Почему нельзя практиковать интеркоммунион?

Проблемы церковной жизни 
0
397
Время на чтение 8 минут

Источник: Православие.Ru

Меня, как и многих других, весьма шокировало недавнее предложение архиепископа Американского Элпидофора[1] причащать инославных. Иерарх считает интеркоммунион[2] «хорошей идеей» и советует православным священникам не отказывать в причащении неправославных христиан. Следует признать, что он не предлагает преподавать Святые Дары всем подряд – например, впервые зашедшим с улицы в храм; он имеет в виду так называемые «смешанные браки», когда один из супругов православный, а другой – инославный. По его мнению, было бы непоследовательно совершать над такими парами одно таинство (венчание) и одновременно отказывать им в другом (Причащении). По его словам, поскольку в браке пара становится одной плотью, то им обоим следует разрешить участвовать в Евхаристии, несмотря на то, что один из супругов – неправославный. Что нам с этим делать?

Разбираясь с проблемой, сначала вспомним, почему Церковь всегда отказывала в причащении неправославным и находящимся в расколе. Корни жизни Церкви – в плодах Евхаристии. Классическая формулировка находится у апостола Павла в 1-м Послании к коринфянам: «Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1 Кор. 10: 17).

То есть, когда причастники получают по частице единого Агнца, они тем самым воссоздают единство Церкви как Тела Христова. В этом со-существовании Церковь творит Евхаристию, и Евхаристия творит Церковь. Таким образом, Евхаристия не только сообщает преображающую и исцеляющую благодать Божию отдельно взятому причастнику, но и объединяет его со всеми другими причастниками в единое Тело Христово. В этом таинстве нельзя отделить Христа от Его Церкви: Евхаристия соединяет причастника со Христом, потому что она соединяет его с Христовым Телом – то есть Церковью. Церковь – это не только собрание верующих. Когда христиане собираются вместе, Христос присутствует посреди них до такой степени, что можно сказать, что Церковь есть Христос.

Евхаристия объединяет причастников в единое Тело Христово. В этом таинстве нельзя отделить Христа от Его Церкви

Мы видим это в лексиконе апостола Павла. Так, он пишет: «Как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно» (1 Кор. 12: 12). Применительно к Церкви в Коринфе, однако, он не говорит «так и Церковь», хотя именно это имеет в виду. Вместо этого он говорит: «так и Христос», – отождествляя Церковь со Христом. То же самое Павел пишет о Церкви в Послании к ефесянам, что она «есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1: 23). Евхаристия соединяет причастников со Христом, потому что она соединяет их с Его Церковью, снова делая их членами этого Тела. В Евхаристии мы становимся едиными не только со Христом, но и со всеми остальными членами Его Тела.

Далее можем спросить: что значит принадлежать какому-либо организму? Членство – не обязательно в христианской Церкви, но и любой другой организации – предполагает две вещи: единство веры или идеологии и приверженность общей дисциплине. Возьмем для примера нечто далекое от христианской Церкви – скажем, членство в Коммунистической партии. Чтобы стать и оставаться членом этой организации, надо разделять определенные принципы (т.е. коммунизм) и соблюдать установленный порядок. Если же вы их отвергаете или получаете прибыль с коммерческого предприятия, тем самым нарушая требование коммунизма не иметь частной собственности, то вас по праву признают негодными для членства в Компартии. Таким образом, чтобы быть частью организма, который дал себе четкое определение, чтобы отличаться от других, нужно разделять его принципы (вероучение) и жить в соответствии с ними. Вот что значит быть частью организма, а не чужаком.

То же самое с организмом христианской Церкви: чтобы быть ее членом, нужно исповедовать ее учение (т.е. православное вероучение) и жить в соответствии с ним. Если кто-то не разделяет вероучение или отказывается подчиняться его правилам жизни, он не может быть частью данного организма. К примеру, баптисты не придерживаются православного вероучения (если сомневаетесь, зайдите в баптистский храм и предложите им помолиться Пресвятой Богородице) и не считают себя обязанными жить в соответствии с правилами и догматами Православной Церкви. И какими бы замечательными ни были отдельно взятые баптисты, они не могут быть членами Православной Церкви. Это говорит не о подлости и «эксклюзивности» православных, а о том, что баптисты не могут соответствовать требованиям принадлежности к телу Православной Церкви.

