Иерей Иоанн Казадоев: «Глядя на неунывающих ирландцев, понимаешь, с кого профессор Толкин писал хоббитов»

0
542
Время на чтение 15 минут

Источник: Православие.Ru

«Ирландцы – очень доброжелательный народ. Они живут размеренной жизнью и никуда не торопятся, да так, что иногда им приходится напоминать о своем существовании». О сложностях, с которыми сталкиваются православные общины в Ирландии, об отношениях с государством и инославными, трудностях воцерковления соотечественников и связях с исторической Родиной, мифах об «Изумрудном острове» и выстраданном пути к Богу – наша беседа с клириком Сурожской епархии, настоятелем храма святителя Николая города Голуэй отцом Иоанном Казадоевым.

Иерей Иоанн Казадоев

Иерей Иоанн Казадоев

– Отец Иоанн, как случилось, что вы приняли священный сан? И почему оказались в Ирландии?

– Думаю, будет целесообразно ответить на эти вопросы в хронологическом порядке, поскольку я сначала переехал в Ирландию, а затем уже принял священный сан. Я родился и вырос в Литве, в Клайпеде. После окончания средней школы имени Максима Горького поступил на дневное отделение химического факультета Вильнюсского государственного университета. К моменту окончания магистратуры моя семья – мама и младший брат – уже жили в Ирландии, поэтому решение о переезде было продиктовано скорее практическими соображениями.

В то время большинство моих знакомых и друзей уезжали за границу в поисках лучшей жизни, и я не стал исключением. Летом 2009 года я уже летел на «Изумрудный остров» с надеждой найти работу. Ну, и как обычно бывает: вдали от привычного окружения и по мере взросления человек начинает переосмысливать свои жизненные цели и ценности.

Те вопросы, которые ранее казались неудобными или заглушались «терниями века сего», вставали уже с бескомпромиссной остротой и требовали неотложного решения. Наверное, я не буду оригинален, если скажу, что на тот период своей жизни к Церкви я имел абсолютно посредственное отношение, хотя крестили меня еще в детстве. Эта история банальна до безобразия, и наверняка нечто схожее вам рассказало бы большинство наших соотечественников, но есть одно «но». Я очень хорошо помню те уроки, которые в свое время были даны мне учителями нашей воскресной школы при храме Всех святых, в земле Российской просиявших, в Литве. Не в том только смысле, что нам внятно объясняли основы православного вероучения, а в том, что манера повествования и личный пример преподавателей соответствовали содержанию сообщаемого учения.

Мне тогда было чуть больше пяти лет, и, конечно, далеко не всё запоминалось. Но вот та теплота сердца, отзывчивость и доброжелательность преподавателей, в частности протоиерея Виктора Тимонина и Ларисы Афанасьевны Лукошевич, сохранились в моей памяти на протяжении того времени, что я странствовал, как блудный сын, за пределами Церкви в поисках духовной «пищи» в миру. И именно те духовные зерна, бережно брошенные нашими наставниками, хоть и не проросли в полной мере тогда, все же давали о себе знать.

Некая тяжесть в моем сердце постоянно напоминала о необходимости перемен, было осознание того, что «всё не то», что то, как я живу, не может быть названо правильным. Особенно остро это стало ощущаться в студенческий период, когда основное времяпрепровождение помимо учебы, конечно, сводилось к дискотекам и безудержному веселью. Иными словами, было живое осознание греха, его переживание и интуитивное понимание того, Кто может мне помочь. Но меня сковывал страх, и наступал духовный паралич.

В духовной жизни очень тяжело сделать первый шаг; кажется, что если ты придешь в церковь на исповедь, то священник выгонит тебя метлой по причине твоей глубокой безнравственности. Но это всё ловушка врага: помыслы связывают человека и не дают возможности освободиться от греховной ноши. Такой период в моей жизни длился продолжительное время, пока однажды не наступил предел. Я не хотел бы сильно вдаваться в детали, но то, что я впоследствии читал в книгах Нового Завета, определенные описания – это всё абсолютная правда. Господь, как известно, и намерения целует, поэтому когда человек принимает решение перезапустить свою духовную жизнь и пытается это осуществить практически, то Бог дает и силы, и место, и нужных людей.

