Современный мир переживает тектонический сдвиг: на протяжении последних месяцев многие из нас глубоко прочувствовали, насколько хрупко на самом деле все то, что еще недавно казалось незыблемым и привычным. Что происходит с нами? Почему именно нам и именно это Бог попустил? Как справиться со своим страхом по поводу происходящего? Не будет ли дальше еще хуже? Вопросов много, но и ответы на них для верующего христианина тоже есть.
Мы хотим предложить вам пастырское слово, написанное в середине ХХ века, но так современно звучащее сегодня… Слово святого, пережившего две мировые войны и заключение в концлагере, — святителя Николая Сербского. Он обращается к пастве, участь которой в годы войны вряд ли была намного лучше его собственной участи, — и обращается не со словом успокоения, а с суровым словом предостережения. Но есть в нем и то, что дает надежду: свидетельство столь много пережившего подвижника о том, что человек даже в совершенно разобщенном мире может быть не одиноким и в мире совершенно не героическом, потребительском — продолжателем пути героев и мучеников за Христа. Не случайно и сборник, в котором помещено это слово, назван издателями «Ты нужен Богу».
Когда цивилизация делается преградой между Богом и человеком, становится на службу зла, она сокращает плоды жатвы Господней для Небесного Царства. Тогда Господь меняет обстоятельства в пользу умножения жатвы и в ущерб цивилизации, ибо для Него главное — жатва. И обращает Он смех в рыдания и башни в развалины, чтобы привлечь души человеческие к Себе.
Западные народы постепенно отпадали от Христа и в последнее время исключили его из всех сфер деятельности — национальных и государственных, ограничили Его присутствие храмом, у Него, Который после Своего славного воскресения из гроба сказал: дана Мне всякая власть на небе и на земле (Мф. 28, 18), — у Него ослепленные люди отняли всякую власть, и не только власть, всякое влияние в образовании, в обществе, в политике и искусстве, в человеческих и международных отношениях, в науке, в литературе — во всем. Но с Богом не шутят. Всякий раз, когда люди — гости за Божией трапезой — теряли честь, следовало наказание как предостережение Хозяина. Последние мировые войны — вот два страшных предостережения Божия нынешнему поколению. Пусть же христианские народы падут на колени перед оскорбленным Христом и вернут Ему ту власть, честь, славу и поклонение, которые принадлежат только Ему. Так и вы делайте, братья православные, если хотите избежать третьей мировой войны, страшнее двух минувших.
Современные науки соревнуются в том, какая сильнее ударит по учению Христа. Это — бунт грубых служанок против своей госпожи, бунт светских наук против небесной науки Христа, так как с абсолютной точностью было сказано апостолом: называя себя мудрыми, обезумели (Рим. 1, 22).
<…>
Последний ли ныне век? Кому это ведомо? Ибо Он сказал: день и час тот никто не знает, ни ангелы небесные, никто, кроме Отца Моего (Мф. 24, 36; Мк. 13, 32). Последняя ли это брань против Христа? Даже если и последняя! Если и последняя, именно поэтому возрадуемся и возвеселимся! Ибо пусть эта последняя брань будет самой жестокой, но венцы славы будут самыми светлыми. Последняя брань будет означать последнюю и окончательную великую победу Агнца. Кто из христиан не желал бы всем сердцем стать участником этой победы из побед?
Сетуешь, что после войны не осталось героев и героизма. Послевоенное поколение напоминает тебе стаю пиявок, присосавшихся к земным наслаждениям, выросших на крови балканских героев и мучеников. Но разве война прекратилась? Да, война продолжается, но ведется она уже не с помощью мечей или пушек, а тайно, незримо: битва идет за спасение душ человеческих. Кто-то борется с болезнями, кто-то — с искушениями, кто-то — за совесть и честь, кто-то — за слабых и беспомощных и тому подобное. А где борьба, там и герои. Если герои эти не видны всем и всюду, не значит, что их нет. Они есть, их много. Они есть в домах, на улицах, в больницах, на полях. Ибо героизм — привилегия не только генералов жизни, но и ее рядовых.
Люди страдают от разобщенности. Современный человек отчужден от ближних и не может называть их братьями. Человек одинок. Человек осиротел, ибо если нет родных на небесах, нет их и на земле. Не помнящие родства братья делят земное благо и никак не поделят. Враждующим кажется несправедливым любой раздел. Признание единого для всех Отца, восстановление братства между людьми — этого ждет Отец Небесный от Своих детей. Он и сейчас мог бы посетовать, как когда-то: Я воспитал и возвысил сыновей, а они возмутились против Меня (Ис. 1, 2). Блаженны сохранившие верность, ибо они никогда не будут одинокими, сиротами без Отца и братьев. Блаженны они, ибо познают родство людей Божиих, которое выше братства. Познают единство во Христе. Это высшее родство есть единство, подобное единству Бога в Троице, — нераздельное и неслиянное единство. Чтобы они были едино, как и Мы (Ин. 17, 11) — вот последнее желание Христа. Об этом говорит Сын Отцу Духом Святым. Вот вершина родства людей, вершина совершенства.
Сострадаете детям в эти тяжелые времена, когда детскую душу всюду подстерегают соблазны. Система ценностей пошатнулась, кругом противоречия — все это, словно ледяной ветер, пронизывает детскую душу в школе, дома, на улице. Вы размышляете о создании новой педагогической системы, которая защитила бы детей от всех современных соблазнов и искушений. Однако Господь сказал: если не обратитесь и не будете как дети, не сможете войти в Царство Небесное (Мф. 18, 3). То есть Господь подчеркивает необходимость воспитания не детей, а взрослых и показывает способ их воспитания, совсем простой способ — брать пример с детей. Но Он сказал и о том, как следует воспитывать детей, тоже очень просто: пустите детей приходить ко Мне (Мф. 19, 14). Пусть только придут к Нему, а их воспитание — Его дело. Единственная задача родителей — пустить детей к Нему.
<…>
Пища отпавших от Истины — страхи мирские, миром рожденные, стали его игрушками, которыми он, как ребенок, забавляется. Дети Истины рождены от Истины и не боятся мертворожденных. Помоги мне, Господи, победить мир в себе, и легко мне будет победить его вне себя. Не возгоржусь победой своей над миром, ибо Твоя победа — не моя.
Источник: Ты нужен Богу: Слова и наставления святителя Николая Сербского/сост. С. А. Луганская, М. И. Крапивин; пер. с сербск. С. А. Луганской. — М.: Эксмо, ПСТГУ, 2013.
Газета «Православная вера» № 11 (655), июль 2020 г.