Собеседник преподобного Сергия Радонежского

Источник: Прихожанин
 
24 февраля – день памяти преподобного Димитрия Прилуцкого, Вологодского, престольный праздник Спасо-Прилуцкого Димитриева мужского монастыря.

Спасо-Прилуцкий Димитриев монастырь, удивительно гармоничный архитектурный ансамбль которого сохранился полностью, находится на берегу реки Вологды на северной окраине города. Обитель окружает мощная стена длиной около одного километра с пятью величественными башнями.

Димитриев Прилуцкий в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня мужской монастырь основан в 1371 году преподобным Димитрием, ближайшим последователем, собеседником и сомолитвенником преподобного Сергия Радонежского.

Здесь по примеру Троице-Сергиевой лавры, на левом берегу реки Вологды, на месте у излучины реки, или «на Прилуце», преподобный Димитрий ставит деревянный Спасский храм и создает первый на Русском Севере общежительный монастырь.

* * *

Преподобный Димитрий Прилуцкий, чудотворец, родился в богатой купеческой семье Покропаевых в Переславле-Залесском. Отрок выделялся среди ровесников умом и смирением, он удалялся от шумных детских игр, избегал почета, каким окружали его домашние слуги. Торговые дела отца мало его занимали. Не о богатствах скоропреходящих думал он и не об утехах здешней жизни. По мере возрастания всё больше времени посвящал отрок чтению священных книг и богомыслию, возгревая в сердце любовь к Богу. Душа его стремилась к небесному и вечному сокровищу, уготованному Христом Спасителем для тех верующих, которые из любви к Нему оставили не только мирские блага, но даже и близких по крови. Всё более и более созревало в нем желание вступить на тесный и скорбный путь иноческого жительства.

Вскоре юноша покинул дом отца и принял монашеский постриг в Переславль-Залесском Горицком монастыре, где был рукоположен во иерея. Неизвестно, сколько времени преподобный Димитрий подвизался на месте своего пострижения.

…Желая основать монастырь со строгим общежительным уставом, он переселился из Горицкого монастыря на Болото (так называлась сырая болотистая местность в одной версте от Плещеева озера). Там он поставил храм во имя святителя Николая и устроил при нем общежительный монастырь, став его игуменом.

Слава о подвижнической жизни преподобного Димитрия дошла до великого князя Димитрия Донского, который неоднократно бывал в Переславле-Залесском. И он пригласил игумена Никольского на Болоте монастыря в Москву. Преподобный Димитрий произвел сильное впечатление на великого князя. Димитрий Иоаннович проникся к нему глубоким уважением и попросил быть восприемником при Крещении одного из своих детей. Как считают историки, скорее всего, Василия I Димитриевича, который родился 30 декабря 1371 года.

***

В 1354 году, когда святитель Алексий пребывал в Константинополе, а делами Русской митрополии временно управлял вместо него епископ Владимиро-Волынский Афанасий, живший в Переславле, пришли к нему из Свято-Троицкого монастыря преподобный Сергий Радонежский с некоторыми из братии просить для обители игумена. Несмотря на возражения преподобного, владыка Афанасий распорядился поставить его на эту должность. Преподобному Сергию пришлось повиноваться воле архипастыря. Именно тогда, по мнению историков, и произошло знакомство преподобных.

И с тех пор, как гласит акафист, преподобный Димитрий неоднократно посещал Троице-Сергиев монастырь, беседовал с преподобным Сергием и сблизился с ним: на собеседование духовное к Сергию «от пустыни пешеходившаго и с ним вкупе бдения всенощныя совершавшаго, при них же лучина свещи заменяше, молитва же их, яко пламень огненный, до небес досязаше, дивимся таковому содружеству с великим угодником Божиим...».

Преподобные вдохновенно совершали богослужения в крошечном храме Святой Троицы при тусклом свете и треске горящей лучины, а после службы садились в тесной келии за скудную трапезу. Для обоих подвижников такие встречи были настоящим праздником, и лица их светились неподдельной радостью. 

…По совету преподобного Сергия Радонежского преподобный Димитрий решил удалиться подальше от мирской славы. И вместе с учеником Пахомием отправился на Север.

***

Неподалеку от Вологды, в излучине реки, в уединенном месте преподобный Димитрий решил создать первый на русском Севере общежительный монастырь. Жители Вологды и окрестностей с радостью согласились помочь святому. Владельцы земли, предназначенной под монастырь, Илья и Исидор, затоптали даже озимые нивы, чтобы храм был построен немедленно.

