Церковь Святителя Николая на острове Атка, Западные Алеутские острова, штат Аляска, США
– А вот кто, интересно, побывал во всех странах? Вот только чтобы во всех?
– Говорили, норвежец какой-то.
– Да нет, какой норвежец? Японец один. Тридцатилетний.
– Говорю, норвежец. И лет ему не 30, а 68.
– А в газете про эстонца вроде писали. Или американца. Богатого.
Спор шел в подмосковной электричке, много-много лет назад, как рассказывал мне знакомый священник. Валил снег. Вечерело. Вдруг один старый, лесковский прямо, сибиряк досадливо сплюнул:
– Да вы одурели, православные. Ну, какой японец? Наш, русский, Николай Угодник. Вот, кто точно был во всех странах.
Лесковский сибиряк, разумеется, оказался прав. Как вышел в IV веке архиепископ Мир Ликийских за пределы Малой Азии, так по сей день и ходит по всей земле.
Википедия, правда, не очень согласна. Надо ей, например, объяснить, как именно в городке Джуно, штат Аляска, Соединённые Штаты Америки, где жило полторы тысячи индейцев-тлингитов, появился в 1894-м году храм Святителя Николая Чудотворца, – она и пишет:
«Выбор Православия мог рассматриваться как попытка более консервативных тлингитов сохранить некоторую культурную независимость от наступающей англосаксонской цивилизации США, которую связывали с пресвитерианскими миссионерами».
Мудрёно и засушливо. Поэтому в дополнение к Википедии надо всегда искать поблизости лесковского мужика, того, к кому Сам Христос в гости приходил на Рождество, и его спрашивать. Он и объяснит, что в 1892-м году в городок Джуно приехал Преосвященный Николай, епископ Алеутский и Аляскинский, для беседы с вождём тлингитов Йисом Гаанаалксом.
Вождю снился один и тот же сон: седовласый старец с бородой убеждал его принять Православие
Вождь рассказал, как ему несколько ночей подряд снился один и тот же сон: седовласый, невысокого роста старец с бородой убеждал его принять Православие. Когда вождь увидел икону святителя Николая, он тут же узнал старца из своего сна и принял Православие с именем Димитрий, а его жена – с именем Елизавета. А потом ещё 700 тлингитов крестились, последовав примеру вождя. Через 2 года построили Никольскую церковь.
А на Аляскинском острове Атка и вовсе живет человек 80. Но и там есть Никольский храм. Построил его в 1829-м году протоиерей Иаков Нецветов, причисленный к лику святых Православной Церковью Америки просветитель Аляски.
Первый православный священник из коренных народов Аляски, отец Иаков ради окормления островных аляскинских приходов, между которыми не было никакого другого сообщения, путешествовал на каяке. У Никольской церкви не было здания, и отец Иаков своими руками сшил большую палатку и в ней проводил службы. А потом сворачивал палатку и брал её с собой во время миссионерских плаваний на каяке. За первые 6 месяцев служения отец Иаков крестил 458 алеутов. Вскоре была построена постоянная деревянная церковь.
Посмотрите: вот он, православный храм на Атке, среди туманных озер и дикой тундры, холмов, покрытых мхом и лишайником, и всего лишь нескольких жилых домов вокруг. Но и сюда дошёл Николай Угодник. На подводах вместе со святителем Иннокентием, пешком – вместе с преподобным Германом Аляскинским и мучеником Петром Алеутом, и на каяке – вместе с отцом Иаковом Нецветовым.
Церковь Святителя Николая на острове Атка, Западные Алеутские острова, штат Аляска, США
Ну и что же, что на каяке? Он же ещё и Никола Мокрый! Скольких терпящих бедствия на воде, плавающих и путешествующих спас чудотворец! Возвращалась XI веке молодая семья на лодке по Днепру в родной Киев. Уставшая хозяйка задремала и выпустила младенца из рук в воду. В отчаянии родители стали молиться святителю Николаю. И что же? На другой день нашёлся их младенец, живой и невредимый, в... Софийском соборе, рядом с иконой Николая чудотворца.
