В памяти восемь веков

Источник: Православное Завольжье

Покровские чтения – это не просто теоретическая конференция или отчетное собрание. Это место живого общения педагогов-единомышленников и всех, кто болеет душой о христианском просвещении. А с живым общением в этом году все непросто. Поэтому организаторы чтений очень переживали: состоятся ли они? Помогут ли педагогам открыть для себя что-то интересное и новое?

Такой близкий образ святого

Много раз убеждалась: где есть искреннее желание многих людей сделать что-то доброе, будет и результат. Все было сложно, но благодаря современным средствам связи и стремлению людей все получилось. А еще благодаря благодатной, как отметил Епископ Пахомий, теме. «Благоверный князь Александр Невский – один из тех святых, чье имя на слуху. Почему-то из сонма русских святых кто-то становится не только национальным символом, но и по-настоящему близким человеком», – отметил архипастырь в своем докладе на пленарном заседании.

В этом году в зале всего несколько человек, остальные – участники онлайн-конференции в Zoom. И доклад владыки, и обсуждение транслируют в социальные сети. Участники чтений по всей епархии размышляют о наследии благоверного князя. «В каждую эпоху русские люди видели в облике святого что-то свое. Точнее, каким-то удивительным образом князь Александр становился своим для каждой эпохи, продолжая свое служение народу и Отечеству», – говорит Епископ Пахомий.

Его выступление продолжает рассказ об участии хора мальчиков «Музыкально-эстетического лицея имени А.Г. Шнитке» Энгельсского района в I Международном православном детско-юношеском фестивале-конкуре «Александр Невский», который проходил в городе Переславле-Залесском – на родине князя. Этот фестиваль стал культурным событием в жизни хорового коллектива, и вместе с тем он дал возможность юным хористам совершить настоящее паломничество.

«Ребенку важно услышать про личный опыт веры. Сегодня я многое для себя открыла, будет, о чем с сыном поговорить. Про Переяславль-Залесский обязательно почитаем, посмотрим», – говорит после окончания пленарного заседания Наталья Александровна Гужева. Она воспитывает одиннадцатилетнего сына, и тема чтений тронула ее до глубины души. Ведь для ребенка важен яркий рассказ о личности, а не сухие правильные фразы.

Детям о князе – с любовью и по-настоящему

А ведь это непросто: рассказать ребенку, которому, к примеру, восемь лет, о человеке, родившемся восемьсот лет назад. Что общего у них? Да это же разные миры – Древняя Русь XIII века и Россия XXI. Но общее есть – любовь к семье, к Родине, жалость к людям. А еще — православная вера. О которой, правда, тоже многим еще нужно рассказать.

Покровские чтения педагогические, и потому неслучайно три секции посвящены непосредственно работе с детьми – в детских садах, на уроках в общеобразовательной школе и на занятиях в школе воскресной.

У дошкольников не только коллеги, но даже сторонние слушатели отдыхают душой. Былины о богатырях, сказания, занятия семейного клуба «Радость моя». Сразу вспоминаешь свое детство, которое теперь выглядит безмятежным. Только вот жаль, бесед о святых там не было у большинства из нас.

Дошкольный возраст принято называть нежным, речь так и стремится найти сказочные интонации. Но воспитатель балашовского детского сада «Золотой ключик» С.А. Струговщикова напоминает коллегам (да и родителям тоже): «При всем внимании к возрасту детей жития святых нельзя упрощать, искажать, сводить их к волшебной сказке». Но что поделаешь, у дошкольников восприятие основано на эмоциях, и надо это учитывать. «Создаем предметно-пространственную среду для проведения занятий, используем интерактивные моменты для привлечения внимания детей, знакомим их с предметами древнего быта», – делится Светлана Анваровна.

Учителя, работающие с детьми постарше, ищут свои методы достучаться до ученических сердец. По мнению Екатерины Александровны Солдатовой, педагога истории балаковской школы № 16, патриотические чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных, занятий: «Они – результат длительного, систематичного и целенаправленного воздействия на ребенка». Педагог на своих занятиях использует письма с фронта и рассказывает о судьбах героев войны и тыла, о ситуациях, которые переживали неизвестные герои, простым языком.

