Внедряя цифровизацию образования, следует всемерно повышать роль учителя-наставника

0
712
Время на чтение 6 минут

Источник: Парламентская Газета

 ФОТО: ИНТЕРПРЕСС.РУ

Статья председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко

Внедряя цифровизацию образования, следует всемерно повышать роль учителя-наставника

Цифровизация практически всех сфер нашей жизни перешла в фазу фронтального наступления. Ещё недавно главной темой обсуждений была цифровизация экономики, а сегодня дискуссиями о ней охвачены медицина, наука, образование. Пожалуй, только опера и балет пока сохраняют свои вековые редуты, но и там уже даёт себя знать изощрённое мастерство режиссёров-толкователей, смело внедряющих электронную составляющую в ткань классики.

 

На мой взгляд, самой чувствительной сферой цифровизации и предметом особой заботы и внимания является сегодня система образования. Недавно прочитала в Интернете категоричное мнение: «После цифровизации понятие учителя будет полностью изменено. Профессионалов заменят роботы и виртуальные системы. Люди лишатся работы».

Это, конечно, перебор, но проблема есть, и её острые углы уже обозначились. Главное сегодня в том, что в ходе цифровизации образования должны быть гарантированно обеспечены безопасность ребёнка: его физическое и психическое здоровье, полноценная социализация, успешное обучение.

В преддверии учебного года Министерство просвещения, реализуя эти цели, утвердило методические рекомендации по использованию гаджетов. По мнению авторитетных экспертов, многих детей от воздействия этих устройств уже надо спасать. Неупорядоченное использование смартфонов в школах, особенно на уроках, негативно сказываются на успеваемости, нарушает ритм занятий, создаёт помехи усвоению учебного материала. Россия - не первая страна, обратившая внимание на эту проблему. Дискуссии о гаджетах в школах, что они здесь собой являют - благо или зло, идут по всему миру. Во Франции, Греции, ряде других стран нерегламентированное использование электронных цифровых устройств на время уроков запрещено. И эта норма действует уже не один год.

Другой важнейший вопрос - судьба в цифровом мире фундаментальных основ учительского труда - передачи знаний и воспитания. Можно ли «роботизировать» и оцифровать общение ученика с учителем в школе, с вожатым в летнем лагере, с тренером на спортплощадке, студента с научным руководителем в вузе? Хотя вопрос этот не остро актуальный сейчас, но и не надуманный.

Конечно, цифровизация привносит в нашу жизнь положительные новации. Многие учебные материалы, классные журналы, дневники переходят в разряд онлайн-версий. Ученик сможет учиться, не выходя из дома. Ведь электронные ресурсы помогут найти нужную информацию и школьнику, и студенту. Чтобы обеспечить такой доступ, идёт активное оснащение общеобразовательных школ, средних и высших профессиональных учебных заведений современными технологиями, доступом в широкополосный Интернет и т. п. Цифровизация заставляет менять сам процесс преподавания, побуждает учителей осваивать новые методы обучения.

Энтузиасты цифровизации считают, что ведущей линией образования станет самостоятельное изучение материала. Уже с детства ребёнок будет ориентирован на то, что он сам должен обретать знания. Педагог будет выступать лишь в роли помощника, к которому можно и нужно обращаться в случае необходимости.

Полагаю, что это несколько утрированное представление о будущем школы всех уровней. Самостоятельность юного гражданина не возникает сразу и сама по себе. Она воспитывается и развивается как посредством усвоения молодым умом базовых ценностей, традиций, культуры - своей страны, прежде всего, но не только, так и путём преодоления ошибочных мнений, суждений, стереотипов поведения и так далее. И в этом процессе трудно, если вообще возможно, обойтись без человека рядом, выполняющего миссию учителя, педагога. 

Внедрение и применение бесконтактных форм образования испытывает на себе воздействие ряда факторов, в том числе таких, которые создают серьёзные проблемы. Например, никто не сможет отменить элементарной детской лени и хитрости (особенно свойственных «двоечникам»). Они всегда были свойственны ребёнку и вряд ли исчезнут полностью когда-либо. При этом нельзя недооценивать нынешней изощрённой («с младых ногтей») компьютерной грамотности юных россиян, которая превосходит и родительскую, а тем более дедовскую грамотность в данной сфере. Родители компьютерного умельца будут какое-то время уверены, что он отличник или хорошист по всем предметам, тогда как он всего лишь рядом ловких компьютерных приёмов наводит «должный порядок» в своём электронном дневнике. В прежнее время делали, в сущности, то же самое, только с помощью таких инструментов, как ластик, бритва, чернила и прочее. Конечно, рано или поздно подобный обман вскроется, но, как говорится, нам бы «день простоять, да ночь продержаться», в компьютер поиграть и в кино сходить, мороженым полакомиться. В этом плане детская психология сильнее любых электронных ухищрений, потому что она заложена в самой природе человека. 

