крестившие местных людей о чём свидетельствует Айренский камень (http://sojuzrus.lt/rarog/publicistika/214-konec-esche-odnoy-legendy.html).Изначально государственность местных славян кривичей строилась на православной христианской основе.(Католического миссионера Св. Брунона, который шёл сюда же в Литву они не приняли и убили, о чём свидетельствует германская хроника с 1009 г.) При Великом литовском князе Гедимине (Эдихмантии – «Задонщина», возможно – Эдмунд, представитель рода Рюриковичей, князья Мовкольд и Давида вышлина правление в Кривой город - Вильну из Полоцка в 1129 г. – Воскресенская летопись), в стольном граде ВКЛ Вильнав 1317 г. была учреждена Митрополия греческой православной церкви.

До внука Гедимина Ягайло (в 1385 г. перешёл в католичество, ради польской короны и начал навязывать местным православным боярам переход в католическо) все литовские князья были крещёнными православными. Ещё в XV веке, судя по запискам прибывавших тут торговцев, в Вильне было 17 православных церквей и лишь 7 католических костёлов. Люблинская 1569 г., - но прежде всего Брестская уния 1596 г. открыли экспансию католицизма на земли ВКЛ, чем усиленно занимались монахи иезуиты, уничтожая православное наследие исторической Литвы, архивы и документы, открывая униатские – ватиканские костёлы и перекрещивая в таковые старые православные церкви (оплот православного христианства Константинополь пал под мечами мусульман турков-сельджуков в 1453 г.). Католическим священникам путь на восток прокладывала «огнём и мечом» польская шляхта, желавшая обрести здесь землю во владение, поскольку в Королевстве Польском шляхта была малоземельной и - просто бедной. Ни о каких националах литовцах не могло быть и речи в то время, ибо самого понятия национальность не существовало в то время, а все великие литовские князья писали свои документы в ВКЛ на старорусском языке кириллицей, говорили по-русски и ни слова не знали «летувишкай». Основополагающие конституционные документы ВКЛ – три литовских статута написанные в XVI в. именно по-русски кириллицей, последний из них действовал до середины XIX в., хотя вся территория ВКЛ вернулась в 1795 г. в состав Российской империи…

Тезис второй. Понятие национальность - результат Великой Французской революции и связано с отменой сословных привилегий дворянства и уравниванием всех граждан Французской республики в правах и перед Конституционным законом и другими правовыми актами, проистекающими из неё. Понятие нация и гражданин тем самым юридически уравнялись. Это юридически хорошо ложилось напрактически моноэтнические государства западной Европы, где подавляющая, основная масса населения пользовалась одним языком, была одного вероисповедания, несла в себе исторический нравственный легендарный эпос и однородную табуированность поведения, обрядность и внешнее выражение в одежде и народном искусстве… Однако, в это время на Западе Европы были различные христианские церкви: католическая, лютеранская, англиканская, кальвинистская, а также православные: греческая, русская и т.д. Были и мусульманские мечети, еврейские синагоги и т.д.

На востоке Европы история государственного строительства проводила границы владений государей различного уровня не только по территориям различных государственных религиозных конфессий, но и различных языковых этносов. На территории ВКЛ жили только славяне: поляне, древляне, кривичи и т.д., - в том числе и жмудины и курши – проживавшие на землях за реками Невежей и Святой, будущие литовцы и латыши, ставшие таковыми во второй половине XIX в. Этими, прибалтийскими славянами, такими же как пруссы, ободриты, лютичи и т.д. весьма интересовались германские племена со времён Великой Римской Империи Германского народа, проводившие миссионерскую экспансию вдоль южного побережья Балтийского моря, стремясь сделать его своим внутренним (как это сделали раннее до этого римские императоры в отношении Средиземного моря).