Радует, что чтения дают импульс для проведения интересных занятий с детьми. К примеру, школьникам Ровенского района в рамках Покровских чтений рассказывают о благоверном князе Александре Невском. Беседы, классные часы, викторины, конкурсы. Детям рассказывают о князе-герое, князе-политике и князе-святом, иллюстрируя его многогранный образ произведениями искусства.

Детство, юность в древности и сегодня – об этом размышляют уже педагоги воскресных школ епархии на профильной секции. Чаще всего, и на картинах, и в литературе князь предстает в виде взрослого воина, победителя в знаменитых битвах. Руководитель методического объединения педагогов и директор воскресной школы «Девора» Свято-Троицкого храма Балаково Н.Л. Бударина пригласила на виртуальный урок «Путешествие в историю. Александр Невский – детство и юность». Участники секции узнали, как был воспитан князь, как происходило его обучение и подготовка к государственному служению. Также им рассказали, как организовать устный журнал «Солнце земли Русской», посвященный жизни князя. Его представила руководитель театрального кружка воскресной школы «Вифлеем» храма в честь Рождества Христова Балаково Н.И. Васильева. «Каждая страница этого яркого повествования посвящена определенной эпохе и жизни благоверного князя, заканчиваем страницей, посвященной сражению за свою душу в монашеском постриге и посмертным почитанием святого. Эта форма позволяет задействовать детей всех возрастов и применять различные творческие номера», – поделилась педагог.

Живой опыт веры

Взрослые сегодня учатся основам веры вместе с детьми, а зачастую и ради детей. К примеру, когда им нужно покрестить своего ребенка или стать крестными родителями. В этом году катехизаторской работе на чтениях посвящен целый цикл бесед. Здесь и обращение к опыту святых миссионеров, и психологические советы в работе с разными возрастными и социальными группами, и возможность поделиться опытом, накопленным катехизаторами нашей епархии.

«Миссионер, не живущий жизнью Христа, не может Его проповедовать, не может свидетельствовать так, чтобы его слово было действенно, приводило человека к вере, в Церковь Христову», – это утверждение помощника благочинного по РОиК Новоузенского округа протоиерея Александра Милованова, пожалуй, один из самых весомых тезисов в работе катехизатора. Может быть, даже его девиз.

В идеале христианское воспитание должно начинаться в семье. А если она сама не идеальна, если матери не на кого опереться в воспитании детей, если материальные проблемы не оставляют сил и времени подумать о духовном? Как помочь таким семьям в наши непростые дни, обсуждали на секции «Семья перед выбором: пути преодоления трудностей».

Святой князь Александр — с древности молитвенник и помощник тем, кто защищает Отечество. Еще одну секцию организовал отдел по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями. «Сегодня исторический выбор князя Александра может послужить и нашей стране уроком, – сказал его руководитель протоиерей Виктор Лузган. – Процесс культурной и экономический глобализации приводит к активной экспансии западных ценностей. России следует прикладывать максимальные усилия для охраны русской культуры и национальной идентичности».

«Благодаря замечательным выступающим, для меня самой образ Александра Невского раскрылся с другой стороны, – поделилась руководитель епархиального отдела религиозного образования и катехизации Ю.К. Земскова. – Я увидела удивительно мудрого человека, который мог и потерпеть, и мужество проявить. И многое почерпнула для себя из рассказов о воспитании мальчиков в Древней Руси». Юлия Кабдуллаевна с благодарностью говорит обо всех педагогах, которые в этом сложном для процесса обучения году продолжали трудиться и делиться опытом. И это вселяет надежду, что все трудности преодолимы, если есть желание делиться с детьми и взрослыми знаниями о вере.

Марина Шмелева
 
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Марина Шмелева
Все статьи Марина Шмелева
Последние комментарии
Факты из истории города на Неве
Новый комментарий от Русский Сталинист
21.01.2021 11:27
Тульский Ордена Ленина Императорский оружейный завод
Новый комментарий от Русский Сталинист
21.01.2021 11:19
Создаётся лево-консервативная коалиция
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
21.01.2021 11:07
Прививка: день второй
Новый комментарий от Коротков А. В.
21.01.2021 10:05
Как относиться к вакцинации?
Новый комментарий от Валерий
21.01.2021 09:46
Две эпидемии: биологическая и информационная
Новый комментарий от Наблюдатель
21.01.2021 09:16