Как новомученики оставались верующими во время допросов

0
602
Время на чтение 6 минут

Рассказывает священник Андрей Гавриленко.

Ответ школьному учителю – это экзамен знаний, ответ следователю НКВД – экзамен веры и испытание на верность. Отчего новомученики молчали перед следователем, отрицали свою вину, не оправдывались?

Подлинное чудо и действие Святого Духа, что все новомученики на допросах вели себя почти одинаково, материалы следственных дел только и содержат: «Вину отрицаю», «Контрреволюционной деятельности не вел». Кто-то из новомучеников вообще, подобно Господу Иисусу, молчал на допросах. Одесский сщмч. Онуфрий (Гагалюк) задавался вопросом: «Почему Господь молчал перед Иродом?» И сам давал ответ: «Потому, что Ирод был недостоин слова Божия. Они хотели видеть чудо не для того, чтобы уверовать в Спасителя, а из пустого любопытства <…> Господь всегда может совершить чудо, но считает недостойным для этого современных богоборцев, так как совесть их глуха ко всяким духовным запросам: подобных им апостол определяет как “сожженных в совести своей”».

Да, перед сожжённой совестью бесполезно говорить о высоком достоинстве служения священника, о его честности и желании бескорыстно служить Богу и людям. Бесполезно говорить о вере атеисту и предателю о верности. Вот и молчали наши родственники-христиане и не признавали ложной своей вины. Нельзя было кривить душою.

Верные Церкви и Христу понимали, что ложь, клевета, согласие с несовершенными преступлениями и неправдивое самообвинение порочили бы Церковь, явились бы выражением земной корысти, трусости и малодушия, отсутствия упования на Бога, обещавшего не оставлять Своих верных при любых испытаниях. «Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как и что отвечать, или что говорить, ибо Святой Дух научит вас в тот час, что должно говорить» (Лк. 12:11–12).

Сщмч. Василий Максимов во время допроса отклонил обвинения, тогда сержант госбезопасности протянул ему его фотографию и попросил расписаться на обороте. Когда священник это сделал, он как нотариус заверил личность о. Василия. Через несколько дней тройка НКВД приговорила его к расстрелу, а фотографией воспользовался палач, чтобы удостовериться в подлинности особы перед казнью мученика.

Отдельной страницей в истории допросов наших святых можно выделить требование следователя назвать (проще сказать, открыть) органам власти свое окружение. На деле это значило подвергнуть всех братьев и сестер аресту и уничтожению. Преподобномученик Феодор (Богоявленский) недвусмысленно на допросе заявил: «Я считаю для себя нравственно невозможным называть следствию лиц, у которых я проживал, и на этот вопрос давать ответ отказываюсь».

Леонид (Сальков), новомученик Одесского края, называл «подлостью» покупать себе свободу или другие «возможности» ценой братской крови.

Необходимо понимать, что задачей следствия в то время был не поиск истины, а выполнение политического заказа советского руководства – подвести под приговор, обвинить в контрреволюционной деятельности, обосновать «преступление врага», сломать его и уничтожить. «Религиозники» подпадали под эту статью напрямую.

Герои Гражданской войны, старые коммунисты, оклеветанные чекисты плакали и молили о пощаде, а православные терпели. Святого исповедника Афанасия Сахарова допрашивали в одной из тюрем около 30 раз, обычно ночами. «Еле живой после пыток, сдерживая стон, святитель часто говорил близким людям: ‟Давайте помолимся, похвалим Бога!”. И первым запевал: ‟Хвалите имя Господне”. И пение это его оживляло. Вновь пришедших узников владыка ободрял: ‟Не падай духом. Господь сподобил тебя, по Своей великой милости, немного за Него пострадать. Благодари Бога за это!”».

Правда, мученикам чаще было куда спокойнее, чем допрашивавшему их следователю. Кто кому служит – тот тому и раб. Святые служили Богу Всемогущему, видящему все муки и слезы. Они поступали с пониманием того, что наступил крестный час и самый главный момент в жизни. И потому, выслушав, что следователь записывал из их ответов, с сознанием полноты исполненного долга ставили или не ставили свою подпись под протоколом. И не было и тени смущающих душу сомнений – никого не оклеветал, себя не оболгал. Главное – остался верным Богу.