Киликиевский крест из Спасо-Прилуцкого монастыря

На месте, которое благословил преподобный, был поставлен крест, впоследствии находившийся в монастыре. Он не сохранился. Однако известен происходящий из Прилуцкого монастыря Киликиевский крест, датируемый первой третью XVI века. По преданию, этот огромный крест высотой 190 см был принесен преподобным Димитрием на плече из Переславля. Предание название и происхождение креста связывает с Киликией (Малая Азия), откуда он был вывезен на Русь.

В новую обитель начала собираться братия. Многие ученики преподобного перешли сюда из Переславля из ранее основанного им Никольского монастыря. Великий князь Димитрий Иоаннович прислал преподобному Димитрию щедрое пожертвование. 

…Преподобный любил молиться наедине. Житие также повествует о множестве духовных дарований преподобного: дарах непрестанной молитвы, прозрения, чудотворения.

Так, преподобный Димитрий сообщил братии о кончине великого князя Димитрия Иоанновича Донского, последовавшей 19 мая 1389 года, за несколько дней до того, как эта весть дошла до Вологды.

Прилуцкий игумен кормил нищих и голодных, принимал странников, беседовал с нуждающимися в утешении, давал советы. Иногда втайне от братии преподобный подавал милостыню из жертвы на монастырь, защищал пострадавших «от насилиа злых судии».

Постоянной же пищей самого преподобного была лишь просфора с теплой водой, даже в праздники не принимал он разрешенные уставом вино и рыбу.

Зимой и летом преподобный носил один и тот же старый тулуп из овчины, жестоко страдая зимой от стужи, а летом от зноя. До глубокой старости он ходил вместе с братией на общие работы. Носил он на себе и тяжелые железные вериги. 

Вклады в обитель святой принимал с разбором, следя, чтобы благотворения монастырю не были в ущерб ближним подававших.

***

Отошел ко Господу преподобный в глубокой старости, предсказав свою кончину – 11/24 февраля 1392 года. Почувствовав близость кончины, преподобный Димитрий собрал братию и сообщил печальную для них весть: «Великий грешник по делам моим худым, я уже изнемогаю и отхожу от сего временного жития, а вам благословляю вместо меня быть игуменом моему брату и сыну духовному Пахомию; повинуйтесь ему во всех добрых делах как отцу своему».

После блаженной кончины угодника Божия весь монастырь наполнился тонким благоуханием. Пришедшие братия нашли его как бы уснувшим. Преподобный Димитрий был погребен в деревянном Спасском соборе обители (ныне существующий каменный храм освящен в 1542 году).

* * *

Чудеса по молитвам у гробницы святого Димитрия совершаются уже больше 600 лет. В течение XV века почитание преподобного Димитрия Прилуцкого распространилось по всей Руси.  Инок суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григорий, составивший во 2-й половине XVI в. «Похвальное слово русским святым», писал: «Кто не весть блаженаго Димитриа Прилучскаго, о немже многы повести списаны обрящеши».

Почитание преподобного Димитрия началось в 1409 году, когда заступничеством преподобного свершилось исцеление множества людей от болезни «корчеты» (то есть корчи, судороги). Эпидемия распространилась в крае через несколько лет после преставления святого Димитрия. У людей сводило («корчило») руки, и они были вынуждены брать палки.

Массовые исцеления стали происходить после покаяния у мощей преподобного Димитрия. Исцеленные на месте люди оставляли у гроба святого свои палки. После окончания эпидемии братия вывезли из монастыря целый воз таких палок.

***

Связи обители с Москвой были важным политическим моментом, учитывая острую борьбу Москвы и Новгорода за Вологду, продолжавшуюся с XIII до XV веков.

 
 

Иван III брал из монастыря в поход на Казань икону преподобного Димитрия Прилуцкого, написанную Дионисием. После похода он украсил икону золотом и серебром, вернув ее 3 июня 1503 года монастырю.

В 1528 году в обители молились о даровании наследника Василий III и Елена Глинская. Их сын Иван IV Грозный своей грамотой 1541 года освободил монастырские вотчинные сёла и деревни на 5 лет от всяких податей. В 1537–1542 годах в монастыре Спасский собор был возведен в камне.