Но то, конечно, Киев! А святитель дошел и до Алабамы, и до Бузулука, и до Нью-Джерси, и до подмосковного Домодедово, и до австралийского Брисбена, и до Нью-Йорка…
В шахтёрском городке Бруксайде, штат Алабама, где живет чуть больше тысячи человек, Свято-Николаевский храм Московского Патриархата был основан православными рабочими-иммигрантами в 1894-м году. Какими тяжёлыми выдались эти 100 с лишним лет в истории Свято-Николаевского храма! Пережил он ураганы и пожар, Великую депрессию, безработицу, холодную войну, подозрения американских властей. Долго не могли найти на приход постоянного священника. А в 1965-м году приехал новый настоятель – отец Бенедикт Таллант.
Это великими трудами отца Бенедикта, самоотверженного и усердного пастыря, и по молитвам святителя Николая церковь превратилась в духовный центр города и родной дом для прихожан, большинство из которых – американцы, не имеющие русских корней и принявшие Православие в сознательном возрасте. А на проводимую сестричеством Св. Ольги ежегодную Славянскую ярмарку съезжаются в Бруксайдский Свято-Николаевский храм со всей Алабамы.
Свято-Николаевский храм в Бруксайде, штат Алабама
Митрофорный протоиерей Бенедикт Таллант отошел ко Господу в ноябре этого года, на Димитриевскую родительскую субботу, но остался его завет, духовное завещание родному приходу:
«В течение 120 лет наша церковь стоит, как островок Православия на протестантской земле. Сколько Божественных литургий было совершено здесь за эти годы, сколько молитвенных приношений вознеслось от сердец верных чад Православной Церкви. Мир и утешение истинной веры Христовой пребывали с нами во все дни нашей жизни... Господь нас хранил. Когда-то оставленные и, казалось, изолированные, мы постепенно поняли, что являемся частью православной семьи, братьями и сёстрами для миллионов православных со всех концов земли, и особенно – частью великой Церкви земли Русской – Церкви святых, мучеников, преподобных, верных слуг Христовых…».
В 1899-м, по благословению епископа Алеутского и Аляскинского Тихона, будущего святого Патриарха Московского и всея Руси, в центре Нью-Йорка началось строительство Свято-Николаевского собора. Первый взнос – 7500 золотых рублей – сделал Государь Император Николай II. Сделал взнос и отец Иоанн Кронштадтский. В своей проповеди во время освящения нового величественного собора в 1902-м г. будущий святитель Тихон сказал:
«В сем великом городе возведена церковь, достойная русской нации и отвечающая величию православной веры».
Первый настоятель Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке, священномученик протопресвитер Александр Хотовицкий, позже, в 1914-м г., оказал помощь в приобретении земельного участка для еще одного храма Святителя Николая Чудотворца, в городе Байонн, штат Нью-Джерси. В 1930–1940 годах в этом приходе служил митрополит Вениамин (Федченков), выдающийся иерарх Русской Православной Церкви и замечательный духовный писатель. И нынешний настоятель храма Святителя Николая Чудотворца в Байонне – протоиерей Михаил Капчиц – бережно хранит великие традиции благочестия:
«Если бы нас, по необъяснимо счастливому стечению обстоятельств, пустили бы жить в прекрасный древний замок, мы бы первое время только, пожалуй, осторожно ходили по нему и восторгались его необыкновенной красотой. Потом нам бы стало, наверное, понятно, что мы ничего подобного построить не сможем, а потому необходимо все силы потратить на сохранение этого убранства. Так и нам, непотребным работникам одиннадцатого часа, подобает благоговейно относиться к сокровищнице нашей православной веры и благочестия, которую оставили нам всехвальные отцы наши и в которой содержится вся земная и небесная премудрость...».
Мемориальная доска в память священномученика протопресвитера Александра Хотовицкого, основателя и строителя Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке
А к нам в Бостон, в Богоявленскую церковь, привозили мироточивую икону святителя Николая. Икона замироточила на Николу Зимнего, 19 декабря 1996 года, в Свято-Георгиевской церкви в городе Мичиган, штат Индиана. Весть об этом облетела всю православную Америку, и икона начала своё путешествие по стране. Через несколько лет Николай Угодник доехал до Бостона. Больше всех ждали его мои друзья, Толя и Таня.
