О презрении

Великопостная проповедь

Пастырская проповедь 
0
577
Время на чтение 5 минут

Источник: Православие.Ru

Проповедь в храме Святого Александра Невского Ново-Тихвинского монастыря г. Екатеринбурга, произнесенная в четверг Первой седмицы Великого поста, после Великого повечерия.

Наполеон и маршал Лористон - мир во что бы то ни стало. Художник: Василий Верещагин Наполеон и маршал Лористон - мир во что бы то ни стало. Художник: Василий Верещагин

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

В Священном Писании Ветхого Завета, в Книге Бытия, есть такой эпизод. Праотец Авраам, замечательный праведник, отец всех верующих, имел жену Сарру, но Сарра не могла родить ребенка. И хотя Авраам не изнемог в вере, но изнемогла в вере его жена. И она сказала Аврааму: возьми рабыню Агарь и роди от нее на мое лоно ребенка, чтобы я могла радоваться ему и утешиться в старости своей. Авраам послушался жену свою и сделал так. От этого сочетания родился ребенок, которого назвали Измаил. И когда Измаил вырос, он стал презирать тех людей, которые воспитали его. Он стал превозноситься и над уже родившимся младенцем Исааком, а Агарь, видя, что она почти как жена, стала притеснять госпожу свою Сарру.

Мы вместо того, чтобы жить с тою женой, с которой сочетались во Христе, то есть с Церковью, берем себе рабыню из Египта

Этот сюжет вспоминался сегодня в Великом покаянном каноне преподобного Андрея Критского. И преподобный отец наш, Андрей Критский, говорит, что Измаил – это презорство, презрение. Он рисует такую картину: мы, люди, вместо того, чтобы жить с тою женой, с которой сочетались во Христе, то есть с Церковью, берем себе рабыню из Египта. Египет – это образ мира. Все мы, придя в Церковь и здесь сочетавшись с Богом, принесли сюда с собой и мир. И вот, от сочетания с миром, с которым мы никак не хотим расставаться, мы рождаем презрение. Именно оттого, что мы не можем вытеснить мир из своего сердца, мы – такие колючие, мы – люди, которые всегда готовы оскорбить, которые никак не могут вынести, что рядом находится столь же значимый человек, столь же достойный, или, может быть, еще более значимый и достойный, чем мы сами. И у нас возникает зависть, ревность. Мы презираем сначала соседа, причем неважно, какой он: хороший или плохой, дорогая у него машина, или он пьяница. Нам это неважно – мы в любом случае ищем основания презреть человека, в любой форме. Мы хотим оказать человеку неуважение. И вот это и есть наследие мира. И сколько не говоришь людям о том, что мы должны любить друг друга, они не могут это вместить. И Христос говорил: «О, род лукавый, прелюбодейный, доколе буду с вами, доколе терплю вас» (ср. Мф. 17, 17) – именно потому, что каждый Его слушатель нес в себе опыт жизни, который он приобрел, живя в мире, до того, как стал верующим во Христа.

Священник Константин Корепанов Священник Константин Корепанов Когда говоришь человеку о любви, он отвечает: «Да, конечно, хорошо, когда тебя любят, замечательно! Пойду в Церковь, там меня будут любить». Но ведь речь идет о том, чтобы мы стали любить, а мы не хотим, потому что опыт нашей жизни говорит: бей своих, чтобы чужие боялись. Делай всё, чтобы отстоять свое место под солнцем, защищайся, унижай, топчи людей, иначе затопчут тебя. И все мы делаем так, как научил нас этот мир. И когда приходим в Церковь, никак не можем оставить это там, в мире, никак не можем до конца перейти через Чермное море и пройти через пустыню, чтобы войти рекой Иордан в Землю обетованную, не хотим отречься.

И вот наступил Великий пост. И, как часть этого поста, покаянный канон Андрея Критского учит нас тому, чтобы мы оставили мир там, где ему и место, – в миру. В Церкви нет места миру. То, что мы переживаем порой церковные неурядицы, нестроения, не можем обрести мира в общинах наших, в церковном собрании нашем, – это только потому, что мы не оставили мир за порогом храма и Церкви, что мы внесли его в своем сердце. А мы должны переродиться. Мы должны были переродиться в купели Крещения, но мы не сделали этого. Перед тем как войти в крещальные воды, мы не отреклись от мира, хотя священник настойчиво нас спрашивал: «Отрекаешься ли от сатаны и всех дел его, и всех ангелов его, и всего служения его?» Мы говорили, что отрекаемся, но сердцем-то мы не отрекались, и вот эта неотреченность приводит к тому, что мы теперь должны творить покаяние.