Эта экспансия на восток продолжается до настоящего времени, пройдя: тевтонцев, крестоносцев, меченосцев, купцов из немецкой ГАНЗЫ с её городами: Штетин - Щецин, Данциг - Гданьск, Кёнигсберг - Калининград, Мемель - Клайпеда, Рига, Ревель – Таллин и т.д., оккупантов из Второго и Третьего Германских Рейхов… Во время тектонического сдвига социально - политической обстановки в Европе в середине XIX в., когда на фоне экстенсивного и интенсивного развития капитализма, вместе с революцией «Весна народов» (1849 г.) началась трансформация абсолютистских феодально-политических государств с их внутренними разборками на фоне сословной политики дворян – шляхтичей. Формировались гражданско-политические государства.Началось освобождение юга Европы от мусульманских захватчиков (национально-освободительная война в Греции 1821-1829 гг.), На повестке дня был вопрос о защите приоритетов и интересов местной национальной буржуазии.

Итальянский юрист Станислао Паоло Манчини, приверженец национального героя Гарибальди в 1873 г. юридически кодифицирует понятие нация и делает его новым социально политическим термином. Приблизительно в это же время в 1851 г. профессор Кёнигсбергского университета Г.Ф.Нессельман, отделил от славянских индоевропейских языковжмудский, - литовский и латышский языки, - выведя в «балтскую языковую группу» и издал первый словарь немецко-литовского языка. Политическая подоплёка этого «учёного» - очевидна, но она подхвачена и российскими лингвистами, как ни странно. Однако грамматическому становлению литовского языка, по ходатайству графа М.Н. Муравьёва-Виленского, послужил Александр II, издавший после подавления Польского восстания 1866 г. Высочайший указ о создании школ и учительской гимназии с литовским языком обучения – оделял жмудский и куршский этнос от засилия влияния местной ополяченной шляхты на местных крестьян – землепашцев. Для представителей литовских зажиточных хозяйственников был открыт доступ для учёбы в Российских ВУЗах, которые окончили А. Сметона Й. Басанавиюс и другие представители т.н. младолитовцев, - будущие основатели этнополитического государства литовцев после Первой Мировой войны. (Подробнее в моей 4-томной монографии «DE JURE и DE FACTO» здесь: http://sojuzrus.lt/rarog/publicistika/2294-izdan-chetyrehtomnik-de-jura-i-de-facto.html )  Было начато издание книг на литовском языке напечатанных кириллицей – своего алфавита ещё не было создано, а на польском после массовой резни православных в Польском восстании 1863-64 гг. – «было не положено» по политическим причинам. Лишь в 1901 г. профессор Московского университета лингвист Ф.Ф. Фортунатов вместе со своим учеником Й. Яблонскисом создали алфавит литовского языка (на основе чешского), а затем в 1920 г. Й.Яблонскис создал грамматику литовского языка. (Напомню, первую грамматику русского языка, по которой учился М. Ломоносов, написал и издал в 1619 г. митрополит М. Смотрицкий в Вильне).

Тезис третий.Становление этнополитического государства литовцев и формирование его на юридической основе стало результатом тех идей об образовании национальных государств, которые родились и развивались в масонских ложах, а затем и материализовались посредствам политической деятельности «братьев масонов», обретавшим государственные и прочие влиятельные посты в администрации монархов, президентов и других административных органов на местах в самоопределяющихся на идеях национальной независимости государствах.Руководство мировым масонством велось практически из двух, тогда самых влиятельных центров, находившихся во Франции – ложа «Великий Восток» и Англии – «Шотландская ложа», при посредничестве других – в Германии, Италии, Польше, Испании, России и т.д.Идея восстановления Речи Посполитойпосле Первой мировой войны осуществлялась масоном Ю. Пилсудским и его сподвижниками по указке из Лондона. В английской империи очень боялись возможности объединения Советской России с новообразованной в июне 1920 г. Литовской Демократической республикой, где влияние еврейского капитала было преобладающим и абсолютным. Связь евреев – интернационалистов в руководстве РСФСР, начиная с Троцкого, Свердлова, Радека и т.д. с германскими евреями банкирами, через Литву, граничащую с тогдашней Россией, позволила бы бесконтрольно для английской короны контролировать политически и экономически тогдашним интернационалистам – глобалистам весь европейский континент. Создание польского коридора между РСФСР и Литвой осенью 1920 г. позволило Англии добиться успеха и на двадцать лет отодвинуть потерю своего политического веса в мире, который она утратила в результате политической победы надней США и СССР после разгрома фашистской Германии.

