Иерусалимский патриарх имеет право на созыв Всеправославного Собора

0
467
Время на чтение 9 минут

Источник: Православие.Ru

Иерусалимский патриарх Феофил III Иерусалимский патриарх Феофил III

Издание «Ортодоксос типос»[1] подтверждает тот факт, что изложен в главной статье нашего выпуска: есть и такие предстоятели Поместных Церквей, которые не последуют за архиепископом Афинским Иеронимом. Один из них и сам уже обнародовал эти сведения, и они стали известны, несмотря на то, что наша газета не раскрывала имен: мы хотели, чтобы был сохранен в тайне и не потерял эффекта неожиданности план патриарха Иерусалимского Феофила, который пригласил предстоятелей всех Поместных Церквей на встречу в Аммане (Иордания), чтобы обсудить насущный вопрос о единстве Церкви.

Некоторых испугала уже одна только мысль, что могут пошатнуться замыслы Фанара, и они пустились в различные интриги, чтобы исключить любую возможность для созыва Собора или приглашения на него предстоятелей Поместных Церквей. А ведь такая позиция по сути подразумевает, что другим предстоятелям, кроме Вселенского патриарха, запрещается даже просто выразить свое мнение!

Первым, кто решился опередить всех и помешать конструктивному решению украинского вопроса, был Архиепископ Афинский Иероним (!), который 22 ноября 2019 года сделал заявление для портала orthodoxia.info:

«Не могу ответить на этот вопрос с точностью, поскольку мне неизвестно, какими критериями руководствовался наш собрат и откуда они были им взяты. Мы не владеем информацией о том, было ли данное заявление патриарха (Иерусалимского) сделано с ведома Вселенского патриарха. Дело в том, что не каждый желающий имеет право на созыв Всеправославного Собора. Это является привилегией Вселенского патриарха. В случае, если нас пригласит Вселенский патриарх, мы, конечно же, не откажем, но если нам направит подобный призыв предстоятель какой-либо другой Поместной Церкви, лично я откажусь».

Истинная причина отказа, конечно же, заключалась в другом: незадолго до этого архиепископ Афинский общался (сначала по телефону, а потом и на очередной личной встрече) с послом США Джефри Пайатом, который по завершении визита не скрывал, что они совместно обсудили украинский вопрос. Именно в этом контексте следует искать причины тех или иных действий предстоятеля Элладской Церкви.

Что касается экклезиологической стороны вопроса, то, согласно высказываниям архиепископа Афинского, существует «две категории» предстоятелей Церквей: Константинопольский патриарх, возвышающийся над всеми, – и остальные, несущие ответственность только за одну Поместную Церковь и не более! Неужели это так?

Один архиепископ Афинский совершенно не согласен с другим!

Автор многих трудов, профессор богословия, а позднее – архиепископ Афинский Хризостом (Пападопулос) в своей работе «Иерусалимская Церковь» пишет:

«Всякий раз, когда Церковь испытывала необходимость противостоять еретикам, Иерусалимские патриархи – или председательствуя на Священном Синоде, или же самолично – созывали церковные соборы.

Всякий раз, когда Церковь должна была противостоять еретикам, Иерусалимские патриархи созывали Соборы

Когда в XVII веке весь Восток и Запад были смущены учением Константинопольского патриарха Кирилла Лукариса, четыре Иерусалимских патриарха: Феофан, Паисий, Нектарий и Досифей – принимали деятельное и активное участие в срочном созыве Собора, который тогда отстоял Святую Православную Церковь…»

Следовательно, нынешнее действие Иерусалимского патриарха Феофила, продиктованное чувством ответственности за Церковь, с канонической точки зрения соответствует нашему историческому наследию.

Иерусалимский патриарх дважды участвовал в осуждении Константинопольских патриархов!

Далее архиепископ Хризостом приводит два случая, когда под председательством Иерусалимского патриарха взгляды Константинопольского патриарха были осуждены как еретические. Значит, Константинопольский патриарх не выше остальных, и всякий, кто уклоняется от веры, подлежит церковному суду и осуждается, если он виновен, Собором:

«Собор, который проходил в 1642 году в Яссах под председательством патриарха Иерусалимского Феофана, доказав ошибочность “Исповедания веры” патриарха Кирилла Лукариса, осудил и предал анафеме этот документ, но при этом оправдал Патриарха Кирилла[2]

Однако полемика, связанная с именем Кирилла Лукариса, на этом не закончилась, и только 30 лет спустя великий патриарх Досифей в 1672 году созвал Собор в Иерусалиме».

