Зачем Эрдогану мечеть в Святой Софии

Если понимать, что собой представляют современные турки, что ими движет, можно научиться просчитывать его шаги и мотивы

09.07.2020 853
 

Источник: блог Автора

Кремль устами Дмитрия Пескова обозначил свою позицию о возможном превращении собора Святой Софии в мечеть. Москва считает решение Анкары внутренним делом Турции, но надеется, что турецкие власти учтут «сакральную, духовную ценность» этой святыни.

Мне кажется, не учтут. Но чтобы понять причины, побудившие Реджепа Тайипа Эрдогана инициировать этот процесс, придется углубиться в историю. Поделюсь тем, что знаю из бесед со знакомыми тюркологами.

В 1988 году президент Тургут Озал издал книгу «Турция в Европе». Согласно его теории, все цивилизации, которые когда-либо жили в Малой Азии, начиная с хеттов и заканчивая Византийской империей, — турецкое культурно-историческое наследие. Школьникам рассказывают, что Аристотель и Гомер — часть этого наследия, предки современных турок.

Помнится, когда я впервые об этом услышал, то испытал легкое замешательство, как, возможно, и некоторые из вас. Неужели они действительно так считают? Это же просто смешно!

Но это правда.

Кто такие турки, в России было известно еще в XIX веке. Вот что сказано в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона:

«Первоначальная масса турок, вторгшихся в Малую Азию и на Балканский полуостров, в дальнейшем периоде своего существования, не получая никакого нового притока из среды других тюркских народов, благодаря беспрерывным войнам постепенно уменьшалась в своей численности и вынуждена была включать в свой состав насильно отуреченные ими народности: греков, армян, славян, арабов, курдов, эфиопов и т. д. Еще при сельджуках масса греков-христиан стали ренегатами, а при Османидах массовые насильственные обращения, образование из христианской молодежи корпусов янычаров, многоженство, наполнявшее гаремы турок красавицами самых различных стран и рас, рабство, введшее в дома турок эфиопский элемент, наконец, обычай изгнания плода — все это постепенно уменьшило тюркский элемент и способствовало нарастанию элементов чуждых».

Антропологически в современных турках собственно тюркского элемента — 2–3 процента. В жителях Стамбула и вообще западной части страны течет, в основном, славянская и греческая кровь, у жителей юга больше греческой и арабской, у восточных турок — армянской и курдской.

То есть современные турки — это потомки жителей православной Византийской (Ромейской) империи, принявших ислам.

Православные византийские императоры считали себя преемниками Цезаря, Августа и Диоклетиана, хотя те были язычниками. Так почему потомки жителей Византии, сотни лет живущие на одних и тех же землях и тоже сменившие веру, не могут считать себя потомками римлян и древних греков?

Имеют право.

Константинополь для мусульман-неофитов — греков, сербов, болгар, армян, арабов и т.д. примерно двести лет оставался их древней столицей, упорствующей в ошибочной вере — христианстве. И когда он все-таки был взят, султан Мехмед II первым делом распорядился превратить собор Святой Софии в мечеть. А сам к своему титулу добавил «Цезарь Рима», и эта добавка продержалась у османских султанов до 1918 года.

200-тысячный Константинополь в 1453 году, замечу, был населен теми же греками, сербами, болгарами, армянами, арабами и т.д., которые его осаждали и в конце концов захватили.

На мой взгляд, минареты вокруг тысячелетнего православного храма — это не глумление над христианством, не трофей османов, как выразился недавно один известный политолог. Это символ окончательной победы ислама в Византийской империи.

Нет ничего удивительного в убежденности современных турок в том, что собор Святой Софии в VI веке построили их предки. Это чистая правда.

Именно поэтому Анкара в ответ на протесты, доносящиеся со всего света, заявляет, что превращение храма в мечеть — внутреннее дело Турции. Полагаю, Реджеп Тайип Эрдоган в точности так же, как и Владимир Путин, озабочен возвращением бога в светскую страну. В которую мусульманскую империю превратил Ататюрк, как православную Россию превратил в светско-советскую империю Ленин.

Для греков, сербов, болгар, армян, арабов, перемешавшихся в плавильном котле Османской империи и ставших турками, превращение Святой Софии в мечеть имеет примерно то же символическое значение, что для нас — восстановление храма Христа Спасителя.

***

Возможно, кому-то показалось, что я оправдываю Эрдогана и даже где-то симпатизирую ему. Нет, это вовсе не так. К мусульманской Турции я отношусь с таким же подозрительным недоверием, как к католической, хотя и насквозь славянской Польше. Однако даже с бывшими непримиримыми врагами, согласитесь, лучше сотрудничать, а не воевать. Держа при этом на всякий случай порох сухим.