Польша, а также и Литва, и другие страны центральной и Западной Европы, тогда и теперьтакже являлись и являются инструментом в руках тех международных политических сил, которые ведут постоянную работу, направленную на обеспечения своего финансового и политического могущества в мире. Однако их поражение обусловлено новым тектоническим социально политическим преобразованием мира. В вступили в век всеобщей информированности, грамотности, новых научно-технических открытий и конструкций, обеспечивающих человечеству новые горизонты цивилизационного прогресса в постижении умных энергетических обретений и новых высот гуманитарных преобразований различных культур, всесторонне детерминирующих гуманное отношение людей в различных социальных обществах и группах. Деньги перестанут быть критерием констатации социального успехачеловека.Людей будут возвеличивать высокие религиозные нравственные чувства в отношении других гуманных личностей, рассудок, знания истины и светлый ум.

 

Валерий Васильевич Иванов. Вильнюс, 23 декабря 2020 г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валерий Васильевич Иванов
Правовые экзорцизмы литовской Фемиды
И всё же Альгирдаса Палецкиса не сломить
07.05.2022
Зоологическая русофобия разрушает самих нацистов
Доказывать нацистам их абсолютную идейную глупость – терять время
04.04.2022
Нацистский русофобский угар в Литве нарастает
Открытые проявления русофобии и нацизма, порождённые идеями «цивилизованного Запада»
03.03.2022
В Литве весеннее обострение синдрома русофобии
Для этого искажается сущность ситуации на Украине
02.03.2022
Все статьи Валерий Васильевич Иванов
Бывший СССР
День памяти преподобного Моисея Оптинского
Сегодня мы также чтим память священномученика епископа Гермогена (Долганова) и вспоминаем капитана А.И.Казарского, художника В.К.Шебуева и цензора Е.М.Феоктистова
29.06.2025
«Украинцы, как капризные дети, желают всё и немедленно»
Мы имеем дело с редчайшим случаем полной неспособности государства осознать своё место на геополитической шахматной доске и соответствовать ему
28.06.2025
«Единство славян – то, что веками раздражает Запад»
Европа постоянно пыталась разъединять славян и, к сожалению, во многом достигла успеха, что сейчас мы и видим
28.06.2025
Кто и с какой целью готов стать ядерной державой?
Атака Израиля на Иран заставила задуматься не только Иран, но и многие другие «пороговые» страны: а не пора ли выходить из тени и становиться полноценным членом «ядерного клуба»?
28.06.2025
День памяти святителя Ионы, митрополита Московского и всея России чудотворца
Сегодня мы также вспоминаем Великого князя Константина Павловича, изобретателя Е.А.Черепанова, вице-адмирала Г.П.Чухнина, первого председателя Третьей Государственной Думы Н.А.Хомякова, митрополита Иннокентия (Фигуровского), летчика А.Д.Гаранина, инженера И.Г.Зубкова, генерала М.К.Шапошникова и протоиерея Димитрия Дудко
28.06.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
На чьей стороне Бог в дни нового раскола?
Новый комментарий от Павел Тихомиров
29.06.2025 03:28
Кто же такие русские?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
28.06.2025 21:06
Новая атака на митрополита Тихона
Новый комментарий от Очевидец
28.06.2025 18:50
ВК-фест оскорбляет Путина
Новый комментарий от учитель
28.06.2025 16:32
Суворов и Потемкин
Новый комментарий от Бузина Олесь
28.06.2025 15:00
Что делали Русские Святые 22 июня 1941 года?
Новый комментарий от Русский танкист
28.06.2025 14:22