Московских студентов Толю и Таню благословил на брак приснопамятный митрополит Питирим (Нечаев). Владыка подарил жениху и невесте привезённую из Бари икону святителя Николая. Венчались они в моём любимом московском храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. А потом пришли за благословением к настоятелю, протоиерею Владимиру Романову, на отъезд в Бостон на учёбу.
Приснопамятный отец Владимир с 1992 по 1995 годы был настоятелем того самого Свято-Николаевского собора в Нью-Йорке и многое сделал для увековечения на американской земле имён святителя Тихона, Патриарха Московского и Всея Руси, и священномученика протопресвитера Александра Хотовицкого, строителя и первого настоятеля Свято-Николаевского собора.
Благословил отец Владимир Толю и Таню на учёбу в Бостоне и посоветовал ходить в Богоявленский храм, к отцу Роману Лукьянову. Началась увлекательная бостонская жизнь с университетскими заботами и новым укладом, как вдруг Таня заболела. Тяжело. Так тяжело, что без слёз об этом не расскажешь. В больницу к Тане часто приезжали настоятель отец Роман и второй священник – отец Георгий. Читали акафисты. Ну, и молились о её выздоровлении, молились всей нашей Богоявленской церковью. Тут как раз к нам приехал Николай Угодник. Отец Роман привёз мироточивую икону в больницу. И выздоровела наша Танюша.
Отец Роман привёз мироточивую икону в больницу. И выздоровела наша Танюша
– Мы так были всем за молитвы благодарны, отцу Роману, отцу Георгию, всей церкви, и святителю за его помощь. Меня выписали, и мы с мамой поехали от паломнической службы Радонежа на Святую Землю. Этого просто не передать словами. Батюшка с нами был замечательный, отец Иоанн из-под Костромы, причащал нас. И мы с мамой, знаешь, как козочки резвые носились, так было хорошо.
Врачи, выписывая Таню, предупредили, что, скорее всего, детей у них с Толей не будет...
– У меня 9 месяцев после больницы не было месячных. И вот, на Святой Земле поехали мы на Иордан. Второе Крещение… И в этот же вечер у меня начались месячные...
Через несколько лет Таня с Толей поехали с паломнической поездкой в Грецию. И увидели там объявление о путешествии на пароме к Николаю Угоднику в Бари. Приплыли 23 мая, на следующий день после Николы Летнего.
По всей земле стоят Никольские храмы, и о помощи Мир Ликийских чудотворца могут рассказать в каждой семье
– Церковь была почему-то совсем пустой. Батюшка отслужил литургию, мы причастились, приложились к мощам… А через три месяца я забеременела…Странно, что, когда мы поняли, что у нас будет сын, мы не сразу выбрали ему имя. Думали продолжить традицию семейных имён, у Толи в семье все почти Павлы и Анатолии. И вот уже в бостонском госпитале, мне вот-вот рожать, заходит в палату анестезиолог, разумеется, американец. А на бейджике у него имя – Николай. Представляешь? Даже не Николас. Мы с Толей спрашиваем его:
– Вы – русский?
– Нет, – говорит, – что вы. Просто родители любили русскую классическую литературу. Поэтому я – Николай, а брат – Алексей.
Внесение святой иконы Святителя Николы, присланной в дар от Наследника-Цесаревича Великого Князя Николая Александровича, в сопровождении Митрополита Московского Филарета, в единоверческую Никольскую церковь на Рогожском кладбище.
Так родился у Тани и Толи сын Николай. Крестник мой. Кажется, вот только вчера держала я его на руках, а сегодня уже – юноша под два метра ростом. Пишет музыку, изучает в школе математику по университетскому курсу и подумывает стать архитектором. А ещё у него есть младший брат. Роман.
Вот так, «миру всему источающий многоценное милости миро и неисчерпаемое чудес море», ходит святитель Николай по миру, от Алабамы до Бузулука. По всей земле стоят Никольские храмы, и о помощи Мир Ликийских чудотворца могут рассказать в каждой семье.
Есть в Москве церковь Никола на Рогожке – храм Святителя Николая Мирликийского на Рогожском кладбище, построенный по благословению святителя Филарета Московского и с одобрения Императора Николая I.