 

Но чтобы плодотворно сотрудничать, полезно избавляться от стереотипов. Мне кажутся слишком поверхностными заявления некоторых даже авторитетных экспертов, что Эрдоган (среди предков которого наверняка есть и болгары, и греки, а сельджуков, возможно, нет вообще) — всего лишь непредсказуемый психопат, примеряющий чалму султана. Если понимать, что собой представляют современные турки, что ими движет, можно научиться просчитывать его шаги и мотивы.

К счастью, один из ближайших помощников президента России — тюрколог Дмитрий Песков, которому все, что изложено выше, известно. Полагаю, Владимир Путин тоже неплохо осведомлен о положении вещей. Именно поэтому Кремль выработал такую позицию: Москва считает превращение собора Святой Софии внутренним делом Турции, хотя и сожалеет о решении Анкары.

 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

6. Если понимать, что собой представляют современные турки

В 1988 году президент Тургут Озал издал книгу «Турция в Европе». Согласно его теории, все цивилизации, которые когда-либо жили в Малой Азии, начиная с хеттов и заканчивая Византийской империей, — турецкое культурно-историческое наследие.

Про то, что турки пытаются присвоить древнюю цивилизацию хеттов, имевших 4000-3500 лет назад свою государственность в древней Анатолии, я читал ещё по молодости в советские времена и про это давно было известно. Мне смешны были неуклюжие попытки турецких историков присвоить наследие хеттов, объявив их «древними тюрками» и выведение ими тюрского языка из хеттского. Хотя уже тогда был доказан индоевропейский характер хеттского языка, при одновременно большом субстрате в хеттской народности неиндоевропейского, в частности древнекавказского, происхождения. Что касается тюрок, то их тогда ещё даже в проекте не было.

Кто такие турки, в России было известно еще в XIX веке. Вот что сказано в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона: …. ..Антропологически в современных турках собственно тюркского элемента — 2–3 процента. В жителях Стамбула и вообще западной части страны течёт, в основном, славянская и греческая кровь, у жителей юга больше греческой и арабской, у восточных турок — армянской и курдской. То есть современные турки — это потомки жителей православной Византийской (Ромейской) империи, принявших ислам.

Вот как? Да ну? Не слишком ли передёргивает автор статьи? Прямо таки все современные турки, – сплошь перекрасившиеся потурченцы-басурмане из местных народов Малой Азии. А тюрков ну так, 2-3 процента с гаком. Хорошо, что хоть не 0,5%. Откуда такие данные у автора? А по мне, - это полная ересь. Цитата приведённая автором из Брокгауза-Ефрона отражает только часть исторической правды. Не всему можно верить, что написано в этой цитате, да и самому словарю Брокгауза и Ефрона. Я предпочитаю верить больше не этому словарю, а советскому исследователю турецкого народа Еремееву Д.Е (тоже тюркологу) который в своё время досконально изучил вопросы этнического происхождения современных турок, в результате чего была издана ещё в 1971 году его книга «Этногенез турок (происхождение и основные этапы этнической истории)». В этой книге подробно рассматриваются этапы формирования турецкого народа в Малой Азии из массы пришлых тюркских сельджукских племён и отуреченных представителей местных народов – греков, армян, грузин, курдов, славян. При этом по оценкам Еремееева и по его выводам, на основе имеющихся средневековых исторических документов, доля тюрок в современном турецком этносе составляет около 60%, а доля влившихся в турецкий народ отуреченных и исламизированных местных народов порядка 40%. Ни о каких 2-3-х процентах "антропологических тюрок" и речи нет! Это просто нереально. Как раз таки в противовес утверждениям словаря Брокгауза и Ефрона, первоначальная вторгшаяся в конце XI века в Малую Азию масса туркмен-сельджуков, ещё очень долго, и не раз, в течении почти 400 лет, получала «новый приток из среды других тюркских народов», чему способствовали и последующие монголо-татарские завоевания и войны знаменитого Тимура, сопровождавшиеся массовыми переселениями тюркских племён, последнее из которых произошло уже в середине XV века. Да, было, как указывает автор статьи, ещё при турках-сельджуках и немалое ренегатство, среди не только греков-христиан, но и среди армян-христиан, насильственное отуречивание греков, славян, курдов, грузин, отбирание у христиан мальчиков в янычары, всё это было, как показывает в своей работе Еремеев Д.Е на основе источников. Но при этом, извините, это бред, если утверждать, что современные турки, — почти все «потомки жителей православной Византийской (Ромейской) империи, принявших ислам» и что «нет ничего удивительного в убеждённости современных турок в том, что собор Святой Софии в VI веке построили их предки. Это чистая правда.». Кроме того, даже ещё в ХХ веке в Турции сохранялись чисто полукочевые группы туркмен-юрюков со среднеазиатским образом жизни, которых уж точно к потурченцам из местных не припишешь. Если, конечно, считать антропологически чистыми природными тюрками монголоидных казахов, киргизов, уйгуров (а это так и есть), а вторгшихся в Малую Азию туркмен-сельджуков большей частью потомками отюреченных жителей Средней Азии из иранских народностей (а это тоже по факту так и есть), то тогда ещё можно говорить об 2-3% «собственно тюркского элемента» у турок. Но автор-то берёт в качестве исходного «собственно тюркского элемента» ту массу тюркоязычных туркменских сельджукских племён, вторгшихся из Средней Азии в XI веке и расово в большинстве своём уже отличавшихся от природных тюрок-монголоидов.