Теперь мы видим, почему Церковь с самого начала твердо отказывалась причащать тех, кто вне ее. Если кто-то не может подлинно принадлежать Церкви, не исповедуя ее вероучение или не принимая ее нравственные требования, он не может в ней причащаться, потому что Причастие соединило бы его с Телом, которому он не может принадлежать. Причащение соединяет вкушающего с Телом, совершающим Евхаристию; а еретики и раскольники (используем классические термины) отвергают условия, необходимые для «членства» в этом организме. Сама природа Церкви (или «полнота Церкви», если использовать язык заамвонной молитвы) запрещает такое причащение. Оно не только не принесет пользы инославному причастнику (а может и принести вред; см. 1 Кор. 11: 27), но также будет вредить собственно Церкви, ибо она, в результате такой практики, будет вбирать в себя чужеродные влияния, действующие в ней, как дрожжи в тесте.

Конечно, не все христианские деноминации разделяют такое видение Евхаристии. Некоторые церкви воспринимают причащение чисто индивидуалистически: в них Причастие есть выражение личной преданности Господу, но отсутствует «коллективная» сторона, то есть соединение со всеми остальными причастниками в единое тело. Они вполне последовательно предлагают Причастие христианам других деноминаций, ведь, по их мнению, Евхаристия есть лишь выражение благодарности Богу за смерть Христа на Кресте. Поскольку христиане из других деноминаций могут разделить с ними благодарность за искупительную смерть Спасителя, то нет причин, почему бы им не разделять с ними и Причастие.

Их нельзя обвинить в непоследовательности. Если следовать их богословию, то было бы узколобо, неучтиво и неправильно с их стороны отказывать в причащении представителям других христианских традиций. Проблема не в их последовательности, а в их богословии. Ибо Причащение Святых Таин выражает не только благодарность Христу за искупительную жертву на Кресте; оно объединяет верующих с другими верующими в единый организм. Допустимость интеркоммуниона является следствием индивидуалистического (и ошибочного) понимания Евхаристии.

Допустимость интеркоммуниона – следствие индивидуалистического (и ошибочного) понимания Евхаристии

Православные, выдвигающие аргумент, что «если в смешанных браках неправославный супруг участвует в одном таинстве (брака. – Д.Л.) – тогда почему бы не участвовать в двух?», не понимают самой сути. (Они также обходят стороной вопрос, насколько правильно вообще заключать такие браки. Как будут воспитываться их дети?) Вопрос нельзя разрешить, притворившись, что требования, применяемые к одному таинству, могут быть применимы ко всем остальным. Конечно, не могут, поэтому смешивать их таким образом есть поразительная путаница мыслей. Предмет спора – это природа Евхаристии и Евхаристического единства.

Итак, есть наше причастие Христу, соединение с Ним в Причастии. Не бывает со-соединения (inter-communion) со Христом. Процитирую одну старую статью митрополита (тогда еще архимандрита) Каллиста (Уэра): «Библия, отцы и каноны знают только два варианта: либо Причащение, либо непричащение. Все или ничего». Далее он цитирует профессора Георгия Галитиса, который заметил: «Допуск к Причастию равноценен принятию в Церковь… Понятие интеркоммунион не известно ни ранней Церкви, ни Новому Завету». Если вы еще не член Православной Церкви, то Причащение для вас невозможно.

Важно признать, что главным двигателем в сторону беспрецедентного отклонения от исторической практики являются эмоции, чистые и простые. Некоторым эмоционально тяжело сказать: «Нет, вы не можете получить то, чего хотите». Они, похоже, боятся огорчить людей. Родители знают, что данный подход является глупостью. Дети, как и взрослые, не всегда могут получить то, чего хотят, – в осознании этого и заключается зрелость. Священники, придерживающиеся традиции Церкви и отказывающиеся сдаваться перед наплывом эмоций, видят, что такая позиция приносит свои плоды.

