Священномученик Философ Орнатский: жизнь как подвиг

Беседа с игуменией Иларионой (Феоктистовой)

0
690
Время на чтение 11 минут

Священномученик Философ Орнатский Источник: Православие.Ru

Священномученик Философ Орнатский «Жизнь как подвиг» – так называется новая выставка, посвященная священномученику Философу Орнатскому, знаменитому в свое время петербургскому пастырю, и его сыновьям: мученикам Николаю и Борису, убитым вместе с отцом предположительно 30 октября 1918 года. Ранее в Санкт-Петербурге уже проходила подобная выставка – в 2018 году она была приурочена к 100-летию мученической кончины святых угодников Божиих.

Нынешний проект предназначен для показа и в других городах – как раз в настоящее время его можно увидеть в Москве. Как и предыдущая, эта выставка также организована Константино-Еленинским женским монастырем, подворье которого находится в храме во имя преподобного Андрея Критского на Рижском проспекте – в том самом храме, где долгое время служил отец Философ. И здесь, на подворье я беседую с игуменией Константино-Еленинского монастыря Иларионой (Феоктистовой).

– Выставка в этом году чем-то отличается от той, что проходила в 2018-м?

Валерий Павлович Филимонов Валерий Павлович Филимонов – Нынешняя выставка – продолжение выставки 2018 года, которая была на площади у Казанского собора. Нам тогда было очень важно, чтобы это было на открытом, посещаемом многими месте, чтобы отец Философ вернулся в свой храм уже во славе Божией. А теперь на том же материале подготовлена выставка уже для закрытых помещений. Провести ее мы запланировали в трех городах: она уже состоялась в Санкт-Петербурге в Александро-Невской Лавре, теперь открылась в Москве в Высоко-Петровском монастыре, а следующий этап – это Череповец, так как отец Философ родился в Череповецком уезде. В Череповце отца Философа очень почитают, любят, выставка будет проходить в местной библиотеке, которая используется для духовно-просветительских проектов.

– А как пришла идея сделать выставку об отце Философе, как собирались материалы для нее?

– Началось это все в 2017 году, когда мы с сестрами задумались о том, что 2018 год – это столетие мученической кончины отца Философа. Соответственно, у нас появилось желание почтить его память так широко, насколько это возможно. Работа стала вестись в разных направлениях, и до сих пор она продолжается.

Основной знаток жития отца Философа – Валерий Павлович Филимонов, он готовил материалы к канонизации, писал первую книгу об отце Философе – соответственно, много работал в архивах. Он разработал выставку так, чтобы в четырех частях осветить всю жизнь и деятельность отца Философа. Также был открыт сайт, на котором выложены найденные в архивах документы, связанные с жизнью отца Философа, то есть это такой виртуальный музей.

Выставка мультимедийная: можно посмотреть документы, множество фотографий

Наша новая выставка мультимедийная: можно посмотреть документы, множество фотографий – все их невозможно разместить на обычных стендах. Также используются видеопроекции. То есть все сделано в современном стиле. И на эту выставку мы получили президентский грант.

– Почему исследования продолжаются? Ведь, казалось бы, биография отца Философа Орнатского уже хорошо известна.

– Есть много частных моментов, которые мало исследованы. Также исследования нужно продолжать, чтобы находить связь времен и наполнять традиции изначальным смыслом. Как бы ни парадоксально это звучало, но дела отца Философа, совершавшиеся по воле Божией, с благодатью, получили развитие и после революции. Конечно, имя его было вычеркнуто, забыто, но то, что он начал делать, не исчезло совсем.

Дела отца Философа, совершавшиеся по воле Божией, получили развитие и после революции: просветительство, например

Например, отец Философ и Борис Борисович Голицын, который возглавлял Экспедицию заготовления государственных бумаг, решили создать техническую школу. То есть отец Философ положил начало профессиональному техническому образованию в нашем городе, да и вообще в стране. Одна из первых таких школ была предназначена для детей работников Экспедиции заготовления государственных бумаг. Она давала среднее образование: в то время это были 9 классов – тогда ведь далеко не каждый мог такое образование получить – и давала специальность. Дети рабочих могли продолжать трудиться на том же предприятии, что и их родители. Девять лет отец Философ возглавлял эту школу, то есть полностью провел один выпуск с 1-го по 9-й классы. Школа продолжала существовать и после того, как отца Философа перевели в Казанский собор.

Но после революции и до сих пор это здание занимают учебные заведения: была школа, которая сейчас называется гимназией имени Голицына, – она переехала в Дровяной переулок; потом Полярная академия, которая теперь вошла в состав Гидрометеорологического университета и в качестве корпуса этого высшего учебного заведения продолжает располагаться здесь же.

Другой пример – «Общество распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви», которое отец Философ возглавлял в течение 26 лет и которое разрослось в свое время во всероссийскую организацию. Их здание расположено на углу Николаевской (ныне официально – улица Марата) и Стремянной улиц, на нем даже сохранилась мозаичная надпись с названием общества. Теперь это жилой дом, но в нем располагалась и библиотека, она существует до сих пор. Мы поддерживаем с администрацией этой библиотеки связь и проводим там мероприятия, посвященные памяти отца Философа.

