5О лет назад 9 августа 1969 года состоялось событие, которое потрясло весь кинематографический мир свингующего Запада. И не только. В самый разгар «сексуальной революции», почти одновременно с развратным рок-фестивалем в Вудстоке, на престижных Голливудских холмах, на одном из участков овеянного дурной славой Бенедикт-каньона, в райне Сиэло-Драйв неизвестными была учинена массовая патологическая поножовщина, в результате которой были зверски убиты беременная кинозвезда-блондинка Шэрон Тэйт (жена одиозного режиссёра, ренегата из Польши Романа Полянского) и трое её гостей - голливудский парикмахер Джей Сибринг, земляк и друг хозяина виллы Войтех Фриковски и Эбигейл Фолджер. Жуткая манера, в которой было совершено преступление, свидетельствовала о ритуальных наклонностях убийц.
На следующий день - 10 августа 1969-го - в тех же местах аналогичным варварским образом были зарезана и простая женатая пара Лино и Розмари Лабианко.
Многое поражало и удивляло в этой уродливой истории, в том числе и безсилие американской полиции, поднятой в состояние полной боевой готовности, но искавшей преступников долго и нудно. Не один месяц следствие топталось на месте, в то время как телевидение, радио и пресса вокруг этой темы «резвились» вовсю, обвиняя неповоротливость и безтолковость правоохранительных органов. Лишь спустя 3 месяца, почти случайно, криминалисты, наконец, поймали злодеев. Их главарём оказался тщедушный невысокий люмпен со свастикой на лбу и нечёсаными сальными волосами, некто Чарлз Мэнсон, организовавший в лос-анджелесских трущобах секту из молодёжного отребья и всячески пропагандировавший в шайке как своё «мессианство», так и свальный грех с необходимостью борьбы со «свиньями» (так он называл тех, кто не принадлежал к их сословию).
Впрочем, нам меньше всего хочется заново пересказывать эту нашумевшую криминальную историю, которую мировые СМИ смакуют и поныне уже половину столетия. В том числе и за счёт только что вышедшего в мировой прокат очередного провокационного опуса Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде» (июль, 2019) с Леонардо Ди Каприо и Бредом Питтом в главных ролях. Нас задела за живое та активно навязываемая СМИ тенденция, согласно которой жестоко убитая на 9-м месяце беременности Шэрон Тэйт и её оставшийся в живых супруг-повеса Роман Полянский выставляются на обозрение, как невинные мученики, пострадавшие неизвестно за что.
«Если бы он её не убил, то его имя теперь бы никто и не вспомнил. - констатирует, едва сдерживая слёзы Дебра Энн Тэйт, одна из младших сестёр убитой экранной дивы - Именно из-за её красоты и невинности, которые так резко контрастировали с его уродством и злобой эту историю помнят до сих пор. Её помнят во всём мире. Её убийство сделало его звездой, но никак не наоборот».
Честно говоря, автора этих строк настолько поразило это высказывание, что им овладело неодолимое желание сесть за бумагу и взять в руку перо. Но отнюдь не для того, чтобы амбициозно и безсердечно спорить с действительно много пережившей женщиной, чья жизнь сплошь состоит из траурных событий (страшная смерть старшей сестры-актрисы от рук маньяков, смерть отца, смерть матери, смерть ещё одной сестры, теперь уже младшей). Дебра Энн Тэйт пережила многое, чего не пожелаешь даже врагу. Да, «её Шэрон», в самом деле, внешне была необычайно выразительна (на неё, кстати, очень похожа украинская актриса Ольга Сумская). Красоты ей было не занимать, но вот насчёт пропагандистских увещеваний о её «непорочности»... Давайте лучше вспомним этапы и профессиональные «свершения» её короткой, но бурной жизни, включая и её недолгий брак Романом Полянским.