Когда человек намерен перезапустить свою духовную жизнь, Бог дает и силы, и место, и нужных людей

Я не буду оригинален, если скажу, что возвращение в Церковь было сродни возвращению домой. Об этом очень часто говорят, и это ощущение истинно в своем переживании. Сначала мы с супругой и детьми начали посещать богослужения на приходе Святой Троицы в городе Корк, где отец Николай Евсеев – настоятель прихода и мой теперешний хороший друг – всячески способствовал моему духовному становлению. Он посоветовал мне идти учиться, принял в качестве помощника за богослужениями. И так постепенно я начал изучать службу, начал читать часы, ездить в наш дублинский храм на молитву. Вслед за воцерковлением родилось четко осознанное желание служить Богу, но для этого было необходимо получить соответствующее образование.

Я поступил в ПСТГУ на факультет дистанционного образования по курсу «Теология» в 2011 году, где обучался на протяжении 3,5 лет. Очень благодарен коллективу преподавателей за предоставленную возможность учиться и за их нелегкие труды! Ну, а потом, в декабре 2017 года, в день памяти святителя Николая Чудотворца, в кафедральном соборе Успения Божией Матери города Лондон архиепископом Сурожским Елисеем я был рукоположен в сан диакона, а в августе 2018 года, в день Успения Пресвятой Богородицы, там же епископом Сурожским Матфеем – в сан иерея. Чему я, конечно же, очень рад, хотя и осознаю, что это произошло не по причине какого-либо достоинства, а по причине нехватки делателей (смеюсь, конечно).

– Есть мнение, что Православие – одна из самых быстрорастущих в Ирландии религий. Насколько такое суждение соответствует действительности?

– Исходя из данных за 2016 год, опубликованных на сайте Центрального статистического управления, Православие действительно самая быстрорастущая религия на территории Ирландской Республики с 1991 года. Это, конечно, неслучайно, учитывая те события, которые происходили в бывшем Советском Союзе. И за первой волной эмигрантов последовали другие, но уже в большем количестве. Нужно отметить, что паства Румынской Православной Церкви составляет треть всего православного населения в Ирландии наравне с коренными ирландцами.

– Почему именно Румынской?

– Тут нет никакой тайны, просто люди, получив возможность выезжать за границу, стараются улучшить качество своей жизни, а работа в Ирландии оплачивается намного лучше, чем дома.

– Расскажите о приходе, на котором служите. Кто ваши прихожане: русские эмигранты разных волн и их потомки, или есть представители других народов, в том числе принявшие Православие ирландцы? Каково их численное соотношение? Приход вообще большой?

– На данный момент у меня три послушания: приход святителя Николая Чудотворца в городе Голуэй, православная община святителя Тихона, патриарха Московского, в городе Каслбар и новообразованная православная община в городе Слайго. Эти приходы и общины, конечно, сильно отличаются друг от друга, поскольку их образуют люди с разным жизненным опытом и культурным наследием. Где-то люди более активны, где-то менее, в разных местах у нас разные условия, и порой приходится подстраиваться под правила, не зависящие от нас.

К примеру, приход святителя Николая Чудотворца в городе Голуэй расположен в самом центре города и находится в помещении часовни Англиканской церкви, датируемой предположительно XIV веком. Эта церковь представляет собой прекрасный памятник архитектуры. По преданию, сюда в 1477 году приходил помолиться Христофор Колумб, это особенное историческое место, и, естественно, люди очень любят приходить сюда. Но здесь наша община крайне ограничена в своих действиях, нам нужно постоянно согласовывать расписание наших богослужений, учитывая те мероприятия, которые проводятся Англиканской церковью. Мы можем служить только по субботам, и это не всем удобно, поскольку некоторые прихожане работают в субботу утром.

На данный момент мы ищем другие варианты, но это не так просто, особенно если учесть, что храм находится в центре города, туда намного проще добираться, особенно тем, у кого нет своего личного транспорта. Предложения помещений за чертой города не совсем актуальны. Конечно, можно было бы пытаться арендовать нечто свое, но для этого у нас недостаточно средств. Оплачивать аренду, коммунальные услуги и необходимую страховку крайне дорого, особенно если учесть то малое количество прихожан, что посещают богослужения. Приходы за пределами Дублина насчитывают порядка 30 человек каждый, да и то не всегда, поэтому очень тяжело развивать бурную деятельность, но мы рук не опускаем.

