Ув. коллеги прислали ссылку на синопсис нового крутого сериала о жизни крутого анонимого телеграм-канала, издаваемого Тремя Смелыми Девушками. Я не удержусь от цитирования:
«Канал публикует новость: погиб известный журналист-расследователь Евгений. Однако информация оказывается неверной — он жив. Параллельно создательницы канала сталкиваются с финансовыми трудностями, но находят инвестора, который готов им помочь с одним условием — Евгений теперь будет работать с ними и т.д.»
Оставив за скобками вопрос «приходило ли в головы отважным героиням зарабатывать честным трудом», за явной его бессмысленностью - хотелось бы отметить, ув. друзья, следующее.
1) Крутых анонимных телеграм-каналов не существует. Есть крутые либо анонимные. При минимальной «крутизне» (в понимании российского медиакласса — то есть при публикации каналом деньгоёмких сливов и наездов) всем заинтересованным читателям крайне быстро становится известен пан инвестор, а это главное. На руку инвестора как некие степашки могут быть надеты любые Смелые Девушки — но их конкретные имена глубоко неинтересны.
2) Одной из главных черт российского медиакласса является стремление к безудержной аутогероизации — он рассказывает бесконечные истории о том, как он что-то Нарыл и Раскопал и вырвался из ставки противника гигантскими скачками, дымясь, со слегка опалённым свитком документов в зубах, а за его спиной вспухали рыжие валики взрывов.
Но за этими картинами журналистской доблести традиционно лежит дохлая правда жизни:
а) крутому расследователю мужчины в белых сорочках и нескромных часах сбрасывают пачку компромата, которую он попотев оформляет в гевалт-текст с апелляцией к нарушению законности;
б) крутому расследователю редакция велит наехать на структуру X, и тот отправляется перечитывать публикации, реестры и регистры, и через месяц выкатывает нечто не слишком жаркое, но зато с риторическими вопросами на тему «и тут они снова выигывают тендер. Выглядело бы странно, но мы помним, что Шустова сокурсница Киряева?»;
в) за немножко денег или в рамках давней взаимопомощи расследователь выпрашивает у людей в форме эксклюзивные кадры ДТП или задержания Иващенко, подозреваемого во взятке.
Телеграм в этой схеме модифицировал только одно: теперь в варианте «а» крутому расследователю скидывают не пачку документов, а просто содержание наезда — сколь угодно бездоказательного.
Разумеется, все профессии склонны к аутогероизации, но у кого это желание так не развито и не выглядит настолько нелепо, как у журналистов, финансовых аналитиков, актёров и музыкантов. При этом те, кто имел дело непосредственно с указанными гражданами, и большинство тех, кто не имел — понимают всю условность этой аутогероизации и расценивает её совершенно объективно: как попытку компенсировать своё, в действительности глубоко зависимое, социальное положение.
Впрочем, для нас интереснее тот факт, что создаваемая ими коллективно картина мира является на значительную часть картиной спонсируемой (прямо, косвенно, через давление на рецепторы модности) — за редчайшими исключениями в лице тех, кто зависят в первую очередь непосредственно от своей аудитории.
К каким последствиям приводит такая спонсируемость — с чрезвычайной доходчивостью описывает, например, ув. Кримсон Альтер https://sponsr.ru/post/1596 на примере многолетних рекомендаций от крутейших аналитиков планеты инвестировать в компанию-мошенника.
В жизни, ув. друзья, действительно всегда есть место подвигу — но необходимо помнить, что в реальной жизни именно подвиг (во всех своих формах) является работой максимально неблагодарной в смысле «общественного признания»: ибо он слишком часто означает идти против всего, что:
модно
стильно
молодёжно
прилично
мейнстримно
рукопожатно.