Родилась Шэрон в 1943 году, в семье офицера армии США Пола Тэйта и домохозяйки. Много школ, много новых подруг и постоянное участие в местных конкурсах красоты, которые она всегда уверенно выигрывала. С 15 лет - и родители этому не противились - её то и дело фотографировали в весьма откровенном виде. В начале 1960-х Пола Тэйта перевели в Италию, но Шэрон и там «не растерялась» и с полного согласия папы и мамы, учась в Винченцо-колледже стала «самой красивой американкой в Италии». Ей всюду твердят о её потрясающем внешнем капитале, который поможет, дескать, открыть сей необычайной красоте дорогу в большой Голливуд. Отец же и мать весьма гордятся достижениями малолетней дочери на подиуме, наивно полагая, что их малышка сможет воплотить в жизнь «американскую мечту». И казалось, что их надежды вполне обоснованны.
В 1961-м Шэрон исполнилось 18-ть. Одолеваемые мечтой о кинозвёздной карьере своей фактурной дочери родители благословляют Шэрон вернуться в США. Она возвращается в Штаты, едет в Лос-Анджелес, в кулуарах студии «Парамаунт» попадается на глаза пожилому и лысому продюсеру Мартину Рансохоффу. Её тайная «постельная практика» с данным магнатом дала свои «результаты». Рансохофф решает лепить из неё звезду и даже заключает с Шэрон вожделенный контракт на 7 лет. Её учили петь, танцевать, непринуждённо реагировать на взгляд камеры и свет юпитеров. Как вспоминала та же Дебра Энн, сестра: «Ей не нужно было быть честолюбивой. К ней само всё плыло в руки». (Какова дьявольская западня!).
После череды мелких ролей секретарш в сериалах, в 1965 году она пробивается в большое студийное кино. И тут внимание! - Уже с первой своей серьёзной кинороли в фильме «Глаз дьявола» (1966) Дж. Ли Томпсона новоявленная абитуриентка в кинозвёзды (словно заключив сделку с сатаной) самозабвенно пропагандирует оккультизм, гипноз и открытую чёрную магию. Шэрон Тэйт хоть и играет вспомогательную женскую роль, подыгрывая главным звёздам Дэвиду Найвену, Деборе Керр и Дональду Плезенсу, но по завораживающей внешней притягательности ей достаётся хороший кусок зрительского внимания. Авторы щедро обыгрывают зловещую красоту исполнительницы - постоянные крупные планы её лица, выигрышное чёрно-белое освещение, подчёркнутая фокусировка кинообъектива на её ресницах, пронзительных глазах, на пышной белой гриве волос. Её молодая ведьма в обтягивающем чёрном трико Одиль является как бы визуальной визиткой этой киномистерии. «А мама с папой вздохнули с облегчением - умилительно вспоминает Дебра Энн Тэйт - Дэвид Найвен и Дебора Керр, две звезды рядом с их дочерью! Дела не могли сложиться удачнее для юной актрисы».
По всей вероятности, именно в «Глазе дьявола» её и приметил Роман Полянский (или кто-то из его окружения), позвав Тэйт в свой очередной бесовский опус «Бал вампиров» (1967), где предложил ей роль искусительной рыжеволосой вампирши, в которую влюбляется его незадачливый герой.
Там и состоялось их пресловутое сближение в духе свингующих 60-х, с их наркотически-сексуальным угаром, с оргиями на дискотеках, в бассейнах и в будуарах. Полянский и Шэрон Тэйт, наплевав на ограничения, с головой бросились в омут «сексуальной революции» и стали не просто популярной кинопарой, но и символом политики голливудской вседозволенности. Они «отлично вписались» в бушующую атмосферу шестидесятнического западного упадка нравов, где безстыдство нарекалось «респектабельным образом жизни».
В 1967 году Полянский лично снимает свою обнажённую подругу для «Плейбоя», потом делает ей предложение и тогда же они шумно женятся в Лондоне. В тамошнем «Playboy lounge» снимающей и пишущей братии собралось столько, сколько обычно бывало на церемонии вручения «Оскаров»...
(Окончание следует)
Борис Швец (специально для сайта «Легендарное кино: нравственная оценка фильмов»)