Помню, в нашем приходе преподобного Германа Аляскинского[3] была пара: один супруг православный, а другой – крещеный протестант. В итоге они повенчались и стали ходить в храм преподобного Германа, но неправославного супруга мы не причащали. Со временем супруг-протестант решил перейти в Православие и был должным образом принят. Такой счастливый конец, возможно, не имел бы места, если бы мы отступили от традиции и причащали их обоих.

Эта боязнь разочаровать «таких милых людей» приведет к тому, что причащать будут любого!

Но, в конечном счете, дело не в чувствах и не в судьбе отдельно взятой четы. Дело в сохранении веры и церковной традиции на многие поколения. Скажем ясно: если Церковь решит отказаться от своей Евхаристической традиции из уважения к смешанным бракам и сопутствующим трудностям, она на этом не остановится. Вскоре дойдет до Причащения любого встающего в очередь на Причастие (инославного) христианина – ведь движущей силой, приведшей к первоначальному изменению, была эмоция. Как добросердечный священник не сможет разочаровать милую супружескую пару, отказав одному из супругов в Причастии, так он не сможет разочаровать милого протестанта, зашедшего к нему в храм и вставшего в очередь на Причастие. А после этого он уже не сможет отказать ни одному отдельно взятому человеку, приятному на вид. Помню, один англиканский священник признался мне, что причащает «любого человека, находящегося в духовном поиске». Насколько же широко были раскинуты сети!

Некоторые люди могут заявить: «Это никогда не произойдет в Православии!» Такая вера в человеческую природу хотя и трогательна, но совершенно неоправданна. Признаю, это кажется немыслимым. Но поколение тому назад православный архиепископ, желающий причащать неправославных, тоже казался немыслимым. Мы встаем на скользкий путь; если вам неприятна эта метафора, то скажу проще: мы стоим на краю пропасти. Многие исторические церкви уже туда скатились. Пора вспомнить нашу апостольскую традицию и отойти от края обрыва.

[1] С мая 2019 года архиеп. Элпидофор (Ламбриниадис; Константинопольский Патриархат) является главой всех греческих православных приходов Северной Америки и носит титул «Экзарх Атлантического и Тихого океанов», сменив на этом посту 90-летнего архиеп. Димитрия (Тракателлиса). – Здесь и далее примеч. перев.

[2] Совместное причащение из одной Чаши с неправославными христианами.

[3] Приход Американской Православной Церкви в г. Лэнгли (Британская Колумбия, Канада), где совершает свое служение о. Лаврентий Фарли.

Источник: Православие.Ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Лаврентий Фарли
Об организованной религии
Ограничения, которые накладывает на человека принадлежность к Церкви, не являются тиранией
18.03.2024
Все статьи Протоиерей Лаврентий Фарли
Проблемы церковной жизни
«Нам необходимо быть внимательными к нуждам своей паствы»
На архиерейском совете обсудили актуальные темы церковной жизни Санкт-Петербургской митрополии
24.04.2024
Думенко и Пиллей вытолкают Русскую Церковь из ВСЦ?
Святейший Патриарх Кирилл, похоже, освоил стилистику «политического дзюдо»
20.04.2024
Миротворческий и богословский диалог с инославными более не имеет смысла
Это попытка понравиться государству, обмануть истинно православных верующих и создать иллюзию миротворчества для неверующих
20.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Дмитрий Салихов
26.04.2024 17:11
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:53
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Валерий Медведь
26.04.2024 16:49
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Советский недобиток
26.04.2024 16:26
Научные заслуги Ильина перечёркиваются его политическими заявлениями
Новый комментарий от Русский Сталинист
26.04.2024 16:19
Почему рядом с Николаем II было мало выдающихся государственных людей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
26.04.2024 16:11
Не геометрические ребусы, но свидетельство о молитвенном опыте
Новый комментарий от Павел Тихомиров
26.04.2024 15:59