Найти главное, ради чего дан талант художника

0
422
Время на чтение 6 минут

Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству РПЦ

Найти главное, ради чего дан талант художникаО картинах игумена Рафаила (Симакова)

Художник Сергей Симаков, протоиерей Сергий, игумен Рафаил, настоятель церкви Архангела Михаила села Архангельского «что во Бору» (под Угличем) – как правильно называть человека, если собираешься написать статью о его творчестве? В этом кратком перечислении уже ясно виден путь – к Церкви и в Церкви. Но что же с искусством?

Художники андеграунда порой воспринимали веру как общую часть протеста против советской власти. Церковь под запретом, значит, надо креститься, тайно посещать храм – так же, как читать запрещенную литературу. Потом, когда советская власть осталась в прошлом и верить уже никто не запрещал, часть людей отошла от Церкви. Но были те, кто пришел именно в Церковь, не связывая это с какими-то политическими устремлениями, и они потом просто продолжили свой путь.

Сергей Симаков окончил в 1972 году Московский архитектурный институт, преподавал рисунок и черчение в Московском инженерно-строительном институте, и – писал. Ведь надо же найти то главное, ради чего ему дано умение создавать образы на полотне с помощью карандаша, кисти и красок… Он выставлял свои работы в составе группы «20 московских художников» на полулегальных выставках, проходивших на Малой Грузинской, 28, вместе с другими коллегами, которые, как и он, искали пути творческого самовыражения.

Сергей Симаков пишет в то время сюрреалистические работы – с аллюзиями на произведения литературы, исторические реалии и так далее: то ли сон, то ли полуреальность, смешение форм, понятий… Таким – ярким, в духе сюрреализма – было оформление обложки для пластинки Аллы Пугачевой 1982 года.

Интересно, что уже тогда появляются у художника христианские образы, пока еще – как часть того же сюрреалистического мира, просто как повод для реплики, но реплики без эпатажа. Очевидно, так душа нащупывала, искала то, что ей было необходимо.

И картины русской природы средней полосы присутствовали тогда в некоторых произведениях; в будущем эта тема зазвучала иначе, с другим акцентом.

В 1982 году Сергей Симаков с женой приехали на землю Углича и поняли, что здесь их место. В 1991 году Сергей был рукоположен в священники храма во имя Архангела Михаила, для которого уже писал иконы. После смерти супруги Елены, незадолго до ухода принявшей монашеский постриг с именем Анна, отец Сергий был пострижен в монахи с именем Рафаил.

Умение быть свободным

Не раз доводилось слышать от художников, которые после прихода к вере отказались от условно «светской» живописи и стали заниматься лишь написанием икон, что все остальное им казалось уже не важным. С этой точкой зрения можно согласиться. Но трудно согласиться с другой: человек, который пишет иконы, категорически не должен писать уже никогда ничего иного. Художник, который пишет и иконы, и картины, – словно говорит на двух языках, о мире Горнем и о нашем, здешнем, который – тоже творение Господа, а потому – как можно им не восхищаться? Разве плохо показывать красоту мира, созданного Богом? И разве не здесь, не в этом мире шли по своему праведному пути наши святые?

У отца Рафаила уже и в новом периоде творчества есть пронзительные, трогательные пейзажи – неброская красота нашей полосы, не избалованной яркими красками. Похожие пейзажи появляются и в его работах на христианские темы (речь в данном случае именно о картинах, не иконах) – те же самые наши среднерусские и северные красоты – тоненькие березы, низкое (но словно зовущее от земли вверх) небо… Например, работа 1988 года – «Святой Павел Обнорский, чудотворец Комельский». Созданная преподобным Павлом Обнорская обитель с Троицким храмом, вокруг – осенняя, почти музыкально звучащая природа – в передаче этой музыкальности, лиричности чувствуются традиции Михаила Нестерова. Святой, который создал обитель, продолжает свою уединенную молитву. В этой работе, как и во многих других, язык иконы (а отец Рафаил написал уже много икон) сочетается с языком живописи. В правом верхнем углу полотна художник полностью переходит на иконописные средства выразительности: там – изображение Спасителя, к Нему обращается святой в своих молитвах. Это уже явление Горнего мира в наш мир, где все красоты – лишь отзвук другой, высшей, божественной реальности, что подчёркивается цветовым контрастом: спокойные, неяркие цвета всей картины – и насыщенные, с преобладанием красного там, где изображен Христос.