Вот, например, благодаря инициативе и активным действиям православной общины святителя Тихона в Каслбаре и благодаря помощи одного местного католического священника при поддержке Министерства образования, мы получили во временное пользование классное помещение бывшей начальной школы за пределами города. Общими усилиями эта комната была преобразована в храмовое помещение, где теперь проходят регулярные богослужения. Это большое утешение, поскольку это практически единственное место за пределами Дублина, где богослужения совершались без перерыва, несмотря на ограничения, которые были введены по требованию правительства в связи с распространением коронавируса.

Голуэй, Ирландия

Голуэй, Ирландия

О национальной принадлежности прихожан можно сказать, что помимо наших соотечественников к нам приходят выходцы из Прибалтики, ирландцы, поляки, сербы, молдаване и даже палестинцы. Например, в нашей общине города Слайго несколько молодых людей из Грузии, у них нет возможности выезжать за пределы города, так как они проживают в центре для эмигрантов, но участие в Литургии для них очень важно.

Вообще в сложных жизненных условиях людям свойственно консолидироваться, это приносит свои плоды, так как центр единства – Христос. Тут многие политические разногласия уходят на второй план, и опытно убеждаешься, что во Христе «нет ни эллина, ни иудея… но все и во всем – Христос» (Кол. 3: 11).

В сложных жизненных условиях люди объединяются, и это приносит свои плоды, так как центр единства – Христос

В дополнение можно отметить, что среди паствы Русской Церкви ирландцев, принявших Православие, не так много и в основном это прихожане дублинского храма.

– Кстати, расскажите, как относятся родственники прихожан-ирландцев к тому, что муж или жена, сын или дочь и вообще близкий человек, знакомый, член семьи вдруг «изменил вере предков» – католичеству?

– На данный момент среди наших прихожан таких людей нет, но, исходя из опыта, могу сказать, что реакция бывает абсолютно разная – от одобрения до прямого противодействия, хотя в большинстве случаев это скорее безразличие. Ирландия очень изменилась за последние 20 лет. Хотя католические традиции еще живы, они преимущественно преобладают в маленьких городах и населенных пунктах. Тут вы еще можете видеть целые семьи, посещающие мессу, в то время как в крупных городах прихожане католических церквей по большей части пожилые люди. Ирландцы очень сильно охладели к вере, о чем можно судить исходя из результатов недавних референдумов об однополых браках и абортах.

– Еще немного вопросов о приходской жизни. Расскажите о внебогослужебной деятельности вас как священника и общины, которую вы окормляете. Насколько активны миряне в жизни прихода?

– Приходится периодически посещать больницы, когда к нам обращаются местные врачи и медсестры с просьбами от тяжелобольных людей. Опять же, как правило, просьбы приходят от наших соотечественников. В большинстве своем это невоцерковленные люди, которые обращаются за помощью, что называется, в самый последний момент. Конечно, утешает, когда человек все же приходит в осознание необходимости покаяться за прошедшую жизнь и причаститься Святых Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Но ведь бывают и печальные случаи, когда родственники звонят слишком поздно и человек находится уже в бессознательном состоянии.

Также иногда обращаются с просьбой отпеть того или иного человека, крещенного в Православии, но который не являлся нашим прихожанином. Чаще всего просят крестить детей, что, конечно, радует, но далеко не многие обращаются в полном осознании того, что это вообще такое и зачем это нужно. Но я вредный и просто так не соглашаюсь, поэтому люди сетуют, но что уж поделаешь, им приходится разбираться, вникать, зато потом радости намного больше! Я говорю, конечно, шутя, но, на самом деле, это очень важный момент – осознанный выбор и понимание всей глубины совершаемого Таинства.

Вообще большинство священников за рубежом вынуждены работать на светских работах для обеспечения своих семей. Лично я работаю полную рабочую неделю в отделе разработки фотохромных покрытий для офтальмических органических линз в одной частной международной компании. Иногда приходится даже ездить в командировки, но это дает возможность встретиться и познакомиться с православными священнослужителями на местах.

