Полнится жалостью и скорбью душа

Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн 
0
976
Время на чтение 8 минут

Лидер православно-патриотических сил России. Крупный церковный писатель XX столетия. Пастырь добрый, принимающий до 70 человек в день. В переломный момент русской истории – с августа 1990-го по ноябрь 1995 г. – Санкт-Петербургскую епархию возглавлял митрополит Иоанн (Снычев Иван Матвеевич).

«Санкт-Петербургская епархия поначалу не слишком доброжелательно приняла митрополита Иоанна, – вспоминал иеромонах Пахомий (Трегулов), келейник владыки Иоанна, – люди ведь как себе представляют «правильного» архиерея? Сильным, властным! А тут приехал в столичный город какой-то немощный старичок с простоватым, добродушным лицом – какой из него архиерей?! Прозвищ ему сразу надавали – «дедушка Мазай», «блаженный» и прочее… Любая старушка могла пожаловаться ему на соседку, которая жить не дает, или на пьющего сына… Точных часов приема у него не было. Начало – в 10, а окончание – когда последний посетитель уйдет. Многие над владыкой посмеивались: «Попов, что ли, на приходах нет? Пусть посылает к ним с их бытовыми проблемами!» Но митрополит своей практики не менял и каждого приходящего к нему утешал, чем мог…»

Впрочем, владыка обладал не только большим сердцем, но и редким писательским даром. Его книги – «Самодержавие духа», «Русская симфония», «Русь соборная», «Стояние в вере», «Одоление смуты», «Голос вечности», «Дай мне твое сердце», «Наука смирения» и др. – вызвали полное неприятие одних и горячую симпатию других. Противники обвиняли митрополита в антисемитизме, построении теории жидомасонского заговора, идеализации царя Иоанна Грозного. 

Святитель Иоанн (Снычев)

Святитель Иоанн (Снычев)

Сторонники видели в нем лидера православно-патриотических сил, защитника святой Руси, призывающего к духовному пробуждению народа. 

«Люди, люди!.. Несчастные, заблудшие, возлюбленные соотечественники мои! – восклицал митрополит. – Одумайтесь, исправьтесь, взгляните здраво – на что вы тратите свои силы, ради чего истощаете таланты? Богатство? Власть? Почет? Что из этого вечно, что сможете вы взять с собой, когда, окончив земной путь, предстанете пред Высшим Судией человеческих поступков, слов и помыслов. Всеведущим обличителем наших тончайших сердечных движений?.. Плачет сердце, глядя на растерзанное, одурманенное Отечество, полнится жалостью и скорбью душа».

Одной только литературной его деятельности было бы достаточно, чтобы имя митрополита осталось в истории Церкви.

За пять лет и три месяца, которые управлял он епархией, были основаны Институт философии и богословия Русской христианской гуманитарной академии, Высшая религиозная философская школа, епархиальные курсы. По инициативе митрополита возрожден журнал «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости», вышла в свет газета «Православный Санкт-Петербург», начало работу православное издательство «Царское дело». Возобновлено четыре мужских монастыря: Коневский Рождество-Богородичный, Зеленецкий Свято-Троицкий, Большой Тихвинский Успенский и Свято-Троицкая Сергиева пустынь в Стрельно. Незадолго до кончины владыка благословил возобновление Свято-Троицкой Александро-Свирской обители. Стал действующим Введено-Оятский монастырь, учреждены еще две женские монашеские общины: Свято-Введенская Корнилиево-Паданская и Свято-Покровская Тервеническая. Число действующих храмов в епархии увеличилось более чем в три раза.

25 ноября 1994 г. Священный Синод принял решение открыть Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру. Однако светские власти с передачей основных зданий монастыря медлили. О причинах этой заминки владыка намеревался говорить с главой города Анатолием Собчаком в последний день своей земной жизни 2 ноября 1995 г. 

Редкий шанс встретиться с Собчаком выпал, когда митрополиту принесли приглашение на презентацию банка «Санкт-Петербург» в гостинице «Северная корона» на Карповке.

…В холле, наполнявшемся людьми, митрополита окружала пустота – на этом празднике жизни он был чужим. 

– Слово-то какое – «демократия»… Начинается с «демо»… – сказал владыка своим спутникам.

Участники праздника ожидали мэра Анатолия Собчака с супругой, но чета опоздала почти на час. Когда высокие гости прибыли, Людмила Нарусова подошла к владыке Иоанну под благословение. Митрополит поднял руку и замер… Он смотрел как бы сквозь присутствующих и словно видел что-то необычное. Пальцы его, сжимавшие митрополичий посох, разжались, митрополит начал медленно оседать на пол. 

