Осенью 1941 г. немецкие войска подошли к Москве. Главной целью фашистов было взятие столицы до наступления холодов. Оборона наших войск была прорвана, и в конце октября бои уже шли в 80–100 км от города. Началась паника, и многие москвичи в спешке эвакуировались вслед за Генеральным штабом, Наркоматом обороны и правительством. Но были и те, кто готовился к уличным боям, записываясь в боевые дружины, отряды истребителей танков, подрывников. Для работы в тылу врага создавались разведывательно-диверсионные группы.
В обстановке смертельной опасности, которая нависла над страной, 17 ноября 1941 г. появился приказ Ставки Верховного Главнокомандования. В нем говорилось о необходимости лишить германскую армию возможности располагаться в селах и городах, выгнать немецких захватчиков из всех населенных пунктов на холод в поле, разрушать и сжигать дотла все населенные пункты в тылу немецких войск.
Разведывательно-диверсионная войсковая часть, в которую была зачислена бывшая московская школьница 18-летняя Зоя Космодемьянская, получила задание – сжечь 20 населенных пунктов. В деревне Петрищево Рузского района немцы расположили подразделение армейской радиоразведки. Для ликвидации этой радиостанции группа разведчиков-диверсантов 22 ноября перешла линию фронта. Они нарвались на засаду, приняли неравный бой. К Петрищеву добрались лишь трое из группы – Борис Крайнов, Василий Клубков и Зоя Космодемьянская. В деревне Зое удалось поджечь три дома. Переждав ночь в лесу, она снова вернулась в деревню, чтобы до конца выполнить приказ – сжечь населенный пункт Петрищево. При попытке поджога Зоя была схвачена немецкими солдатами.
Зоя была подвергнута зверским издевательствам, но так и не выдала тех, с кем совершала задание, не сообщила, где могут находиться другие участники группы. По словам жителей деревни, Зою били ремнями и палками, прижигали лицо спичками и несколько раз в одной нижней рубашке выводили босиком на мороз. Пытки продолжались несколько часов. Когда Зою на следующий день повели к виселице, два немца поддерживали ее за руки, так как самостоятельно идти она не могла. Зоя сама встала на подставленный ящик и, когда ей надевали петлю на шею, крикнула своим палачам: «Вы меня сейчас повесите, но я не одна. Нас 170 миллионов. Всех не перевешаете. Вам отомстят за меня!»
Тело Зои не снимали с виселицы еще целый месяц. Фашисты надругались над повешенной: сняли одежду, искололи и изрезали тело кинжалами, отрезали грудь. И только перед отступлением, заметая следы расправы, немцы спилили виселицу. Зою похоронили местные жители за околицей села.
Зоя Анатольевна Космодемьянская родилась 13 сентября 1923 г. через пять лет после смерти своего деда, сельского священника Петра Иоанновича Космодемьянского. Церковнослужители рода Космодемьянских служили в храмах Моршанского и Кирсановского уездов вплоть до 1919 г., а некоторые из них – и до 1930-х гг.
Петр Иоаннович родился в семье священника Иоанна Космодемьянского 22 августа 1872 г. После окончания Тамбовской духовной семинарии был определен псаломщиком, а в феврале 1900 г. рукоположен в сан священника Казанской церкви села Крутец Моршанского уезда, где и прослужил шесть лет. Место настоятеля церкви Знамения Божией Матери села Осиновые Гаи Петр Космодемьянский получил в июне 1906 г. Отец Зои Космодемьянской Анатолий родился 24 октября 1900 г. и был старшим в семье.
События 1918 г., происходившие в стране, коснулись и села Осиновые Гаи. Этот год стал годом трагической гибели священника Петра Космодемьянского. Поводом для трагедии послужило выступление отца Петра на сельском сходе в защиту Церкви Христовой против распоясавшихся богохульников. Он был схвачен в собственном доме односельчанами и жестоко избит. Искалеченного, его всю ночь возили на подводе, а под утро еще живого сбросили в Сосулинский пруд. Лишь весной 1919 г. тело отца Петра было обнаружено на берегу пруда пастухами. Матушка Лидия Федоровна Космодемьянская вместе со своим старшим сыном Анатолием похоронила мужа рядом со Знаменской церковью 31 мая 1919 г. в Духов день.
После смерти отца старший сын Анатолий принял на себя все заботы о семье. В апреле 1918 г. он, прервав обучение в Тамбовской духовной семинарии, поступил в высшее учебное заведение. В семье Анатолия Петровича Космодемьянского и Любови Тимофеевны Чуриковой родились двое детей – дочь Зоя и сын Александр.
В апреле 1929 г. семья уезжает в Сибирь и селится в селе Шиткино под Каннском, но в скором времени с помощью родственников Любови Тимофеевны возвращается в Москву, где Анатолий Петрович устраивается на работу в Тимирязевскую академию. Семья получает квартиру, но их благополучие длится недолго. В 1933 г.в возрасте 33 лет после перенесенной операции умирает Анатолий Петрович. Зоя и ее брат Александр идут добровольцами на фронт, где оба погибают. Посмертно внукам сельского священника Петра Космодемьянского присваивают звание Героев Советского Союза. Зоя Космодемьянская стала первой женщиной, получившей звание Героя во время Великой Отечественной войны.
Сложно переоценить значение подвига Зои Космодемьянской. Для многих сражавшихся тогда за Родину она была героическим примером. Пророческими стали слова Зоиной подруги Клавы Милорадовой: «Она многих еще поднимет на борьбу, многим освятит путь своим подвигом». Пример героической гибели Зои Космодемьянской подвигнул на свершение подвигов во имя освобождения страны от немецко-фашистского ига тысячи защитников Отечества. На снарядах, на броне танков и фюзеляжах самолетов бойцы Красной Армии выводили краской: «За Зою!» «За народ, за Отечество, за достоинство и свободу во тьму, в погибель шагнула она, и теперь – Светом Иисуса осиянная, Зоя Святоликая, – молитва наша, надежда наша и песня горькая наша!» – написал о Зое лауреат Государственной премии и Международной премии имени М.А. Шолохова в области литературы и искусства поэт Валентин Васильевич Сорокин.
Сегодня все больше говорят о Зое не только как о Герое Советского Союза, но и как о внучке потомственного священника, отдавшую жизнь «за други своя». Жертвенная любовь, мужество и способность к подвигу, свойственные русскому народу, взращенные веками Православием, унаследованы Зоей в полной мере от своих предков. В Тамбове и в родном селе героини Осиновые Гаи установлены ее скульптурные памятники неподалеку от церквей, указывая нам на то, откуда берется сила к подвигу в русских сердцах.
Наталия Заева
Источник: Покров