Источник: Православное Завольжье
Покровские чтения – это не просто теоретическая конференция или отчетное собрание. Это место живого общения педагогов-единомышленников и всех, кто болеет душой о христианском просвещении. А с живым общением в этом году все непросто. Поэтому организаторы чтений очень переживали: состоятся ли они? Помогут ли педагогам открыть для себя что-то интересное и новое?
Такой близкий образ святого
Много раз убеждалась: где есть искреннее желание многих людей сделать что-то доброе, будет и результат. Все было сложно, но благодаря современным средствам связи и стремлению людей все получилось. А еще благодаря благодатной, как отметил Епископ Пахомий, теме. «Благоверный князь Александр Невский – один из тех святых, чье имя на слуху. Почему-то из сонма русских святых кто-то становится не только национальным символом, но и по-настоящему близким человеком», – отметил архипастырь в своем докладе на пленарном заседании.
В этом году в зале всего несколько человек, остальные – участники онлайн-конференции в Zoom. И доклад владыки, и обсуждение транслируют в социальные сети. Участники чтений по всей епархии размышляют о наследии благоверного князя. «В каждую эпоху русские люди видели в облике святого что-то свое. Точнее, каким-то удивительным образом князь Александр становился своим для каждой эпохи, продолжая свое служение народу и Отечеству», – говорит Епископ Пахомий.
Его выступление продолжает рассказ об участии хора мальчиков «Музыкально-эстетического лицея имени А.Г. Шнитке» Энгельсского района в I Международном православном детско-юношеском фестивале-конкуре «Александр Невский», который проходил в городе Переславле-Залесском – на родине князя. Этот фестиваль стал культурным событием в жизни хорового коллектива, и вместе с тем он дал возможность юным хористам совершить настоящее паломничество.
«Ребенку важно услышать про личный опыт веры. Сегодня я многое для себя открыла, будет, о чем с сыном поговорить. Про Переяславль-Залесский обязательно почитаем, посмотрим», – говорит после окончания пленарного заседания Наталья Александровна Гужева. Она воспитывает одиннадцатилетнего сына, и тема чтений тронула ее до глубины души. Ведь для ребенка важен яркий рассказ о личности, а не сухие правильные фразы.
Детям о князе – с любовью и по-настоящему
А ведь это непросто: рассказать ребенку, которому, к примеру, восемь лет, о человеке, родившемся восемьсот лет назад. Что общего у них? Да это же разные миры – Древняя Русь XIII века и Россия XXI. Но общее есть – любовь к семье, к Родине, жалость к людям. А еще — православная вера. О которой, правда, тоже многим еще нужно рассказать.
Покровские чтения педагогические, и потому неслучайно три секции посвящены непосредственно работе с детьми – в детских садах, на уроках в общеобразовательной школе и на занятиях в школе воскресной.
У дошкольников не только коллеги, но даже сторонние слушатели отдыхают душой. Былины о богатырях, сказания, занятия семейного клуба «Радость моя». Сразу вспоминаешь свое детство, которое теперь выглядит безмятежным. Только вот жаль, бесед о святых там не было у большинства из нас.
Дошкольный возраст принято называть нежным, речь так и стремится найти сказочные интонации. Но воспитатель балашовского детского сада «Золотой ключик» С.А. Струговщикова напоминает коллегам (да и родителям тоже): «При всем внимании к возрасту детей жития святых нельзя упрощать, искажать, сводить их к волшебной сказке». Но что поделаешь, у дошкольников восприятие основано на эмоциях, и надо это учитывать. «Создаем предметно-пространственную среду для проведения занятий, используем интерактивные моменты для привлечения внимания детей, знакомим их с предметами древнего быта», – делится Светлана Анваровна.