И главный вопрос – сама мученическая кончина отца Философа и двух его сыновей. Ведь точно до сих пор не установлены ни место, ни дата, ни образ этой кончины. Есть предание. Конечно, никакое предание не существует на пустом месте, но хочется все-таки уточнить подробности. Думаю, есть смысл проводить более расширенный поиск в архивах – ведь что-то можно установить по каким-то косвенным свидетельствам. Нужно общаться и с носителями этого предания. Ведь у отца Философа много потомков. Также есть краеведы, живущие в тех местах – в Стрельне. Мы знаем и некоторых потомков тех людей, которых отец Философ окормлял. Кажется, что все бесследно пропало, – но нет, находятся люди, чьи бабушки и дедушки или прабабушки и прадедушки ходили в этот храм, отец Философ их венчал, крестил их детей – это интересная область семейной истории. Есть еще Ильинский храм на Пороховых – последний храм, где служил отец Философ.

Но надо и молиться, что мы стараемся делать. Когда возникает такое живое общение, то сам святой человек помогает, если, конечно, воля Божия на то есть. Во всяком случае, сам поиск приносит большую духовную пользу – что-то открывается и для внутреннего понимания.

Сам поиск новых сведений о новомученике приносит большую духовную пользу

– А что может открыться? Вот мы знаем: святой человек, мученическая кончина. Разве этого недостаточно?

– Для молитвы достаточно. А исследования – это дело любви. Понятно, что о многих святых мы почти ничего не знаем, – но мы знаем их имена, их иконописный облик, мы им молимся, они нам помогают. Но любовь всегда подвигает к тому, чтобы знать больше, потому что каждая черта в том, кто нам дорог, тоже нам дорога.

Деятельность отца Философа на сломе эпох очень важна, важен пример деятельности в таких условиях: чем он занимался, как он подходил к проповеди, какие темы затрагивал. То есть еще требуется богословское осмысление его трудов, и какие-то шаги на этом пути сделаны. Все-таки отец Философ – ученик отца Иоанна Кронштадтского, а значит, у них есть общий подход к пастырскому служению.

– Кажется, что отец Иоанн и отец Философ очень разные…

– Но по духу они едины. Духовное единство не предполагает такого армейского единообразия – наоборот, личность расцветает. Отец Философ многое взял от отца Иоанна, хотя у него были другие обстоятельства жизни: большая семья, деятельность в основном приходская. Но очевидно, что он был молитвенником. Достаточно почитать его проповеди, в которых отражено его почитание Серафима Саровского, – чувствуется, что отец Философ понимает, о чем идет речь. И потом, такой масштаб деятельности невозможен без углубленной молитвы, без благодати Божией, которая подается тем, кто просит.

В такие непростые времена особенно важно понимать, в чем воля Божия, и ее осуществлять. Отец Иоанн Кронштадтский тоже был на острие духовной борьбы, он понимал, что надо делать, и делал это. То же самое можно сказать и об отце Философе. Так что между ними есть связь.

– Вы общаетесь со многими потомками отца Философа?

– С немногими. Дело в том, что некоторые потомки отца Философа живут в Канаде, некоторые – в Вологодской области, некоторые – в других местах. Какая-то их часть живет в Петербурге. Наиболее близко мы общаемся с внучкой отца Философа Татьяной Константиновной, дочерью самого младшего его сына. Слава Богу, мы очень подружились, нам очень дорого это знакомство и общение. Она участвует в памятных мероприятиях.

– У потомков отца Философа остались какие-то памятные вещи, связанные с ним? Ведь были такие сложные времена…

– Конечно, что-то осталось. Например, семейная икона отца Философа. Это собственность Татьяны Константиновны, но она приносила нам эту икону на праздник. Это икона мученика Философа и царицы Елены – святых покровителей отца Философа и его супруги; возможно, она была подарена на венчание. Остались в семейных архивах и фотографии.

– Нас от земной жизни отца Философа отделяет не так много времени, как от земной жизни каких-нибудь древних подвижников, но и не так уж мало. Может ли отец Философ быть образцом для современного приходского священника?

– Может, конечно, и должен, и не только для священника. Мне кажется, отец Философ очень близок, понятен и доступен для подражания, особенно с его помощью – если ему молиться. Мы заметили, что знакомство с житием отца Философа располагает многих… Ведь у нас выставкой занимаются в том числе и молодые люди, им становится это все близко и дорого. И совершенно не нужно проводить для этого какую-то дополнительную работу, что-то объяснять. Облик отца Философа, его деятельность людям понятны именно потому, что кажутся обычными, что особенно заметно теперь. В советское время ведь нельзя было говорить о благотворительности, о духовном просвещении, а сейчас это все востребовано. В проповедях отца Философа людей привлекает бескомпромиссность изложения, в то же время серьезная обоснованность, глубокая культура, профессиональное владение словом. Можно прочитать, как отец Философ формулирует проблемы, какие предлагает решения; увидеть, как он понимает аудиторию: кому что надо сказать. Всему этому у него можно поучиться, он необычайно живой! (Улыбается.)