И Церковь Великим постом напоминает нам о том высочайшем достоинстве христианина, к которому все мы призваны, – быть людьми Нового Завета, не людьми мира сего, а иными по отношению к миру сему. И мы можем такими быть, ибо сила Христа не оскудела, но надо по-прежнему отречься мира, который в нашем сердце. И это отречение, как и этот постный подвиг, начинается не столько с того, что мы отказываем себе в той или иной еде или в том или ином ее количестве, а в том, что мы изменяем отношение к человеку. Ибо главная беда мира не в том, что он ест мясо, а в том, что он презрительно относится к человеку. Проблема в том, что люди, отпав от Бога, разучились любить, разучились видеть в другом образ Божий, у них просто нет такой способности. И Христос дает нам новое сердце, но надо захотеть это новое сердце получить и отречься сознательно от иного, противного Христу образа неуважительного, нелюбовного отношения к человеку.

Проблема в том, что люди, отпав от Бога, разучились любить, разучились видеть в другом образ Божий

И вот, великий пророк Исаия тоже говорит о посте, а точнее, Дух Святый говорит устами пророка Исаии: вы поститесь для распрей, для разногласий, для того, чтобы унижать другого человека. Вы думаете, это пост, который Я избрал? Нет, выпусти измученных на свободу, раздели с голодным хлеб свой, напитай душу страдальца, от единокровного своего не укрывайся. И вот тогда свет твой будет сиять, как солнце, и Бог услышит тебя во всех молитвах твоих (ср. Ис. 58, 7–10).

Много можно говорить о любви. Но мне все время хочется сказать, что прежде чем научиться любить, нужно научиться уважать человека, любого человека. Просто потому, что он – человек. Потому что он создан по образу и подобию Божию. Потому что в нем тоже должна течь или уже течет кровь Иисуса Христа, ибо пролита она и за него. И вот это уважительное отношение будет тем прочным фундаментом, на котором мы сможем построить любовь. Ведь крышу, верхушку дома, не строят на воздухе. Для этого должен быть фундамент, и этот фундамент – уважение ко всякому человеку.

Прежде чем научиться любить, нужно научиться уважать человека, любого человека

Именно из-за презрения возникают революции, из-за презрения люди в конце концов дошли до того, что разрушили все, что было доброго на Святой Руси, попрали и храмы, и алтари, и монастыри, потому что привыкли начинать с малого – презирать все, что их окружает. И мы, если хотим, чтобы продлилась жизнь нашего народа, жизнь нашей Церкви, жизнь наших семей в истории, – мы должны учить наших детей, наших братьев и сестер уважать друг друга, не презирать никого: ни Родину свою, ни других людей, вообще никого никогда не презирать, ибо презрение и рождает в конце концов отчужденность от Бога. Ведь что мы слышим сегодня в покаянном каноне? Висят два разбойника вместе со Христом. Они в одинаковом положении, они братья по разбою, они собратья по несчастью, они все время были вместе, но в этот момент они ведут себя по-разному. Один презирает висящего на Кресте Страдальца, а другой жалеет Его, не презирает. И это чувство уважения к страданию невинного человека делает окаянного разбойника святым, делает его первым, вошедшим в рай.

Вот что может сделать уважение к другому лицу, к другой душе, и тем более – к чужой боли, к чужой неудаче, к чужому страданию. Оно может грешного сделать праведником и возвести в вечные обители. Аминь.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Константин Корепанов
Все статьи Священник Константин Корепанов
Пастырская проповедь
Как нам покаяться, если нет у нас покаяния?
Слово в Неделю по Богоявлении
25.01.2025
Сын Божий и Сын Человеческий
25 января — икона Божией Матери «Млекопитательница»
25.01.2025
Почему Христос подвергается искушению?
Суббота по Богоявлении (Мф, 7 зач., 4, 1—11)
25.01.2025
Освободиться от всего, за что мы так упорно держимся
Евангелие пятницы (Мк, 46 зач., 10, 23—32)
24.01.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Главное событие 2024 года оказалось незамеченным
Новый комментарий от РомКа
26.01.2025 07:31
Валите из России, поклонники Трампа!
Новый комментарий от Константин В.
26.01.2025 06:09
День рождения В.С.Высоцкого
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.01.2025 02:38
Тайна Великой войны
Новый комментарий от р.Б.Алексий
25.01.2025 22:15
Преемником Франциска станет антихрист?
Новый комментарий от влдмр
25.01.2025 18:17
«Год змеи»?
Новый комментарий от Александр Волков
25.01.2025 18:03