Кино про войну: между колбасой и бесплатной медициной

Дети вредителей, внуки победителей - онлайн

Бывший СССР 
0
664
Время на чтение 8 минут

Источник: Завтра

Для нас майские праздники – ожидаемое время просмотра добрых старых и недобрых новых фильмов. Это традиция. С добрыми старыми и с недобрыми новыми – тоже. Потому что потчуют нас вперемешку теми и другими уже без малого тридцать лет.
 
Даже не хочется уточнять, кого это «нас». Потому что втыкающий в майские дни кнопкой пульта «В бой идут одни старики» или «Брестскую крепость» житель Умани, также как и уроженец Тарту – это «мы». Даже если у него под окнами и стоит новоиспечённый памятник «героям-эсесовцам» с окрестных хуторов и мыз.

Не сказать, чтобы я (часть этого «мы») ждал чего-то нового от экранных творцов в год 75-летия Победы. Хотя бы потому, что те, кто «не мы» – давно поняли: памятники эсесовцам гораздо менее серьёзная штука, чем кино. Они что-то вроде штемпеля «уплочено» – ставятся на покорённых территориях. Другое дело – территории ещё непокорённые…

Для них «самое главное из искусств» наряду со всем известным арсеналом средств пропаганды – гораздо актуальнее. Плюс – политический цирк демократии (цирк – второе «главнейшее из искусств», если кто подзабыл).

В карантинный год предсказуемо ничего не изменилось: не помогли ни всенародная серьёзность, ни пандемия короновируса, ни миллиарды из госбюджета. Минувшие майские праздники снова были отмечены добрыми старыми и недобрыми новыми фильмами…

Крепкая фигня

Изюминкой сезона рекламные трейлеры и заказные статьи в прессе пророчили нам премьеру сериала «Крепкая броня». Про героев танкистов и про любовь.

Что неудивительно. После вполне заслуженного успеха шедевра Карена Шахназарова «Белый тигр» в 2012 году (подробнее в моих статьях «Седые львы против «белых тигров»  и «Сжечь «Белый тигр!» ) «танковая тема» в русскоязычном кинематографе стала необычайно популярной. Поспешили отметиться все: от бывшего министра культуры РФ Мединского и его детища («Танки») до сценариста Давида Ланяна («Крепкая броня») и сыгравшего нацистского генерала в своём же фильме Сергея Саркисова («На Париж»). Последний – начинающий режиссёр, ранее больше известный как олигарх. Что ж, не боги горшки обжигают. Кино сегодня снимают тоже – не боги. В промежутке между «не богами» были «Несокрушимый» и «Т-34». Тоже не про самолёты.

Из характерного: чтобы отбиться от будущей критики практически везде «за основу» берутся «реальные истории». Получается, как в анекдоте про Изю и «Битлз»:

- Таки что о них все кричат? И голос противный, и в ноты не попадают. Откуда знаю? Так мне Рабинович напел…

На щедрой фактуре исторических подвигов в Великой Отечественной по-прежнему усердно растят забористую клюкву про кровавых энкавэдэшников и «победу вопреки». Коллективный Рабинович (или Гозман?) всё поёт и поёт.

В сериале «Крепкая броня» единственное, что порадовало – это подбор актёров на главные роли: красивые, не затасканные по фестивальным тусовкам русские лица, «попадающие» в эпоху. Константин Белошапка и Ангелина Стречина действительно «побеждают вопреки»: режиссёру, сценаристу, Первому каналу… Даже счастливо пережившая пубертатный возраст «папина дочка» Дарья Мельникова – вполне находит свою роль среди подлинных героев войны.

Но рано радоваться. Синяя фуражка особиста (или смершевца – на дворе-то уже 43-й) не даёт расслабиться: и будущему герою Курской битвы (реальный прототип персонажа фильма – Василий Русаков попадёт на фронт только спустя месяц после её окончания) предлагают расстрелять друга перед строем. Дальше всё по Гозману. Ледяное дыхание ГУЛАГа уже обдаёт нашего героя, но выручает непосредственный начальник: убивает провинившегося собственными руками. Когда такое творится в расположении твоей части, выход только один: рычаг до отказа и таранить немецкие танки. Что уж говорить про то, что на фоне эдаких ужасов в ближнем тылу совершенно меркнет невнятная история случайных любовей персонажей на передовой. И «Крепкая броня» воспринимается скорее как «Крепкая фигня». Если не сказать хуже.