– Что в реакции посетителей выставок кажется вам самым важным, интересным?

– Выставка, конечно, многих не оставляет равнодушными: люди подходят, задают вопросы. То есть это такой повод для начала разговора. А резонанс от выставки, может, и не очень заметен, но это как раз показатель, что он положительный, потому что обычно более заметен резонанс отрицательный. Ведь когда человек начинает себя агрессивно проявлять вовне, это более заметно, чем когда человек умиротворяется и находит какие-то ответы на свои глубокие вопросы. Такое умиротворение человек тихо в сердце уносит, но зато это дает положительный результат в самой его жизни.

Конечно, выставка – это повод говорить о том, что происходит в храме, зачем храм существует. Сама мысль о том, что святой человек рядом с нами – вот он здесь, вот конкретные места, связанные с его жизнью, – очень большое впечатление производит, я неоднократно об этом слышала. И знаю случаи, когда люди, далекие от Церкви, промыслительно соприкоснувшись с памятью отца Философа, обретали веру, покаяние, приходили в храм и – более того – начинали активно помогать нашему монастырю. Но, конечно, важно не столько внимание к нашей обители, сколько то, что люди находят храм.

Игумения Илариона (Феоктистова) Игумения Илариона (Феоктистова) Точно так же мы сами, когда в свое время осознали, что наше подворье – это храм, где 20 лет служил отец Философ, стали особо чтить его, совершать торжественные богослужения в дни его памяти. И стали происходить удивительные чудеса. Например, мы познакомились с Анатолием Лукьяновичем, не зная заранее истории его семьи. Он живет в Воронеже, но предки его жили в Петербурге, и его прапрадед был духовным чадом отца Философа. Анатолий стал изучать историю своей семьи. Будучи в Петербурге, он искал находящийся в этом районе дом, где жили его предки, и, проходя мимо, увидел, что здесь есть храм. Дверь открыта – он зашел, и произошло это как раз на день памяти отца Философа. Это тоже очень повлияло на мировоззрение Анатолия – например, он каждый год заказывает по несколько небольших икон отца Философа Орнатского и дарит их везде, где соприкасается с делателями духовного просвещения.

– Пройдет выставка в Москве, в Череповце. А какие у вас дальнейшие планы?

– Надо подумать. Выставка есть, поэтому, конечно, нужно искать площадки, так что мы готовы к предложениям. Требуется площадка около 100 квадратных метров. И экскурсионное сопровождение мы организуем, у нас есть подготовленные сотрудники. У нас ведь много людей, которые участвуют в нашей деятельности, – в этом тоже влияние отца Философа, мне кажется, есть. Среди прочего у нас есть и школа православного экскурсовода, где готовят гидов по церковной тематике.

– У нас сейчас достаточно внимания уделяется новомученикам и исповедникам российским?

– Думаю, что надо больше о них говорить. Но, во-первых, надо молитвенно их почитать. Как раз отец Философ – это пример новомученика, который сейчас как-то выходит в народ. Люди очень откликаются на его память.

А вообще наша жизнь сегодня полна информации о войнах, о насилии – может быть, поэтому люди с трудом воспринимают тему мученичества: «Опять какие-то страдания…» Может быть, здесь есть и политический контекст. То есть, с одной стороны, есть нежелание людей с этим соприкасаться, с другой стороны – опасность использования памяти новомучеников в каких-то посторонних целях.

Новомученики пострадали за Христа – вот это важно! Они хотели с Господом остаться до конца – и остались с Ним

Новомученики пострадали за Христа – вот это важно! Они хотели с Господом остаться до конца – и остались с Ним. Думаю, что это не были люди как-то политически ориентированные. Да, отец Философ был монархистом, но пострадал он за Христа, подтвердив свои слова своей жизнью.

Вероятно, в последние минуты новомученики были далеки от земного, ведь то, что они претерпели, невозможно претерпеть без явного присутствия Божиего, когда Дух Святой уже действует, а это может быть только в полном отвержении от всего мирского, и люди оказались к этому готовы. Это путь любого христианского подвижника – вот они прошли этот путь.

В школах очень трудно рассказывать о новомучениках, так как там запрещено говорить о каком-либо насилии. Но об отце Философе можно говорить, ведь можно говорить о его жизни и деятельности и подавать это не просто как противоречивые факты – дескать, человек так прекрасно жил, так много сделал и вдруг пострадал. Конечно, это был путь восхождения по заповедям блаженств, которые заканчиваются заповедью о блаженстве страдающих за Христа.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Игорь Лунев
Все статьи Игорь Лунев
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 16:29
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:20
Православие на счетчике
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 16:04
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 15:32
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Алекс. Алёшин
19.04.2024 14:18
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 13:59