Иерусалимский патриарх созвал Всеправославный Собор в 1672 году

Насущный вопрос, занимающий сегодня общественность, заключается в том, имеет ли право предстоятель Иерусалимской Церкви созывать предстоятелей всех остальных Поместных Церквей. Как подсказывает нам история, Иерусалимский патриарх может созывать не только предстоятелей Церквей, но и Всеправославный Собор с большим количеством участников для обсуждения важнейших тем и вопросов веры (так же, как и любой другой предстоятель, а за его отсутствием – любой архиерей):

«Случилось так, что в то время во всей Православной Церкви один лишь Досифей, патриарх Иерусалимский, великий отец нашей Церкви, с ясностью осознавал всю значимость тех вопросов, на которые должна была дать официальный ответ Православная Церковь… В связи с этим Досифей принял решение созвать в марте 1672 года Иерусалимский Собор. Марк Ренье отмечает, что этот Собор представлял собой “величественнейшее зрелище, потому что множество клириков (71 участник), среди которых были и патриархи, и архиереи, и иные представители духовенства Восточной Церкви, прибыли в Иерусалим – в места, освященные крестными страданиями Господа нашего Иисуса Христа”. Собор проходил под председательством патриарха сего Священного Града – выдающегося отца Церкви Досифея…»

Несмотря на все сложности того времени, на Собор съехались все, кто только мог, и число участников достигло 70 человек. На этом фоне видна вся несостоятельность «собора Зизиуласа», проходившего в Колимбари на Крите, куда, несмотря на современные средства передвижения и удобства в пути, смогло собраться всего лишь вдвое больше архиереев.

За Грецию и за Православие!

Инициатива Иерусалимского патриарха имеет важнейшее значение для всей Церкви в целом и для Греции в частности. Подобное по силам только тому, кто непоколебимо предан православной вере. Если патриарх Иерусалимский твердо и непорочно возьмет эту миссию на себя, осознавая величайшую опасность, в которой ныне пребывает Православие, – опасность замораживания раскола на долгие годы, – то в таком случае войдет в историю именно он, а не лжеавтокефалия Фанара, которая, как неудачно пошутил патриарх Варфоломей, была получена за «взятку конфетами»…

«Франция через своего посла Оливера Ноанделя всячески поддерживала тот Собор Восточной Церкви и помогла Греции воздвигнуть последний бастион для защиты своей веры…

Согласно источникам латинян, Досифею не только представился удобный случай обличить протестантские заблуждения, но и от имени всей Православной Церкви изложить учение о православной вере… Таким образом, трудно переоценить величайшее значение того Собора и его Ороса, ставшего одним из вероучительных документов Православной Церкви, который получил известность под названием “Исповедание Досифея”».

Иерусалимский патриарх – тоже Вселенский!

Духовная мощь «Матери Церквей» и ее борьба за истинную веру по сути соделали Иерусалимских патриархов «Вселенскими», поскольку не титул наделяет своего обладателя определенными качествами, но имеют значение поступки последнего.

Вселенским является тот, кто действует в соответствии с учением и жизнью Вселенских отцов и учителей Церкви

Вселенским является тот, кто действует в соответствии с учением и жизнью Вселенских отцов и учителей Церкви и стоит с ними в одном ряду, плечом к плечу:

«Таким образом, Иерусалимская Церковь в лице своих патриархов всегда защищала Православие, а великие Иерусалимские патриархи были поборниками общих интересов всей Православной Церкви… Куда бы ни направлялись приснопамятные Иерусалимские патриархи, они никогда не довольствовались только заботой о своей собственной Церкви, но имели попечение обо всех Церквах. А посему патриархи бывали не только в Константинополе, и в Молдовлахии, и во всех других странах наших, но и в Иверии, а кроме того – и в России, куда они тоже множество раз приезжали в качестве представителей».

Киев находится в юрисдикции Иерусалимского патриарха?