Учителя, работающие с детьми постарше, ищут свои методы достучаться до ученических сердец. По мнению Екатерины Александровны Солдатовой, педагога истории балаковской школы № 16, патриотические чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных, занятий: «Они – результат длительного, систематичного и целенаправленного воздействия на ребенка». Педагог на своих занятиях использует письма с фронта и рассказывает о судьбах героев войны и тыла, о ситуациях, которые переживали неизвестные герои, простым языком.
Радует, что чтения дают импульс для проведения интересных занятий с детьми. К примеру, школьникам Ровенского района в рамках Покровских чтений рассказывают о благоверном князе Александре Невском. Беседы, классные часы, викторины, конкурсы. Детям рассказывают о князе-герое, князе-политике и князе-святом, иллюстрируя его многогранный образ произведениями искусства.
Детство, юность в древности и сегодня – об этом размышляют уже педагоги воскресных школ епархии на профильной секции. Чаще всего, и на картинах, и в литературе князь предстает в виде взрослого воина, победителя в знаменитых битвах. Руководитель методического объединения педагогов и директор воскресной школы «Девора» Свято-Троицкого храма Балаково Н.Л. Бударина пригласила на виртуальный урок «Путешествие в историю. Александр Невский – детство и юность». Участники секции узнали, как был воспитан князь, как происходило его обучение и подготовка к государственному служению. Также им рассказали, как организовать устный журнал «Солнце земли Русской», посвященный жизни князя. Его представила руководитель театрального кружка воскресной школы «Вифлеем» храма в честь Рождества Христова Балаково Н.И. Васильева. «Каждая страница этого яркого повествования посвящена определенной эпохе и жизни благоверного князя, заканчиваем страницей, посвященной сражению за свою душу в монашеском постриге и посмертным почитанием святого. Эта форма позволяет задействовать детей всех возрастов и применять различные творческие номера», – поделилась педагог.
Живой опыт веры
Взрослые сегодня учатся основам веры вместе с детьми, а зачастую и ради детей. К примеру, когда им нужно покрестить своего ребенка или стать крестными родителями. В этом году катехизаторской работе на чтениях посвящен целый цикл бесед. Здесь и обращение к опыту святых миссионеров, и психологические советы в работе с разными возрастными и социальными группами, и возможность поделиться опытом, накопленным катехизаторами нашей епархии.
«Миссионер, не живущий жизнью Христа, не может Его проповедовать, не может свидетельствовать так, чтобы его слово было действенно, приводило человека к вере, в Церковь Христову», – это утверждение помощника благочинного по РОиК Новоузенского округа протоиерея Александра Милованова, пожалуй, один из самых весомых тезисов в работе катехизатора. Может быть, даже его девиз.
В идеале христианское воспитание должно начинаться в семье. А если она сама не идеальна, если матери не на кого опереться в воспитании детей, если материальные проблемы не оставляют сил и времени подумать о духовном? Как помочь таким семьям в наши непростые дни, обсуждали на секции «Семья перед выбором: пути преодоления трудностей».
Святой князь Александр — с древности молитвенник и помощник тем, кто защищает Отечество. Еще одну секцию организовал отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. «Сегодня исторический выбор князя Александра может послужить и нашей стране уроком, – сказал его руководитель протоиерей Виктор Лузган. – Процесс культурной и экономический глобализации приводит к активной экспансии западных ценностей. России следует прикладывать максимальные усилия для охраны русской культуры и национальной идентичности».
«Благодаря замечательным выступающим, для меня самой образ Александра Невского раскрылся с другой стороны, – поделилась руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации Ю.К. Земскова. – Я увидела удивительно мудрого человека, который мог и потерпеть, и мужество проявить. И многое почерпнула для себя из рассказов о воспитании мальчиков в Древней Руси». Юлия Кабдуллаевна с благодарностью говорит обо всех педагогах, которые в этом сложном для процесса обучения году продолжали трудиться и делиться опытом. И это вселяет надежду, что все трудности преодолимы, если есть желание делиться с детьми и взрослыми знаниями о вере.