Улицы Голвея

Улицы Голвея

Однако подобная занятость создает определенные сложности, отнимает массу времени и сил, поэтому не всегда хватает ресурсов для активной внебогослужебной деятельности, особенно на тех приходах, где нет собственного помещения. В таких местах необходимо добраться до служебного помещения, привезти и принести с собой всё необходимое для службы, приготовить помещение, а после службы всё убрать и унести. Часто в таких местах есть ограничение по времени пребывания и не всегда есть место даже просто пообщаться с прихожанами за чашкой чая, не говоря уже о большем. Иногда на одну дорогу может уходить до двух часов, а если это семьи с маленькими детьми, то под конец службы они спешат домой, особенно если нужно готовиться к началу новой учебной недели.

Так что в разных местах у нас складывается разная ситуация. В этом плане проще с инициативой в православной общине святого Тихона в Каслбаре. Поскольку там свое отдельное помещение, пускай и временное, но, тем не менее, преображенное силами прихожан и их знакомых. В соседнем помещении проходят занятия по основам Православия, русскому языку и литературе, проводятся праздники. Вся приходская и богослужебная ответственность лежит на настоятеле. Но прихожане проявляют посильное участие, и инициатива по организации деятельности русской школы принадлежит полностью им. Некоторые люди очень активно участвуют в делах благотворительности и организуют сбор и отправку посылок с вещами и предметами первой необходимости в детские дома Беларуси и Украины.

– Скажите, как у Православной Церкви в Ирландии складываются отношения с государством? И, что не менее интересно, с инославными, особенно с преобладающим католическим большинством? Вы ведь упомянули, что молитвенные помещения берете в аренду у англикан…

– Государство относится по большей части индифферентно, как, собственно, и к католицизму, нынешний запрет на массовое посещение богослужений лишь подтверждает это. Недавно ряд католических епископов обратились к правительству с просьбой рассмотреть вопрос, связанный с возможностью реализации гражданами конституционного права на свободу вероисповедания и отправления соответствующих им культов. Насколько мне известно, ответа не последовало.

Относительно же межконфессиональных отношений можно сказать, что католики, да и протестанты, относятся к нам дружелюбно и, как правило, всегда стараются помочь. Действительно, они очень часто предоставляют нам свои помещения для наших богослужений на безвозмездной основе. Вместе с этим с их стороны нет никаких попыток обращения, они очень уважительно относятся к нашей вероучительной позиции, но в то же время нужно понимать, что мы попросту не представляем для них никакой «конкуренции». Число наших прихожан довольно маленькое, поэтому у них нет причин нас опасаться.

– С какими проблемами православные верующие и вы лично как священник сталкиваетесь в Ирландии в повседневной жизни?

– Скорее всего подобного рода проблемы связаны с вопросами нравственного порядка, тем фундаментом, который характерен для консервативного христианства. Вы прекрасно знаете, что Православная Церковь, по сути, бескомпромиссна в вопросах, касающихся однополых отношений, абортов, секспросвета среди детей и подобного. Есть отдельные положения, которые были оговорены в социальной концепции РПЦ, но там особые случаи, и они не являются обыденными.

Ирландское общество стало крайне либеральным, это касается и католиков

Так вот, ирландское общество за последние 20 лет стало крайне либеральным, и то, что раньше было абсолютно неприемлемым, теперь является нормой и правом человека. Такую позицию можно услышать и от практикующих католиков, даже по вопросам прерывания беременности. Соответственно, если отрыто начать выражать свое несогласие с существующей практикой, особенно в вопросах свободных отношений, то можно оказаться в социальном изгнании и даже лишиться работы. На данный момент нельзя сказать, чтобы мы столкнулись с какой-то личной проблемой, но вышеописанные идеи начинают насаждаться в школе, и в определенный момент нам придется заявить о своем решительном протесте, особенно когда дело будет касаться наших детей.

Монастырь Глендалох

Монастырь Глендалох

– Христианство само по себе для Ирландии – вера древняя. Какие из древних храмов, монастырей и святых мест произвели на вас глубочайшее впечатление, и куда бы вы обязательно посоветовали съездить православному паломнику?

