В чем смысл Петрова поста?
Отвечает священник Александр Кузьмин, настоятель Борисоглебского храма г. Саратова:
- В глубокой древности этот пост называли постом Пятидесятницы. Церковь входит в него после сорока дней пасхальных торжеств и последующего празднования Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа на апостолов. Установление этого поста святые отцы Церкви объясняют необходимостью возвращения христианина к молитвенному подвигу и внимательной духовной жизни после тех послаблений, которые предлагает нам церковный календарь в продолжение празднования Светлого Христова Воскресения.
Поскольку дата Пасхи меняется из года в год, продолжительность Петрова поста непостоянна: он может длится от восьми до сорока двух дней. В этом году Петров пост длится две с небольшим недели - с 24 июня до дня памяти первоверховных апостолов Петра и Павла, который всегда празднуется Церковью 12 июля.
Петров пост называют еще Апостольским. А соблюдали ли его сами апостолы?
Отвечает священник Игорь Москвичев, настоятель храма во имя святителя Митрофана Воронежского г. Саратова:
- Действительно, Петров пост именуется также Апостольским, но не потому, что его соблюдали апостолы, а потому, что он заканчивается накануне дня памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Подобным же образом Рождественский пост заканчивается к празднику Рождества Христова, а Успенский - к Успению Пресвятой Богородицы. Относительно соблюдения апостолами именно Петрова поста сведений нет, потому что он был установлен в IV столетии, но в Священном Писании есть многочисленные свидетельства, что апостолы постились (см.: Деян. 13, 2-3; 14, 23 и др.). Пост и молитва были для них подготовкой к апостольской проповеди.
Есть мнение, что Петров пост существует для тех, кто не постился Великим постом, а тем, кто постился, его соблюдать необязательно. Правда ли это?
Отвечает протоиерей Михаил Воробьев, настоятель храма в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня г. Вольска:
- Мнение о том, что Петров пост установлен для тех, кто по каким-либо причинам не мог поститься в течение Великого поста, основывается на фрагменте из «Апостольского предания» священномученика Ипполита Римского: «Если же кто, будучи в плавании или по другой необходимости, не знал дня [Пасхи], то, узнав об этом, пусть постится за прошедший пост после Пятидесятницы».
Это самое древнее упоминание о «посте после Пятидесятницы». Оно относится к первой половине III века и никак не связывает этот пост с именами апостолов Петра и Павла. Впоследствии, уже об «Апостольском посте», говорится в «Апостольских постановлениях», творениях Афанасия Великого, Амвросия Медиоланского, Феодорита Кирского и других святых отцов. В разное время этот пост имел неодинаковую продолжительность, иногда он соблюдался до праздника Успения, то есть соединялся с Успенским постом.
Возможно, в эпоху святого Ипполита Римского традиция Апостольского поста только начинала складываться. Однако впоследствии Петров пост утвердился в христианской Церкви в качестве обязательного канонического установления, никак не связанного с другими постами церковного календаря. Таким образом, пост апостолов Петра и Павла не отменяется и для тех, кто усердно постился в течение всего Великого поста.
Петров пост приходится на период отпусков. Разрешает ли Церковь в это время ездить на отдых? Как быть с отпускными развлечениями: от всего нужно воздерживаться или только от скоромной еды?
Отвечает священник Николай Генсицкий, ключарь Свято-Троицкого кафедрального собора г. Саратова:
- А разве среда и пятница не приходятся на период отпусков? Я бы сформулировал так: период отпусков у некоторых людей приходится на Петров пост. Теперь это выглядит честнее, и мы можем рассмотреть заданные вопросы более объективно.
Вопрос совмещения поста и
отпуска (отдыха) касается не только Петрова поста. Он шире и связан, в
первую очередь, с возможностью совмещения отдыха и христианского образа
жизни. Если христианство для человека не есть что-то внешнее, то оно не
определяется временем, пространством или социальным положением. То есть
христианин остается христианином не только в период постов. Поэтому как
быть с «отпускными развлечениями», каждый должен определять исходя не из
даты в календаре, а из своей христианской совести. Ведь мы не можем
перечислить сейчас все возможные варианты и разделить их по принципу
«можно - нельзя». Наша свобода проявляется в том числе и в умении
самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность, а не
полагаться на списки «запрещенного» и «разрешенного».
Закономерен
вопрос об отпуске как таковом в период поста. Если человек имеет
возможность повлиять на это, безусловно, надо постараться выбрать время
между постами. Тогда подобного рода вопросы даже не возникнут.
Газета «Православная вера» № 12 (632)
[Подготовила Елена Сапаева]Православие и современность