Фанар утверждает, что Киев находится в его подчинении, и ссылается при этом на один единственный документ. Однако история доказывает противоположное:

«По пути, находясь в Киеве, Иерусалимский патриарх основал там большую богословскую школу, восстановил и рукоположил во митрополита Киевского Петра Могилу и других епископов в Малой России, тем самым отстаивая Православие, и совершил множество других деяний в поддержку православной веры».

Фанар «обязан» Иерусалимскому патриарху

Иерусалимский патриарх оказывал покровительство и Константинопольскому патриарху: это подтверждает и доказывает, какая же именно Церковь является «Матерью Церквей»:

«В бытность свою патриархом Иерусалимским Досифей стремился предупредить нестроения в Константинопольской Церкви, и в 1692 году он издал деяние о том, чтобы за Константинопольскими патриархами было признано право пожизненной несменяемости – во избежание бед, связанных с частым смещением патриархов с престола… Такое же попечение обо всей Церкви показали и все последующие после Досифея патриархи… Также патриархом Иерусалимским Кириллом были всюду основаны школы, не только в Палестине, но и в Константинополе».

Центр всего Православия

Несомненно, в Церкви не существует понятия «центра». И в любом случае, право быть «центром» принадлежит не тому, кто упоминает о своих псевдопривилегиях, как делает нынче «Восточный папа», а тому, кто действительно стоит на страже Православия:

«Таким образом, особая борьба за Православие не завершена до сих пор, но она продолжается и должна вестись в будущем с еще большей отвагой, с привлечением новых и больших сил Святогробского братства, в результате чего Иерусалимская Церковь сможет снова стать выдающимся и славным центром всего Православия, как это было на протяжении последних четырех веков, несмотря на совершенно неблагоприятные, тяжелейшие условия ее исторического существования».

Немедленный созыв Всеправославного Собора

С момента возникновения украинской проблемы многие независимо друг от друга и единогласно предлагали созвать Всеправославный Собор для ее разрешения. Но поскольку Константинопольский патриарх хотел отомстить России, которая не приняла участие в «Соборе Зизиуласа» на Крите, то он наложил вето и отверг всеправославное обсуждение.

Он не согласен с этим предложением и сегодня, поскольку считает, что вся Церковь принадлежит ему одному. Напомним, что пару лет назад, выступая в Фанаре на собрании в преддверии церковного новолетия, он заявил, что даже Катар находится в канонической юрисдикции Константинопольского Патриархата!

Константинопольский патриарх не должен проявлять неблагодарность, а должен на деле признать всё то, что было сделано Иерусалимским Патриархатом, и заручиться его согласием; в противном случае будет и дальше складываться ситуация всё более вредоносная и губительная для Фанара.

Также это единственная возможность, чтобы состоялось собрание всей Церкви, единственный шанс найти выход из сложившейся ситуации. Если когда-то Иерусалимский патриарх созвал Всеправославный Собор по догматическому вопросу, то тем более это возможно сегодня, когда вопрос касается юрисдикции, и никто не имеет права препятствовать его разрешению под предлогом каких-то несуществующих привилегий. Церковным мужам не подобает прикрываться какими-то оправданиями: они должны либо отойти от дел, поскольку не исполняют свой священный долг перед Богом, либо открыто признаться в том, что для них имеют авторитет только те указания и «заповеди», которые поступают со стороны США.

Панайотис Катрамадос
Перевод осуществлён трудами братии келии святителя Модеста, что на Святой Горе Афон

Ορθόδοξος Τύπος

[1] «Ορθόδοξος Τύπος» (греч.) – дословно: «Православная печать». – Здесь и далее прим. ред.

[2] Патриарх Кирилл объявил на Соборе, что не является автором этого трактата, вышедшего в 1629 году на латинском языке в Женеве.

Источник: Православие.Ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Панайотис Катрамадос
Автокефалия недействительна, если её не признают все 14 поместных Церквей
Греческий богослов Панайотос Катрамадос об опасностях, которые таят в себе действия Константинополя на Украине для будущего православного мира
13.12.2018
Все статьи Панайотис Катрамадос
Последние комментарии
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 01:58
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
26.04.2024 00:55
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44
Потерянное время
Новый комментарий от Русский Иван
25.04.2024 21:45