Источник: Православие.Ru
С Дмитрием Чурбановым, учредителем фонда «Люди-Добрые», мы встретились в храме святой мученицы Татианы на Моховой. В этом месте каждый вторник собираются волонтеры разных возрастов, интересов, взглядов. Их объединяет одно – желание помочь людям, которым каждый день приходится выживать на улице. Волонтеры готовят первое и второе, заваривают чай, обсуждают новые задачи фонда.
– Дмитрий, как люди оказываются без крыши над головой?
– Обстоятельства могут быть самые разные: «развод» на деньги, ссора с близкими, пребывание в длительном запое. Мы попытались составить основные сценарии, которые приводят к такой жизни, но стоит учитывать, что помимо внешних причин, по которым человек остался без жилья, есть и внутренние причины, которые не сразу легко понять. Мы сами иногда себя ставим на место тех, кто оказался на улице, задаемся вопросом, как такое могло произойти. Почему человек не предпринял мер, чтобы этого избежать, почему ему никто не мог помочь, когда он оказался в таком бедственном положении? Почему он, пожив какое-то время без крыши над головой, из нормального и работающего человека превратился в бездомного и безвольного? Опираясь на свой опыт работы с бездомными, я могу поделиться своим виденьем этой проблемы. Одна из причин, почему люди теряют кров, связана с квартирными аферами, а также с недобросовестными работодателями, которые «кидают» своих подопечных.
– Приведите пример, как это происходит, например, в Москве.
– Человек приезжает в Москву на заработки. Он плохо понимает, как устроен рынок труда в мегаполисах, наивно полагая, что везде будет принят с распростертыми объятиями. Новоиспеченного гастарбайтера оформляют на короткий срок, к примеру на месяц. За этот срок у гастарбайтера заканчиваются те небольшие денежные средства, которые он собрал на пропитание до первой зарплаты, а эту первую зарплату за месяц работы работодатель просто-напросто не выплачивает. Такое встречается нередко. Один раз в метро я случайно услышал, как молодой парень – по всей видимости, прораб у дворников – кому-то сказал: «Бывает, людей иногда кидаю». Бездомные очень сильно обижаются на такое отношение работодателей. Они честно работают, но в итоге ничего не получают. Достаточно одного такого неприятного опыта, чтобы человеку напрочь отбить желание что-либо делать, чтобы он перестал в принципе доверять людям и лишился веры в себя и в свои способности.
Частый случай: приехал на заработки, устроился, честно работал – а работодатель обманул, ничего не заплатил
Проблема распространенная, и, как мне кажется, власти уделяют ей недостаточно внимания.
– Так недобросовестно поступают с рабочими на стройках?
– С ними в том числе, да и вообще такое непорядочное поведение работодатель может себе позволить по отношению к любому подчиненному, выполняющему неквалифицированные работы: дворнику, уборщику, грузчику, посудомойщику.
Вторая проблема – семейные неурядицы. К примеру, муж разводится с женой, выгоняет ее из дома, а идти ей некуда, так как все ее родственники и друзья в другом городе. Помимо этого причиной потери крова может стать злоупотребление алкоголем или крупный проигрыш в азартные игры. Также осваивать навыки выживания на улице приходится беженцам.
– Почему люди, которых обманули, не уезжают обратно, а остаются в Москве? Ведь им приходится скитаться, вести бродяжнический образ жизни…
– Представим себя на их месте. Окажись мы в подобной ситуации, мы позвоним друзьям, родственникам, которые нам могут помочь. А у них нет таких людей, которые бы им помогли, либо они стесняются просить кого-либо о помощи, так как боятся осуждений и насмешек со стороны, и наивно думают, что смогут выкарабкаться из такого затруднительного положения самостоятельно. Но эти люди изолированы от социума, им не от кого ждать помощи. Поэтому если с человеком такое происходит и он вынужден жить на улице, ему потом очень сложно вернуться к обычной жизни.
– Как не попасть в такую ситуацию? Как не провалиться в эту пропасть работающему человеку?