В то время к подследственным применялись беспощадные пытки, и некоторые из арестованных под воздействием мучительных телесных страданий оговаривали себя и других и подписывали протоколы, которые были составлены следователями. Правды ради заметим, что все духовенство епархии, арестованное по делу сщисп. Луки (Войно-Ясенецкого), ложно оговаривало его в контрреволюционной деятельности, которую святой исповедник отрицал как ложь. Интересно, что в житиях новомучеников встречаем даже случаи очной ставки священников, которые сломались и говорили всё, что желал следователь (в том числе и клевету на собратьев), и новомучеников, смотрящих добрыми глазами страдальца на заблудшего брата.

Были случаи оклеветания себя, но впоследствии покаяния. В сентябре 1937 года арестовали священников Иоанна и Василия Козыревых. Отец Иоанн на первом следствии себя признал виновным – оклеветал себя, но покаялся в долгие годы лагерной жизни. Опыт следствия 1934 года многому их научил – прежде всего тому, что оно держится на лжи, что следователи ради достижения своей цели не побрезгуют ничем, что ни одному их слову верить нельзя. И потому оставался единственный выход – быть в меру сил мужественным, не признавать и не подписывать лжи и молить Бога о том, чтобы Он даровал силы все претерпеть.

Немощь часто силой брата закрывалась. На групповом допросе со слабым священником удивительно вел себя сщмч. Николай (Добронравов). «Я требую, – сказал архиепископ, – чтобы вы оставили в покое свящ. Сергея Сидорова. Я его знаю как нервнобольного человека, а вам (о. Сергий) я запрещаю говорить что бы то ни было следователю властью епископа». Позднее о. Сергий писал: «Вряд ли эти мои строки будут прочтены многими, но если… близкие прочтут их, пусть они склонятся перед дивным ликом архиепископа Николая, некогда в застенках ГПУ избавившего меня от самого большого несчастья – от выдачи друзей врагам веры и Церкви».

Странное желание видим в тогдашней следственной системе. Допрос преследовал почему-то цель унизить Церковь, обесценить священство, принудить к предательству братьев. Почти всегда целью допросов и пыток было желание, чтобы «подопечный» оставил священство, чтобы отрекся. Это давало уникальную возможность государственной пропаганде атеизма. Поэтому на этом вопросе заостряли внимание.

Сщмч. Евфимий (Горячев) во время допроса на приказ бросить священство отвечал: «Бросить священство – никогда не брошу! Служу я по убеждению. Может быть, будет время, когда нас будут возить под соломой, под навозом, чтобы совершать службы в подвалах или даже ямах, и тогда я не брошу служить. Советская власть преследует христианство. Христианство останется. Возможно, останутся только одни сильные, которые сумеют возродить христианство. Были в древности такие периоды, когда христиан сжигали, но, несмотря на это, в катакомбах, в подвалах христиане остались, и христианство восторжествовало».

Великие наши новомученики при всей своей хрупкости объявляли войну атеизму, войну безбожию, войну темным силам. И это было необходимо, чтобы остаться верным Христу. Сщмч. Александр (Колоколов) на допросе говорил: «Власть существующая проводит безбожие, она вместе с партией коммунистов ликвидирует и убивает веру в Бога. Значит, это власть темных сил, сатаны. С такой властью я обязан был бороться за свою паству всеми силами, что и делал по мере сил. От этого я отказаться не могу ни при каких условиях. Представители власти на земле сейчас – слуги ‟темных сил”. Вот почему признать себя виновным перед такой властью я не могу».

Мужественно пройдя систему допросов, новомученики не приняли требований следователей отречься от сана, от своих убеждений, оклеветать своих ближних. Они взяли на себя подвиг мученичества за Христа, терпели жесточайшие мучения и перед лицом насильственной и бесчеловечной расправы не озлобились, остались верными Церкви и Богу.

Новомученики – это подлинные победители страха и отчаяния. Их жизнь – нам пример, их подвиг – наше вдохновение, их ответы – пусть будут нам в наставление.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Андрей Гавриленко
Все статьи Священник Андрей Гавриленко
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35