Удивительно, что в минуту, когда митрополит умер, колокол в Дивеевском монастыре, где очень почитали владыку, сам прозвонил два раза…

Родился Иван Снычев 9 октября 1927 г. в селе Новомаячка Каховского района Херсонской (тогда Николаевской) области в семье крестьянина. В детские годы у Ивана была тяга к вере, однако она не получила своего закрепления, и отрок оставался вне Церкви. Позднее владыка вспоминал, что ему было страшно смириться с мыслью, что человек по смерти исчезает бесследно, уходя в небытие, и по этой причине он горько плакал. В 16-летнем возрасте, в День памяти преподобного Серафима Саровского, на танцплощадке вместо танцующих людей юноша увидел вдруг омерзительно кривлявшихся бесов. Он почувствовал тогда леденящий холод и бежал с танцплощадки…

В конце декабря 1944 г. Иван был призван в ряды Красной армии, но по болезни демобилизован, после чего устроился служить пономарем храма святых апостолов Петра и Павла в г. Бузулуке Оренбургской области. Здесь и произошла встреча, определившая его дальнейшую судьбу, – с епископом Мануилом (Лемешевским), которого рукополагал сам Святейший Патриарх Московский и всея Руси Тихон.

В 1946 г. владыка совершил монашеский постриг Иоанна, которого взял к себе келейником, затем рукоположил его в сан диакона, а в 1948-м – в сан иерея. 

В сентябре 1948 г. архиепископ Мануил был сослан в мордовские лагеря. Осиротевший отец Иоанн поступил в Саратовскую духовную семинарию. Уже в годы учебы семинаристы называли его отцом Иоанном, несмотря на то, что выглядел он очень юно. Во времена гонений на Церковь священник ходил по городу в рясе и с крестом. 

Митрополит Иоанн (Снычев)

Митрополит Иоанн (Снычев)

В 1951 г. выпускник семинарии стал студентом Ленинградской духовной академии, которую окончил со степенью кандидата богословия. Преподавал в Минской и Саратовской семинариях. Своим ученикам говорил, что жить надо так, будто находишься перед очами Божиими, чтобы в любую минуту быть готовым предстать перед Его судом. Учил долготерпеть и за все благодарить Господа. Позже от духовенства требовал жить по вере, чтобы дела не расходились со словами. 

С 1957 г. отец Иоанн – личный секретарь вернувшегося из лагерей архиепископа Мануила, помогает ему в составлении многотомного «Списка русских епископов за 60 лет, 1897–1956». С 1961 г. – игумен, с 1964 г. – архимандрит, с 1965 г. – епископ Сызранский, викарий Куйбышевской епархии. С 1969 г. – епископ (с 1976-го – архиепископ) Куйбышевский и Сызранский. В 1966 г. владыка защищает магистерскую диссертацию, а в 1988 г. получает степень доктора церковной истории. 

С августа 1990-го по ноябрь 1995 г. Высокопреосвященнейший Иоанн в сане митрополита возглавляет Санкт-Петербургскую епархию. 

Обладал пастырь и необычайными духовными дарованиями: предвидения, исцеления, вразумления. При этом он часто говорил своим чадам: «Я не хочу заслонять собою лик Христа. Я всего лишь ваш проводник к Нему».

«Молился благочестиво… – вспоминает иеромонах Пахомий. – Знал ли владыка о силе своих молитв? Думаю, что нет. Во всяком случае, когда мы говорили о благодатных исцелениях, вразумлениях, предсказаниях – митрополит изумлялся: и как это Господь совершает чудеса по молитвам избранников Своих?! Если люди благодарили его за молитвенную помощь – тоже удивлялся… Но, наверное, такое незнание и есть признак духовности, святости. Ведь в житиях святых мы видим примеры того, как угодники Божии, творя чудеса, даже не догадывались об этом. 

Так, один старец, уйдя в затвор, решил никого более из мира не принимать. Но одна женщина, сильно скорбевшая о кончине своего ребенка, все же решилась прийти к его келье и, увидев, что она не заперта, подложила туда труп младенца. Дверь при этом скрипнула, и затворник, не оглядываясь, гневно произнес: «Я же сказал, что более никого не принимаю! Кто там лежит? Выйди вон!» И ребенок встал и вышел, а старец продолжил молитву…»