– Из святых мест я, пожалуй, назову монастырь Глендалох, который был основан святым Кевином в VI веке; церковь святителя Николая в Голуэй, где уже долгое время проходят наши регулярные богослужения; источник святого Патрика в графстве Типперари и, конечно же, гору святого Патрика в графстве Мэйо. Касательно последнего можно отметить, что в нашей епархии уже продолжительный период времени существует традиция каждый год на праздник Преображения служить Божественную Литургию на горе святого Патрика. Испытываешь особое духовное переживание, особую радость от участия в соборной молитве после двухчасового восхождения и причащения Святых Христовых Таин.

Это особое духовное переживание – соборная молитва и Причастие после двухчасового восхождения на гору святого Патрика

– В российской новостной повестке про Ирландию услышишь нечасто. Из этого складывается мнение, что страна – довольно спокойное место на земном шаре. Это действительно так?

– Надо сказать, что ирландцы – очень доброжелательный, веселый и находчивый народ. Они очень редко по-настоящему унывают. Глядя на них, невольно начинаешь понимать, откуда уважаемый профессор Толкин черпал свои идеи при создании всем известного хоббита!

Здесь довольно-таки спокойно, жизнь течет иногда даже как-то медленно, порой приходится напоминать о своем существовании, особенно когда дело касается социальных услуг. Единственное, на что обращаешь внимание, так это на разницу восприятия течения времени: ирландский час может длиться несколько обычных часов, поэтому с пунктуальностью тут иногда бывают проблемы.

– Получается ли поддерживать общение на приходском уровне с общинами и православными обществами в России? Насколько крепкой и активной можно назвать связь русского землячества в Ирландии с Родиной?

– Есть определенное общение, поддержка Свято-Елизаветинского монастыря в Минске, опять же, благодаря активности прихожан православной общины святителя Тихона в Каслбаре. Но мы надеемся, что это только начало и что в дальнейшем наши связи будут только шириться и приумножаться. Лично сам стараюсь поддерживать общение с православными священнослужителями по всему миру, всегда зову желающих в гости, поэтому если будет возможность – приезжайте!

Ирландский фермер. Фото: Jim Richardson

Ирландский фермер. Фото: Jim Richardson

– Спаси Христос! Скажите, а что вас более всего потрясло в Ирландии за время пребывания здесь? Были ли у вас какие-то мифы и стереотипы о стране до того, как вы сюда попали?

– С точки зрения истории христианства Ирландия – совершенно уникальная страна: такое ощущение, что стоит поднять любой камень, и под ним ты сразу обнаружишь какую-нибудь святыню. Жития кельтских святых изобилуют уникальными повествованиями необычных подвигов и свидетельствами живой христианской веры. В свое время ирландское монашество было центром европейской учености, это наследие можно и нужно изучать.

Относительно стереотипов можно сказать, что большинство из них касаются бытовых вопросов или вопросов ирландского характера, например:

  • Стереотип 1. Все ирландцы рыжие. – Нет, это не так, но рыжих немало.
  • Стереотип 2. Все ирландцы пьют огромное количество пива и виски. – Да, это правда, ирландцы умеют веселиться.
  • Стереотип 3. Ирландия – это вечнозеленый остров. – По большей части это правда, основная причина – довольно-таки теплая температура воздуха и обильные дожди круглый год.
  • Стереотип 4. В Ирландии очень много овец. – Да, это правда, из их шерсти вяжут очень теплые и красивые свитера.
  • Стереотип 5. Ирландская музыка – особенная. – Обязательно нужно послушать и оценить. В моем понимании это нечто, особенно когда слышишь ее живьем.
  • Стереотип 6. Ирландцы никуда не торопятся. – По большей части это абсолютная правда. «К концу дня всё будет хорошо», – говорят они: вот вам и пилюля от уныния.
  • Стереотип 7. В Ирландии очень много пабов. – Да, они везде, почти на каждом углу. Дело в том, что ирландцы очень редко зовут к себе в гости и чаще всего предпочитают встречаться с друзьями в пабах. А если учесть, что здесь почти что постоянно льют дожди, то куда еще пойти?

Да, существуют также и некоторые мифы о, например, леприконах и горшочках с золотом, но, увы, вынужден с грустью признать: везде искал, но так и не нашел.

– В завершение беседы не могу не задать традиционный вопрос: какие слова из Священного Писания воодушевляют вас и поддерживают в трудные минуты жизни?

– «Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11: 28–30).

И еще: «Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше, и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16: 22).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Басенков
Все статьи Владимир Басенков
Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40