– Человек должен иметь надежных друзей, постоянную работу и активные социальные связи. Тогда рядом с ним всегда будут люди, которые смогут помочь в трудную минуту. И необязательно деньгами. Они могут приютить, обогреть. На худой конец друзья могут помочь дистанционно: обратиться в социальную службу, свести с организациями. Если человек оказался на улице, ему нужно срочно предпринимать какие-то действия. Побыв месяц-другой на улице, человек начинает привыкать к бездомному образу жизни. Он осознаёт, что жить так можно, что жизнь без крыши над головой не равносильна смерти, пускай такой образ жизни таит в себе множество опасностей. Улица затягивает, наступает эффект привыкания, и человек теряет волю.
Улица затягивает, наступает эффект привыкания, и человек теряет волю
Поэтому если человек, не дай Бог, оказался на улице, ему в считанные дни и даже часы необходимо каким угодно способом решить проблему с жильем и восстановлением утерянных документов, приложив для этого все возможные усилия. Нужно иметь мужество не отчаяться и продолжать жить. Самое ужасное, что можно сделать в такой ситуации, так это сесть сложа руки и ждать, что кто-то позвонит и предложит помощь.
Только после того, как шишки набиты, опыт приобретен, можно снова попытаться поехать на заработки, но быть предельно осторожным.
– Как вы помогаете бездомным?
– Наша организация зародилась, когда мы были студентами. Нас собрала и организовала под это дело Лиза Олескина, за что мы ей очень признательны. Сейчас она является директором крупного фонда «Старость в радость».
По пятницам мы собирались у нее на квартире, готовили еду. Возили пельмени на три вокзала. Это было очень светлое время, когда мы всё делали с юношеским энтузиазмом. Тогда всё только зарождалось. А потом нам выделили место в храме святой Татианы при МГУ. Появилось большое пространство для готовки. Храм стал всячески способствовать нашей деятельности, помогать в наших сборах. При этом мы продолжали по вторникам собираться. Кроме готовки мы всегда занимались нашими подопечными. Довольно углубленно это делали. Помимо тех, кому мы разово помогаем с продуктами или с возвращением домой, у нас всегда были, есть и будут постоянные подопечные. Разная у всех судьба, но мы со всеми стараемся держать связь, поддерживать отношения. Кому-то помогаем с жильем, но сейчас уже меньше. Мы видим динамику, как человек меняется. Мы следуем простым человеческим установкам. Мы дружим с нашими подопечными, ищем долгосрочные способы выхода из тяжелой ситуации.
– Я видел, как некоторым людям вы раздаете кнопочные телефоны. Зачем?
– Человек может связаться с потенциальным работодателем. Иногда просто нужно срочно связаться с родными, если человек попал в беду. Телефон здесь может помочь.
– Есть ли памятные истории?
– Мне попадался ювелир. Попадались актер и режиссер. Был преподаватель. Такое совпадение, что в разное время попались люди, которые работали в абхазском Питомнике для обезьян.
– Каких ошибок стоит избегать, если хочешь помочь бездомным?
– Про это нужно говорить: тема серьезная. Новички часто разочаровываются, поскольку они зачастую становятся свидетелями того, что поведение бездомных совсем не соответствует первичным ожиданиям. Ведь среди них есть люди с криминальным прошлым, хотя это еще ни о чем не говорит. Но также есть люди, которые меняют свою жизнь кардинально.
Деньги лучше всего не давать – лучше купить еду. Лучше завязать с ними контакт. Людям не хватает общения, простого дружеского совета.
Частая ошибка – разочаровываться, видя, что люди, которым ты помог, ведут себя в ответ непорядочно. Иногда человек, оказавший помощь бездомному, ждет моментальной отдачи. Он хочет увидеть быстрый результат, чего делать не следует. Нужно помогать поступательно, важно смотреть, как человек реагирует. Важно, чтобы он не просто брал, а был бы готов прилагать свои собственные усилия. Например, если человек обещает найти работу, пусть сообщает, как идет процесс, какие шаги он уже предпринял в этом направлении.
– Удается ли привлечь к помощи бездомным предпринимателей и просто неравнодушных людей?
– Существует большая потребность в устройстве жизни нуждающихся людей. Многие бездомные – пожилые. У многих есть болезни, не позволяющие выполнять многие работы. Но помогать таким людям все равно нужно. Мы организуем бригады, субботники, привлекаем бездомных. Они занимаются благоустройством московских парков. Мы проводили такие мероприятия в Кузьминском парке, в Ботаническом саду.