С содроганием ждём обещанного продолжения.

Статист

Сериал «Танкист» был снят ещё в 2015 году, но почему-то всенародная премьера его состоялась только в 2020-м: на «Звезде».

Прототипом главного героя фильма опять же является реальный герой Великой Отечественной и Второй мировой – командир танка, нижегородский крестьянин Зиновий Колобанов. Почему Второй мировой? Потому что никакие гитлеровские «асы», ни уж тем более англосаксы так и не смогли приблизиться по результативности к русскому танкисту Колобанову, который в одном только бою уничтожил 22 немецких танка (а считая с двумя другими танками роты, которой он командовал – 43).

И что касается самого боя под Гатчиной – снят он хорошо, и даже замена реального КВ-1, выдержавшего более 150 попаданий немецких снарядов, на легендарный Т-34, которому такая стойкость к вражескому огню и не снилась, не смущает.

Тем более, что у режиссёра Александра Ефремова есть уже положительный опыт съёмки военных мини-сериалов, например «Снайпер: Оружие возмездия» (2009), который оказался вполне себе вполне. Но, видимо, «Побег из ГУЛАГа» (2001) в качестве актёра не прошёл бесследно для будущего режиссёра. Эмоциональная травма осталась. И рядом с Алексеем Чадовым (играет главного героя – танкиста) чуть ли не с первых же кадров возникает зловещий образ заслуженного энкавэдэшника российского кинематографа Анатолия Кота. Дальше интрига начинает искрить: лёд и пламень, чёт и нечет, шпага и кинжал, ни шагу назад и сто сортов баварского… В общем, судьба главного героя, пережившего Финскую, совершившего свой знаменитый подвиг в Великой Отечественной и, на минуточку, влюблённого – обречена. Одна надежда – на немцев. И панцерваффе не подводят: сподвигнутые предательством особиста (тоже влюблённого) нацисты наступают на главного героя и его возлюбленную силами до одного дивизиона самоходок (предположительно StuG III).

Тем не менее, наши побеждают. Иуда из «органов» получает заслуженную (петлю) пулю и лишается дальнейшей возможности гадить Красной армии, отныне герою-танкисту никто уже не мешает громить врага на подступах к Ленинграду. Правда, на фоне такой всепобеждающей (хотя и поверженной в конце) силы зла, как НКВД – герой танкист выглядит скорее статистом.

Я ехала в Париж…

Вишенкой на торте среди майских военных премьер стало, конечно же, «На Париж» Сергея Саркисова. Почему стало, хотя жанр и обозначен как комедия – постараюсь объяснить.

За основу (опять!) взят рассказ (или байка) реального героя войны – Александра Милюкова (персонаж актёра Дмитрия Певцова), в 1945-м году двадцатидвухлетнего гвардии младшего лейтенанта. В фильме его повышают до майора и порядком старят – герой экрана начинает воевать ещё в Финскую. Вообще-то, сорокалетний майор, не сгоревший в танке за шесть лет боёв и две войны, и живущий мозгами и порывами двадцатилетнего мальчишки – скорее похож на заслуженного юродивого полка, которого показывают новобранцам и держат при госпитале (пока не комиссовали), нежели на боевого командира. Но создатели кина об этом не задумываются.

Нахлеставшись по случаю Победы трофейных напитков в компании Михаила Ефремова старшие офицеры танкового полка во главе с Дмитрием Певцовым едут в американскую зону оккупации – в Париж: «исключительно посмотреть Лувр». Путешествие, естественно, заканчивается в ближайшем борделе, где их привечает Рината Литвинова с девушками пониженной социальной ответственности. Это всё, что нужно знать офицерам Красной армии о Париже, а Парижу – об офицерах Красной армии. Но на этом «остренькое» не кончается. Потому что между двух красных фонарей возникает что? Правильно – синяя фуражка смершевца (персонаж Сергея Маковецкого). И здесь от сердца отлегает: уж если подполковник СМЕРШ способен отловить кобелей в пагонах посреди парижской ночи – вмешательство в американские выборы 75 лет спустя и вовсе задачка для первокурсников академии им. Дзержинского.

Но вот с Сергеем Маковецким в этом фильме всё не так просто. Потому что его дебют в кино состоялся 37 лет назад в фильме «Экипаж машины боевой» (1983), снятом по сценарию… именно Александра Милюкова. Того самого. Героя-танкиста, повзрослевшего, закончившего ВГИК и работавшего на Одесской киностудии. Возможно, и травившего в компании байки «про Париж». Такой вот самоизолированный юбилей артиста.

