Новый год во время поста — эта тема неизменно возникает в православных СМИ в конце декабря, хотя, казалось бы, основные полемические вопросы по этому поводу уже давно выяснены. Каждый год — и слава Богу — кто-то начинает ощущать себя христианином в такой мере, что задумывается: как же теперь быть со всем этим, привычным с детства — елкой, новогодним застольем, чувством праздника и предвкушением новизны — в своей новой, церковной жизни? Как отнестись к этому празднованию разумно? Мы задали вопросы, связанные с новогодней темой, священнослужителям Саратовской епархии.
Почему Православная Церковь не может отмечать Рождество 25 декабря, как Католическая? Ведь так было бы логично: Христос родился, и мы вслед за тем отмечаем начало нового года от Рождества Христова.
Отвечает священник Николай Протасов, настоятель Свято-Никольского храма р.п. Базарный Карабулак:
— До 1917 года в Российской империи использовался юлианский календарь, и круг церковных праздников остался привязанным к нему и после того, как большевики перевели страну на григорианский календарь — летоисчисление «по новому стилю». То есть 7 января — то же 25 декабря, но по юлианскому календарю. Сдвинуть весь богослужебный круг на 13 дней теоретически возможно, но практически — маловероятно, так как это внесет сумятицу в определение даты Пасхи и других подвижных праздников церковного года. Помимо того, сохранение верности традициям и установлениям церковным является важным для избежания возможных расколов и нестроений, к которым может привести поспешное решение данного вопроса.
Помимо Русской Православной Церкви Рождество Христово по юлианскому календарю отмечают Грузинская, Сербская, Иерусалимская Церковь.
Почему в новогоднюю ночь в некоторых храмах совершаются службы? Это ведь не церковный праздник.
Отвечает протоиерей Димитрий Полохов, настоятель храма в честь Казанской иконы Божией Матери г. Саратова:
— Для совершения таких служб есть несколько причин. Во-первых, если мы как христиане испрашиваем в утренних молитвах благословения на каждый день, тем более важно попросить помощи Божией в наступающем новом году. Для этого существует даже специальный чин, совершаемый в храмах 31 декабря или 1 января,— молебное пение на новый год.
Кроме того, важно дать верующим людям возможность провести этот праздник, выпадающий на время поста, не перед телевизором, а среди близких по духу людей. Современная новогодняя развлекательная программа совсем не согласовывается с тем духовным настроением, которое должно быть у христиан в эти дни, а просто отдохнуть и помолиться дома в это время будет трудно — кругом шум и часто необузданное, нетрезвое веселье.
Во многих храмах после ночной службы устраиваются приходские чаепития, и это, на мой взгляд, тоже важно, так как позволяет людям, которым по каким-то причинам не с кем встретить Новый год, не чувствовать себя одинокими в этот праздник.
Встречают ли Новый год в семьях священников?
Отвечает священник Василий Куценко, клирик Петропавловского храма г. Саратова:
— Не могу ответить за семьи всех священников — наша семья Новый год встречает. Только вопрос в том, что подразумевать под словом «встречать». Согласитесь, что любой праздник можно отметить очень по-разному.
Что на Новый год самое важное? Правильно — елка, гирлянды, мандарины и подарки. Елочку мы ставим обязательно, с прошлого года решили ставить искусственную, так как жаль потом видеть брошенные на улицах деревья. Отсутствие елового духа с лихвой покрывается ароматом мандаринов.
Новогоднее застолье у нас — семейный ужин ближе к полуночи. Если никто из детей не болеет, ездим к родителям. Стол у нас постный, но на нем тем не менее много чего вкусного. Подарки, как и положено, Дедушка Мороз кладет под елку.
Праздновать или не праздновать, я думаю, это личное дело каждой отдельной семьи. В любом случае праздничные выходные дни — это время, когда можно, наконец, отложив на время дела, просто побыть с семьей. А когда вся семья собирается вместе — разве это при современном жизненном ритме не праздник?
Допустим ли для православного человека алкоголь в новогодние праздники?
Отвечает священник Павел Скрынский, настоятель храма святых Царственных страстотерпцев г. Саратова:
— В целом я бы сказал так: православным христианам лучше не отходить от той меры поста, которую они для себя выбрали и способны нести. При этом пост — это глубоко личное состояние человека. Для кого-то допустимо посидеть за постной трапезой и выпить бокал шампанского, а для кого-то новогодняя ночь — это уже только богослужение без всякого алкоголя. Главное — помнить, что человек для того и наделен разумом и волей, чтобы избегать излишеств.