Есть люди, которые давно нигде не работали, к ним нужен отдельный подход.
Одного подопечного, Александра, с кем мы давно поддерживаем связь, удалось пристроить в небольшую типографию. Он преобразился сразу же. Сначала был замкнут, потом постепенно стал втягиваться, понял, что его поддержали, что он не пропащий человек. Екатерину, маму-одиночку, у которой трое детей, пристроили в кафе посудомойкой – притом хозяева были готовы оплатить ей курсы повара и она могла расти по службе. В Волгоградской области, откуда она родом, где зарплаты по 6–8 тыс. руб., ей бы пришлось намного сложнее.
Нам очень важен отклик предпринимателей. Чтобы они брали на работу человека ради него самого – чтобы его поддержать
Запрос на какую-то деятельность у бездомных большой, и к каждому приходится искать свой подход. Отклик предпринимателей очень важен. Чтобы они брали людей не ради высокого КПД, а ради самого человека. Чтобы его поддержать. Пусть это будет меньшее вознаграждение, важно дать ему почувствовать, что он может что-то делать. Нам сложно этих людей содержать. В городской ночлежке условия достаточно суровые.
– Есть трудовые дома. Они помогают бороться с проблемой?
– Трудовые дома этой ситуацией хорошо пользуются. Все эти таблички, где предлагается помощь алкозависимым, – это дорога в трудовой дом. Иногда это становится аналогом рабства. Да, они обеспечивают людей. Но эти дома не направлены на реабилитацию людей. Они не ставят перед собой цели вернуть людей в нормальное общество. Смысл большинства трудовых домов – задержать людей под своей опекой как можно дольше.
– Мы сейчас находимся на территории храма. Церковь как-то решает эту проблему?
– Церковь помогает серьезно. Есть «Ангар спасения» – центр дневного пребывания. Есть трудничество при монастырях.
– С точки зрения человека нецерковного, это не рабство?
– Конечно, нет. Трудничество – другое совершенно. Тут человек трудится ради Бога. Это вопрос жертвы человека. Церковь – общее дело, каждый вносит свою пользу. Все, кто ездят трудничать, могут подтвердить, что душа получает огромные облегчение и радость от добровольного труда.
Кстати говоря, тот парень, которого мы устроили в типографию, сначала был трудником в Оптиной пустыни. Там он смог понять что-то про себя.
– Коронавирус отразился на готовке и на вашей деятельности?
– Да. Но нашу деятельность нельзя просто так приостановить, ведь людям, которые живут на улицах, необходимо есть. Если перестать их кормить, криминогенная обстановка обострится. Кормление снижает число мелких краж. Все меры предосторожности, связанные с коронавирусом, мы четко соблюдали. К примеру, мы сократили длительность опросов среди бездомных, отказались от подробных разговоров с ними. Речь идет об ознакомительных беседах, когда мы впервые общаемся с нашим подопечным, выясняем, как он попал на улицу, вникаем в суть его проблемы и выявляем того, кто только что попал на улицу, так как таким людям важнее всего устроиться на работу как можно скорее.
– Как вам можно помочь? Может быть, кто-то из наших читателей захочет посодействовать фонду «Люди-Добрые».
– Помочь действительно можно. В первую очередь – набором продуктов. Крупам и тушенке мы всегда рады. Также можно помочь одеждой, простейшими кнопочными телефонами. Мы очень рады волонтерам. Нам очень нужны люди с юридическим и психологическим образованием. Мы ждем отклика от тех, кто может предоставить нашим подопечным возможность найти работу. Это весьма действенное решение проблемы. Представители малого и крупного бизнеса могут оказать серьезную поддержку.
Вы можете помочь фонду переводом картой через сайт: www.ludi-dobrie.org
Реквизиты фонда:
- БФ «ЛЮДИ-ДОБРЫЕ»
- ИНН 7708332528
- счет 40703810938000012276
- БИК 044525225
- ПАО Сбербанк
- к/с 30101810400000000225
- назначение платежа: уставная деятельность
С Дмитрием Чурбановым
беседовал Никита Филатов
Источник: Православие.Ru