..что Эрдоган (среди предков которого наверняка есть и болгары, и греки, а сельджуков, возможно, нет вообще)…

Вы уверены? Да что-то энтот Эрдоган далеко не похож, ни на отуреченного потомка греков, или болгар, тех же армян. За грузина или лаза тоже не сойдёт. Ну может на отуреченного курда или черкеса потянет.

Для греков, сербов, болгар, армян, арабов, перемешавшихся в плавильном котле Османской империи и ставших турками, превращение Святой Софии в мечеть имеет примерно то же символическое значение, что для нас — восстановление храма Христа Спасителя.

Есть турки, считающие себя природными тюрками и мусульманами, в которых уже давно умерли (если они и были) греки, болгары, армяне, курды и арабы и которые считают захват уже чужого для них храма правом победителя, правом сильного, и есть православные народы, сохранившие веру своих предков, которые никогда не смирятся с фактом превращения Святой Софии в мечеть. Хотя в этом есть Промысел Божий. Я надеюсь, что всё равно придёт день, когда над одним из древних и великих христианских храмов будет вновь воздвигнут Крест Божий и под его сводами по милости Божией будет вновь отслужена христианская литургия. А турки-басурмане, природные ли, потомки потурченцев ли (не суть важно), уберутся вон хотя бы с части этой земли, и из Царьграда.

5. «Картина маслом»?

Все бы «ничего» - в смысле «распределения» ответственности – коли бы у Боровицких ворот не появилось бы монумента князю Владимиру… Теперь он разве не обязывает взглянуть на ситуацию по-иному - не как несколько ранее - едва ли не индифферентно-отстраненно (мол, храм Софии – внутреннее дело Турции, а «мы» всего лишь сожалеем о «содеянном»?), а, например, как метафизический (!) факт того, что Эрдоган (пока еще не сапогом?) «наступил», по сути, на Исток государственности России и… Украины?

4. Ответ на 1, Советский недобиток:

Именно поэтому Кремль выработал такую позицию: Москва считает превращение собора Святой Софии внутренним делом Турции, хотя и сожалеет о решении Анкары. Так что же, Патриарх без ведома Кремля высказался о Св. Софии? Или даже вопреки?

Слава Богу, Русская Церковь ни от кого не зависит(ц), поэтому высказывания Патриарха никак не влияет на сегодняшнее мнение Кремля. А вот молитва Святейшего со всей его паствой о СОБИРАНИИ Земли Русской- может создать условия при которых Константинополь станет одной из НАШИХ столиц.

влдмр / 11.07.2020

3. Зачем Эрдогана мочить?

"Передел святынь" - что и передел границ, и прочие захотят. Храмовую гору, например.

2. «Вот дом, который построил Джек. А это пшеница, которая…» (С.Я. Маршак)

Павел Шипилин: «…Именно поэтому Анкара в ответ на протесты, доносящиеся со всего света, заявляет, что превращение храма в мечеть — внутреннее дело Турции...» //////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////////// А разве (и, прежде всего?) не дело Киева, обретающего государственность – «оригинал»-монумент-то князю Владимиру, сокрушавшего языческих идолов где в конце-концов находится?

1. Здесь сложность (с))

Именно поэтому Кремль выработал такую позицию: Москва считает превращение собора Святой Софии внутренним делом Турции, хотя и сожалеет о решении Анкары.

Так что же, Патриарх без ведома Кремля высказался о Св. Софии? Или даже вопреки?

Павел Шипилин:
Зачем Эрдогану мечеть в Святой Софии
Если понимать, что собой представляют современные турки, что ими движет, можно научиться просчитывать его шаги и мотивы
09.07.2020
Все статьи автора
Последние комментарии