Благоукрасителями храма были московские купцы Владимир Андреевич Сапелкин – основатель Измайловской военной богадельни и первый церковный староста – и Никандр Матвеевич Аласин, купец 1-й гильдии и почетный гражданин Москвы.
Аласин, владелец успешной фирмы «Русская фотография» на Волхонке, которому Император Александр II даровал Разрешение поместить изображение российского герба на вывеске заведения и на бланках фотографий, – поистине пример благочестивого русского купца. Раз в месяц он печатал в газете «Московские ведомости» объявление, в какие дни его фирма будет закрыта. Вот, например, объявление на август 1863:
«… в дни: Преображения Господня, Успения Богородицы, Коронации Государя, Усекновения главы Иоанна Предтечи и тезоименитства Государя Императора 6, 15, 26, 29 и 30 августа будет закрыта»
Так вот, в этом храме на Рогожке, стараниями благоукрасителей – московских купцов Сапёлкина, Аласина и других – ставшем таким красивым, что похож он на драгоценный ларец или сказочный терем, есть необыкновенная икона Николая Чудотворца – Никола Приснодействующий.
Подаренная храму Великим князем Николаем Александровичем, сыном Императора Александра II, и переданная через святителя Филарета, икона эта с житийными клеймами. Только клейм на иконе не 16, как должно бы быть, а 15. Одно клеймо пустое. Оставил иконописец место для нового великого чуда Николы Приснодействующего…
«…в дни: Преображения Господня, Успения Богородицы, Коронации Государя, Усекновения главы Иоанна Предтечи и тезоименитства Государя Императора – 6, 15, 26, 29 и 30 августа – будет закрыта».
Моя мама, около 15 лет прожившая в Домодедовском районе Московской области, часто ходила в сельский Никольский храм. В старинном селе Домодедово, которому больше 600 лет, первую церковь построили в 1658-м году, а нынешнее каменное здание церкви возвели в 1738-м (в 1837-м перестроили обветшавшие колокольню и трапезную). В этом храме, никогда не закрывавшемся во время советской власти, мы с мамой впервые увидели старинную икону святителя, спасающего утонувшего младенца. В этом же храме, где служил тогда настоятелем приснопамятный добрейший протоиерей Николай Сложеникин, мама познакомилась с одной прихожанкой, у которой была своя история вмешательства святителя Николая.
Старенькая и необыкновенно приветливая, эта женщина всегда стояла в храме рядом с иконой Божией Матери Неопалимая Купина.
Все деревни объехала, дочка, все – никто этого пастуха не видел. Николай Угодник это был
– Да, милая, на этом самом месте всегда моя покойница мама стояла. А теперь и я сама уже не помню, сколько лет здесь стою... У папы с мамой было трое маленьких сыновей. Годы были голодными, и папа уехал в город на заработки. Чуть уехал, а мама поняла, что ожидает четвертого. Ну, как быть? Зима, с отцом связи никакой нет, троих малышей нечем кормить, а тут ещё один. В общем, решила ехать в соседнее село к доктору, аборт делать. И что думаешь? Ноги у нее отекли. Распухли так, что встать не могла, не то чтобы ехать куда-то. На следующее утро – стук в дверь. Пастух из какой-то деревни приехал, хлеб привёз. А потом на следующее утро, и через день. Приедет, положит без слов хлеб, какую-то ещё еду, и для самого младшего – то бублик, то пряник, и быстро уедет. Так продержались всю зиму. А мама до самых родов так с больными ногами и лежала. Вернулся с заработков отец, тут мама меня и родила. А как оклемалась, села на лошадь и поехала по соседним деревням – искать того пастуха благодарить. Все деревни объехала, дочка, все – никто этого пастуха никогда не видел. Сам Николай Угодник это был… А в церковь эту мама меня стала приводить с самого почти рождения. Приведет нас, всех детей, сама встанет около Купины Неопалимой – и стоит прямо всю литургию, не шелохнувшись. Я маленькая капризная была. Начну, бывало вертеться, на пол сяду, а она меня поднимать: «Стой, дура!» Ну, с добром это, конечно, милая, было, с любовью…