Главное, чему учил владыка своих духовных чад, – послушание. Валентина Сергеевна Дюнина, врач митрополита, вспоминала: «Как-то раз он благословил меня купить пять саженцев яблонь для нашей дачи. Я поехала со своим родственником на рынок, а там – изобилие! Один сорт лучше другого. Выбрала я пять деревец, а дядя Сеня меня уговаривает: «Купи еще, смотри, красота какая, не пожалеешь!» Мялась я, мялась, но все-таки поддалась на уговоры, купила и шестое. Посадили мы саженцы. Прижились они хорошо, в рост пошли, листики выпустили… А тут владыке пришло время приезжать. Вдруг шестая яблонька возьми да и засохни, да так, что коричневая вся стала, страшная… Матушки меня уговаривают: «Выкопай ее, владыка приедет – осерчает!» Но у меня были свои соображения. «Нет уж, – думаю, – сначала покаюсь…»

Приехал владыка и тут же – к засохшему деревцу: «Это что такое?!» Ну, я ему все как есть рассказала: «Теперь, владыко, я ее выкопаю…» А он мне: «Запиши-ка лучше в свою тетрадочку, что значит не слушаться духовного отца (среди паствы владыки были распространены так называемые книжечки совести, куда записывались грехи. – Ред.)! А яблоньку эту не тронь, только каждый день поливай», – и перекрестил деревце. И что бы вы думали? Отошла наша яблонька. На других уж листья с ладонь были, а эта только-только почки начала раскрывать, но – выжила! И перезимовала, и плодоносить в срок стала… А мы с тех пор так ее и зовем – «яблоня непослушания»». 

«Наша жизнь должна быть смиренной, – говорил митрополит – и, если мы будем терпеть невзгоды и трудности, которые нам посланы, то сподобимся мученического венца». Однажды владыка прилюдно сделал выговор прихожанам, которые похвалили пение архиерейского хора на службе, – зачем де отнимают награду певчих на небесах? 

Любы были сердцу митрополита праздники, и он считал своим долгом, обязанностью и одновременно счастьем служить – и всенощную, и литургию. Говорил, что в эти дни нужно обязательно быть на службе. Никогда не благословлял на поездку, если праздник мог застать в дороге. К своим службам он относился строго, нередко записывая их на магнитофон с целью дальнейшего усовершенствования. Любил простое обиходное пение, которое веками пел сам народ сердцем. У самого владыки голос был нежный, тенористый, ласковый.

Митрополита нельзя было увидеть праздным. В редкие свободные минуты мастерил аналойчики, мебель, книжные шкафы. Когда отказывали ноги и приходилось лежать, писал на специальной дощечке. В ответ на призывы отдохнуть отвечал: «С креста не сходят. С него снимают».

Митрополита Иоанна похоронили на Никольском кладбище Александро-Невской Лавры. Могила его – в архиерейском уголке, у монастырской протоки. За близко стоящей внешней оградой шумят транспортные потоки – тяжелое дыхание города. Но на могилке спокойно. Осеняя себя крестным знамением, кладет поклон очередной посетитель – все знают, что митрополит готов утешить каждого…

Подготовила Ольга Гордонова

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Гордонова
«Архивы Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря таят в себе бесценные богатства»
Интервью с заместителем председателя Издательского совета РПЦ игуменом Евфимием (Моисеевым)
01.02.2012
Все статьи Ольга Гордонова
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн
«Владыка стал для нас духовным мобилизующим центром»
Сегодня нам не хватает такого духовного лидера, как митрополит Иоанн (Снычёв)
02.11.2024
День памяти митрополита Иоанна (Снычёва)
Сегодня мы чтим память Императрицы Александры Федоровны, Царя-Миротворца Александра III и путешественника Н.М.Пржевальского
02.11.2024
Верую: воскреснет и Русь!
Пасхальное послание 1993 года
11.05.2024
«Основы российской государственности»: что это?
Тревожные размышления о перспективах воспитательного курса в вузах
07.05.2024
История России на духовно-политической карте
О творческом наследии Ивана Ильина
25.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Ладушки – нескладушки
Новый комментарий от Владимир С.М.
26.12.2024 11:10
Игорь Стрелков попросил суд освободить его из колонии
Новый комментарий от Vladislav
25.12.2024 23:18
Мне стыдно за моего Президента
Новый комментарий от С. Югов
25.12.2024 21:00
Сторонники взятия Киева и наше нелёгкое будущее
Новый комментарий от влдмр
25.12.2024 20:46
Путину нужно срочно менять Систему
Новый комментарий от Анатолий Степанов
25.12.2024 19:51
В Феофании состоялось итоговое заседание Священного синода УПЦ
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
25.12.2024 19:50
С падением Сирии наступают последние времена?
Новый комментарий от Анатолий Степанов
25.12.2024 19:34