Самоизолированный, потому что, пожалуй, только его работу в этом фильме и можно назвать игрой, остальное из разряда: «Я ехала в Париж»…

Сказать, что комедия получилась не смешной – ничего не сказать. Не спасает даже Фёдор Добронравов, рекрутированный из комедийного скетч-шоу «6 кадров».

А главное – остаётся ощущение, что чего-то не хватило: ну хотя бы лужи крови на красивом европейском автобане, сваленных на обочине трупов штрафников, дымящихся автоматов смершевцев… Эдакого милого привета из «святых 90-х». Но, увы, заявлено «комедия». Значит, должно заканчиваться хорошо. В итоге изрядно постаревший Маковецкий отпускает орденоносных шалунишек: будет потом, что повспоминать за столом на 9 мая (пока жена посуду моет).

…Заканчивая этот, прямо говоря, безрадостный обзор майских киноновинок не могу не поделиться и более общими мыслями, которые вызвал их просмотр.

А именно: то, что Россия не смогла строго и собрано встретить пандемию короновируса (по примеру Китая, Кореи или Вьетнама), а стремительно устремилась вслед США и другим «передовым» странам, с треском провалившим экзамен на медицинскую готовность к вирусному кризису – результат сознательного цивилизационного выбора. Можно, конечно, сколько угодно говорить про ЦРУ, предателей в Политбюро, сокрушительный успех вражеской пропаганды, начиная с «голосов» и заканчивая «безобидными» Scorpions и «Кино», курировавшимися из Лэнгли (смотри недавние откровения в Gardian). Но факт есть факт: выбирая между бесплатной медициной (и много ещё чем в СССР) и ста сортами колбасы – большинство выбрало колбасу (джинсы, свободу, безопасный секс, нужное подчеркнуть). И хотя лозунги были разные: от «Москали зъилы наше сало» до «Оккупанты долой с Кавказа», суть оставалась одна – колбаса.

Поэтому совершенно нечего удивляться всему окружающему: по одёжке протягивай ножки. В смысле – имеем кино, которое имеем. Просто к прежним (никуда не исчезавшим) заказчикам на такое кино извне, сегодня прибавилась огромная когорта таких же заказчиков внутри. Из наиболее преуспевших за колбасой. И так – во всех областях жизни. Только и в кино и в ситуации с пандемией (в медицине) это наиболее заметно.

Источник: Завтра

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Алексеевич Шорохов
Ромаядины. Главы 2-4
Возвращение в реальность
18.10.2024
Не в коня апельсины и не в свинью корм!
Конференция «Большой стиль» подвела итоги предыдущего тридцатилетия
10.09.2024
«Очередная "Божья ловитва" подошла к концу»
О III Молодёжном патриотическом форуме у святителя Феофана Затворника
23.08.2024
Сурков не исчез, он превратился в Телеграм
Постмодернизм пытается стать реальностью
17.06.2024
Все статьи Алексей Алексеевич Шорохов
Бывший СССР
«Дураки будут драться за американские интересы, пока фронт не рухнет»
Зеленский и его американские друзья давно уже приняли решение убить столько украинцев, сколько получится
23.10.2024
День памяти преподобного Амвросия Оптинского
Сегодня мы также вспоминаем архиепископа Феодора (Поздеевского), философа и богослова В.Н.Ильина и павших при освобождении Мелитополя в 1943 году
23.10.2024
Три «бурятских» дивизии могут изменить мировой порядок
Завершение войны на Украине покажет западу, что страны, против которых США ввели санкции, могут объединится и начать вводить ответные санкции
22.10.2024
Хохот против мрака
Весь мир наблюдает сегодня шедевр политической пошлости
21.10.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Воспрянь, Россия!
Новый комментарий от Русский танкист
23.10.2024 18:14
Солженицын разрушал, а Распутин созидал Россию!
Новый комментарий от Глеб
23.10.2024 18:01
Идея триединого русского народа – ответ на вызов гражданской войны
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
23.10.2024 16:25
Разговор со стеной
Новый комментарий от Владимир Ст.
23.10.2024 13:48
«Мы, валуны, седые кедры…»
Новый комментарий от Наталья Сидорина
23.10.2024 12:16