Возможно, именно художественные увлечения юности позволяют живописцу быть свободным, в том числе, сочетать в одной работе реализм нашего, трехмерного пространства, и совсем другой реализм – иконы. Но свобода эта уже ограничена пониманием и ответственностью верующего человека.

Размещение в одном изобразительном пространстве разномоментных, разновременных действий, сюжетов – принцип, тоже характерный для иконы, в которой все ориентируется на Вечность. Этот принцип использует отец Рафаил в своих картинах на религиозные темы.

Так, например, в работе «Святые Сергий Радонежский и Дмитрий Донской» на переднем плане – благословение на битву Дмитрия Донского преподобным Сергием Радонежским, справа – посланные преподобным в войско князя два монаха-богатыря Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

Но тут есть и сама битва, и Троице-Сергиев монастырь, в котором молятся за русское воинство, и преподобный Сергий, подвизающийся в молитвенном уединении, есть образы Святой Троицы, Богородицы, святых. Здешнее физическое и духовное пространство и пространство мира Горнего представляются единым целым. Но разве не об этом вспоминают верующие, приходя в храм, даже вне богослужения, просто всматриваясь в храмовую роспись?

С точки зрения истории каждое событие должно быть на своем месте, не могут в исторической, сугубо реалистической картине вдруг совместиться события или герои разных веков. Однако, если смотреть на историю все с той же точки – Вечности… Вот работа «Царская семья перед Серафимом Саровским». Преподобный Серафим благословляет будущих (здесь они еще без нимбов) страстотерпцев. С позиции исторической такое просто невозможно. Но здесь тоже работают время и пространственные правила иконы, а потому – нет ничего удивительного, что святой благословляет семью царя, – по инициативе и усилиями Государя он был прославлен. Благословляет на то, чтобы выдержать, вынести предстоящие испытания, которые приведут их к святости…

В каждой своей работе художник выделяет главное, четко расставляя смысловые акценты. «Торжество Православия» – сонм святых, православные храмы, но всего этого не могло быть без главного. Потому в центре работы – сюжет «Сошествия во ад», пасхальный в православной традиции. Именно эту икону кладут на аналой в Светлое Христово Воскресение. У художника фигура Христа, попирающего врата ада и выводящего из него праведников, – главенствует и визуально, и смыслово. Это центр композиции, центр христианской жизни. Торжество Православия – в победе Спасителя над смертью, ведь, по словам апостола Павла, если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна (1Кор. 15:17). Он – воскрес, благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом (1 Кор. 15:57).

Сейчас многие работы игумена Рафаила находятся в Музее-галерее современного православного искусства и живописи «Под Благодатным Покровом», и по каждой можно написать целую статью. А можно – просто стоять и всматриваться в них, считывая смыслы и думая, что христианская история – это не странички книг, а – живое, касающееся каждого верующего. А потом – поехать в храм к отцу Рафаилу, помолиться у написанных его рукой икон и поговорить. На тему, которая покажется важной именно вам…

Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству РПЦ

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Оксана Головко
О художнике Юрии Боско и его работах
Благодарность жизни и её защитникам
06.04.2024
«Так ли важна традиция в церковном искусстве?»
Ищем ответ на выставке копий в Российской академии художеств
07.03.2024
Что впереди у церковного искусства?
Впечатления от выставки «Видеть и слышать»
01.11.2023
«Художник отвечает не только перед заказчиком, но и перед Творцом»
Беседа с иконописцем Андреем Патраковым
25.10.2023
Все статьи Оксана Головко
Последние комментарии
«Церковь ожидает от мигрантов уважения к традициям России»
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:49
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
18.04.2024 22:12
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Человек
18.04.2024 19:31