Преподобный Димитрий Прилуцкий с житием,
икона из Спасского собора Спасо-Прилуцкого монастыря.
Дионисий. Около 1503 года. Вологда

Иван Грозный впервые посетил Спасо-Прилуцкий монастырь в мае 1545 года, а в 1552 году государь брал из монастыря в поход на Казань Киликийский крест.

Вплоть до 1645 года в Спасо-Прилуцком монастыре был обычай после дня памяти преподобного Димитрия игумену монастыря ездить в Москву для поднесения государю и его семейству воды, освященной на праздничном молебне, и просфоры, из которой была вынута частица за здравие царя и царствующего дома.

С XVI века в Вологде праздновалось сретение чудотворной иконы преподобного Димитрия, которую великий князь Иоанн IV Васильевич прислал в память о молитвенной помощи преподобного русским войскам и его явлении великому князю во время похода на Казань.

Торжества продолжались три дня. Из Вологды в Спасо-Прилуцкий монастырь устраивался крестный ход. Правящий архиерей служил в обители Литургию и молебен преподобному Димитрию. Затем крестный ход возвращался в город. 

К началу XVII века преподобный Димитрий воспринимался жителями Вологды как небесный покровитель их города. В Смутное время образ преподобного Димитрия был торжественно перенесен из монастыря в Вологду и помещен в Спасской церкви. Город избежал нападения польско-литовских интервентов. В благодарность за это горожане поставили на площади деревянный храм во имя преподобного Димитрия. В 1777 году на его месте был воздвигнут Никольский собор с приделом в честь основателя Спасо-Прилуцкого монастыря. 

Игумены монастыря присутствовали на «избирательных» Соборах для утверждения на Московском престоле нового царя: в 1598 году – Бориса Годунова, в 1613 году – Михаила Федоровича.

Монастырь существенно пострадал в годы Смуты. В 1612 году на него напали поляки-литовцы и казаки, была разграблена монастырская казна, сожжены архивы.

17 сентября 1811 года Спасский собор монастыря серьезно пострадал от пожара (по преданию, от забытой «грошовой свечи»). Сгорело всё внутреннее убранство, обгорели некоторые главы.

Спасо-Прилуцкий монастырь, восстановленный после пожара, и село Коровничье (совр. Прилуки, справа) на гравюре 1830-х гг.

Перед вторжением французов в Москву в 1812 году в Спасо-Прилуцкий монастырь были эвакуированы драгоценности Патриаршей ризницы, Троице-Сергиевой лавры, Чудова, Новоспасского, Знаменского, Николо-Угрешского, Покровского, Новодевичьего, Вознесенского монастырей и некоторых московских соборов и монастырей. Почти три месяца, до освобождения Москвы, эти святыни хранились в Спасском соборе, а потом возвратились в Первопрестольную.

Спасский собор был реставрирован в 1813–1817 годах. Были заменены поврежденные пожаром главы, им были приданы барочные кувшинообразные формы, устроен новый иконостас.

В 1824 году у гробницы преподобного Димитрия молился император Александр I.

* * *

Перед революцией обитель, славившаяся своей благотворительностью, имела приют для детей-сирот, школу, гостиницу для богомольцев, столярные мастерские.

В 1918 году в монастыре были проведены обыск и опись имущества, часть зданий заняли красноармейцы. В башнях обители во время Гражданской войны были устроены склады взрывчатых веществ, и только благодаря своевременно принятым мерам начавшийся однажды пожар не привел к уничтожению памятника. В монастыре была организована община из жителей Прилук.

С 1919 по 1923 годы в обители проходило изъятие церковных ценностей, в том числе в помощь голодающим Поволжья. По решению уездного исполкома архимандрит Нифонт (Курсин), монахи и послушники были выселены из монастыря, протестовавшие прихожане репрессированы.

В августе 1924 года договор с общиной был расторгнут, а монастырь закрыт Произведения искусства были переданы в Вологодский музей, прочее имущество – различным учреждениям.

В 1930-х годах в монастыре находилась пересыльная тюрьма для раскулаченных, которых перевозили в северные лагеря ГУЛага, в 1950-х – 1970-х годах он был занят под военные склады. Затем в монастыре располагались кинотеатр, дом инвалидов.

С 1950-х годов опустевшие и разрушавшиеся постройки монастыря реставрировали, многим из них был возвращен предполагаемый облик XVI–XVII веков.

В 1979 году монастырь стал филиалом Вологодского государственного музея-заповедника.

***

В августе 1990 года Русской Православной Церкви была передана надвратная Вознесенская церковь обители. А в 1991 году вновь открыт мужской епархиальный монастырь. В обители возобновилась монашеская жизнь.