У цифровизации, как и у многих других революционных явлений развития есть обратная сторона, которая несёт в себе немало минусов. Например, неизбежно возникают проблемы с полнокровной социализацией личности. Исчезает или в лучшем случае становится заочной соревновательность в учёбе. В школе всех ступеней она играет важнейшую роль в становлении личности, выработке волевых качеств, инициативности, лидерства и многих других граней ума и души вступающего в жизнь человека. Она присутствует на уроках физкультуры и математики, при написании школьных сочинений, проведении олимпиад по любым предметам.

Некоторые эксперты считают, что цифровизация приведёт к упрощению работы преподавателя, поскольку в цифровой системе работа учителя предполагает лишь помощь и консультации, разбор спорных случаев и т. п. На мой взгляд, такое «гильотинирование» роли учителя категорически недопустимо. Учитель - центральная фигура системы образования на протяжении всей истории человечества. Он остаётся ею и сегодня. 

Стоит прислушаться к мнению тех экспертов, которые связывают наблюдаемый в мире рост аутизма с массовым погружением детского менталитета в виртуальный мир. Последний воспринимается ребёнком как более совершенный по сравнению с реальной жизнью, где старшие всё время требуют исполнения каких-то малоприятных манипуляций вроде мытья рук, лица и шеи, общения с пришедшими в гости знакомыми, глотания отвратительного рыбьего жира, своевременного отхода ко сну и прочее. Всё это отвлекает от любимого занятия - пребывания в искусственном мире, где ничего такого нет.

Невозможно отрицать то, что мир вступил в этап формирования новой цивилизации. Информационные технологии, цифровизация - одна из её основ. Уже сейчас видно, что новые реальности заключают в себе как огромные, невиданные прежде возможности, так и вызовы, угрозы. На первое место в этом ряду я бы поставила опасность дегуманизации, девальвации человека как абсолютной ценности. Полагаю, что на школу ложится миссия противостояния, ослабления этой угрозы. И выполнить её может только педагог - человек, который не только обучает, но и воспитывает.

Компьютер, робот, искусственный интеллект, как уже отметила, в состоянии оказать действенную помощь в поиске информации, избавить от рутинной работы, связанной с её запоминанием. Но только учитель может научить школьника её пониманию, навыкам интеллектуального осмысления информации, её верификации, приведению в систему. Всё это и есть то, что мы называем знаниями. Учитель, его личность - ключевое звено в образовательном процессе.

Другое дело, что время стремительных изменений, в котором мы живём, экспоненциальный рост информации предъявляют всё более высокие требования к педагогу. Нам надо брать курс на выстраивание единой системы - как базовой подготовки учителей, так и повышения их квалификации. Исходя из того, что это постоянный, непрерывный процесс.

Но отвлечёмся от проблем в канун прекрасного общероссийского праздника, каким является День знаний.

Я сердечно поздравляю большую армию российских педагогов - от учителей начальных классов до маститой профессуры - с этим светлым и радостным праздником! Именно ваш труд должен обеспечить и внедрение прогрессивных методов в систему образования, и сохранение мощной гражданской и нравственной составляющей в образовании и воспитании нашей молодёжи. Роль учителя в процессе цифровизации образования, на мой взгляд, не уменьшается, а возрастает и усложняется. Такова диалектика современного развития общества. Проверенный тысячелетиями тандем «учитель - ученик» прирастает новыми возможностями, как это уже не раз бывало при внедрении различных технических средств, а прочная связь между поколениями обретает новую силу.

 

В.И. Матвиенко

Источник: Парламентская Газета

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентина Ивановна Матвиенко
«Мы перешли от восстановления воссоединенных регионов к их развитию»
Два года назад Донецкая и Луганская народные республики, Запорожская и Херсонская области воссоединились с Россией
30.09.2024
«По итогам СВО необходим большой трибунал»
Виновных в Одесской трагедии назовут, и они не уйдут от ответственности
03.05.2024
«Регионы должны укрупняться»
Не может такая страна, как наша, не иметь такую стратегическую концепцию пространственного развития
24.04.2024
«Единство народа — наша высшая непреходящая ценность»
Пока мы верны заветам наших героических дедов — победить нас невозможно
10.05.2023
«Провалов в патриотическом воспитании у нас нет»
Одна из актуальных тем Года педагога и наставника – это повышение социального статуса и общественного авторитета учителя
03.03.2023
Все статьи Валентина Ивановна Матвиенко
Последние комментарии
Многодетным – дополнительный выходной!
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 12:52
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 12:48
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Алекс
19.11.2024 12:32
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
19.11.2024 12:04
Продолжает сжиматься русская провинция
Новый комментарий от Русский человек
19.11.2024 11:55
Генерал, посмевший во время войны публично и нецензурно обругать Сталина
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.11.2024 10:30
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
19.11.2024 10:08