В 1992 году монастырь был полностью возвращен Русской Православной Церкви. Здесь отмечалось 600-летие преставления преподобного Димитрия Прилуцкого.

Торжества возглавил приснопамятный Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, совершивший всенощное бдение и Божественную литургию на престольный праздник 13–14 августа в главном храме обители – соборе в честь Всемилостивого Спаса, Происхождения Честных Древ Креста Господня (1537–1542).

Вокруг обители во главе со Святейшим прошел крестный ход, после чего был освящен колокол – самый большой на монастырской колокольне.

16–17 июня 2007 года обитель вновь посещал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

…В последующие годы в монастыре возродилась жизнь, был осуществлен ремонт монастырских строений, восстановлены иконостасы и колокола на соборной колокольне. Содержатся подворье и монастырская воскресная школа.

* * *

Нижний храм Спасского собора освящен во имя святого основателя обители – преподобного Димитрия Прилуцкого. Здесь под спудом почивают его мощи. Мощи святого никогда не вскрывались, они почивают в арке посреди нижней церкви. Согласно Описной книге 1623 года, над мощами святого в нижнем храме Спасского собора была установлена деревянная рака, вначале обитая тканью, к 1675 году обложенная серебряной позолоченной басмой. В 1882 году над гробницей была установлена медная литая сень. На ней лежит образ преподобного в рост в серебряной ризе.

Рядом погребены мощи еще двух святых: преподобного Игнатия (в миру князя Иоанна Угличского) и его младшего брата Димитрия, местночтимого в лике святых.

Здесь же установлен образ преподобного Димитрия в житии – это копия с иконы, написанной знаменитым иконописцем Дионисием, оригинал хранится в Вологодском музее-заповеднике.   

Еще одна реликвия, связанная с именем святого основателя монастыря, – колодец, который, по преданию, ископал преподобный Димитрий. Он находится у алтаря собора, над ним поставлена часовня.

* * *

Сегодня в обители ежедневно совершается полный круг богослужения. По будним дням: в 05:00 – утреня, в 07:00–7:30 – Божественная литургия (исповедь начинается на часах перед Литургией в левой половине храма); в 17:00 – вечерня, затем молебен преподобному Димитрию Прилуцкому; по воскресеньям и в праздники: накануне в 17:00 – всенощное бдение, после вечерни – молебен с акафистом преподобному Димитрию Прилуцкому; в 09:00 – Божественная литургия.

Несколько раз в год в дни престольных праздников братия монастыря, многочисленные паломники совершают крестные ходы вокруг монастыря с образом преподобного Димитрия.

Кроме Спасского собора, на территории обители расположены и другие храмы, жилые и хозяйственные постройки XVII–XVIII веков.

Очень нравится паломникам замечательный памятник русского деревянного зодчества – Успенская церковь, древнейший в России сохранившийся шатровый храм (1-я четв. XVI в.), вывезенный в 1962 году из закрытого Александро-Куштского монастыря, расположенного неподалеку от Кубенского озера.   Рядом с храмом – могила русского поэта XIX века Константина Батюшкова.

В обители располагается Вологодская духовная семинария. Ежегодно проводятся Димитриевские образовательные чтения, собирающие духовенство и работников просвещения.

Преподобне отче Димитрие, моли Бога о нас!

Изображения: https://ruvera.ru

Источник: Прихожанин

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Николай Головкин:
Услышал Поэта Неба и Земли…
К дню рождения А.С. Пушкина
06.06.2020
Мы победили...
К 75-летию бессмертного Подвига
08.05.2020
В день Георгия Победоносца
К 75-летию Великой Победы
07.05.2020
Ядерная Голгофа
Многие СМИ в апреле облетели снимки серьёзного пожара в Чернобыльской зоне
28.04.2020
Все статьи автора
Последние комментарии
В защиту собянинского контроля
Новый комментарий от София7
2020-06-06 16:44
«Чипирование через шприц»: возможно ли оно технически?
Новый комментарий от Сергей Абачиев
2020-06-06 15:14
Кто подлинный автор «Евангелия от сатаны»?
Новый комментарий от Сергей Абачиев
2020-06-06 15:10
Цусимский бой глазaми 2-й эскадры
Новый комментарий от Русский Иван
2020-06-06 14:43
Либеральная элита критикует Путина по его попущению?
Новый комментарий от Русский Иван
2020-06-06 14:36