Грех ли в новогодние дни запускать петарды?
Отвечает священник Антоний Давиденко, настоятель храма святителя Иоанна Златоуста г. Саратова:
— Я бы сформулировал вопрос по-другому: «Допустимо для верующего человека в Новый год запускать петарды?», потому что классифицировать любое явление по принципу «грех это или не грех» — это профанация духовной жизни. Все эти вопросы относятся к личной жизни человека, и попытка их регламентировать напоминает главную проблему фарисеев в Евангелии. На многие вопросы мы должны уметь отвечать, руководствуясь собственной христианской совестью, а не сводом церковных правил.
Что касается пиротехники, в самом факте ее использования нет ничего предосудительного, но человек по своей воле, поврежденной грехом, порой может даже самую безобидную вещь превратить в нечто ужасное. Я помню, как в детстве в канун Нового года мы отправились с родителями гулять на Театральную площадь. Это было начало 2000-х, этот период можно охарактеризовать как «петардный бум» — хлопки и взрывы были слышны на каждом шагу. Но самое неприятное — прямо у нас под ногами взорвались две петарды, и это оставило негативный оттенок в воспоминаниях о том новогоднем торжестве.
То, что мы делаем, в том числе и в Новый год, не должно входить в противоречие с христианским отношением к ближним, уважением к их личному пространству. Наверное, если есть дети, можно порадовать их красивым новогодним фейерверком, позаботившись о безопасности окружающих. В других же случаях лучше все-таки руководствоваться тем, что заповедал нам святой апостол Павел: Да не хулится ваше доброе. Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14, 16–17).
Как в новогодние праздники избежать конфликтов, если в семье один человек постится, а остальные — нецерковные люди, или если весь коллектив на работе идет на корпоратив, где предполагается неуемное веселье?
Отвечает священник Дионисий Елистратов, настоятель Петропавловского храма г. Аткарска:
— Мне кажется, что если в семье возникают подобные конфликты, то их причина не в посте. Тяжело представить, что при нормальных взаимоотношениях между людьми кого-то заставляют что-то съесть, он «отбивается», и с ним перестают разговаривать из-за этого. Естественна и обратная сторона вопроса: не стоит православным христианам заставлять поститься тех, кто этого не желает. Ведь пост — дело добровольное.
Новогодний «корпоратив» христианину я бы порекомендовал пропустить, так как действительно не стоит рассчитывать, что пребывание там принесет пользу вашей душе. Если же совсем нет возможности отказаться, человеку стоит набраться мужества и не забывать среди «неуемного веселья», что он христианин. Мне известен случай, когда человек, трудившийся в организации с нецерковными в основном сотрудниками, два года подряд приходил на корпоратив и вкушал там ту немногую постную пищу, которую можно было найти на совершенно не постном столе. На вопросы коллег он отвечал просто и прямо: что сейчас пост, и он его соблюдает. Окружающие принимали это скорее за неудачную шутку — но на третий год что-то в их восприятии изменилось, и для этого сотрудника предусмотрели постное меню. Уважение к человеку, его качествам и поведению рождает уважение и к его вере.
Существует расхожее мнение, что поститься нужно у себя дома, а в гостях ради любви к ближним стоит прервать свой пост. Можно в принципе поступить и так: Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем (1 Кор. 8, 8). Но не будет ли это неким ненужным реверансом неверующему миру, не показываем ли этим, что «стесняемся» Бога? Ведь пост — это прекрасный повод рассказать о Боге другим людям, и главное условие действенности наших слов — в том, чтобы мы были настоящими, не двоедушными (см.: Иак. 1, 8), чтобы наше благочестие было не показным.
Почему накануне Рождества нельзя ничего есть до первой звезды?
Отвечает иеромонах Харалампий (Ляшек), клирик Спасо-Преображенского мужского монастыря г. Саратова:
— Строгий пост в Рождественский сочельник положен по церковному уставу. Раньше люди постились до захода солнца, что и породило народную поговорку — «до первой звезды».
Учитывая немощи и жизненные обстоятельства современных христиан, в наши дни допускается подкрепить свои силы в Сочельник постной трапезой, чтобы иметь силы для молитвы на ночной службе. Впрочем, если у человека есть крепость и желание ничего не вкушать до первой звезды, то с благословения священника можно попробовать подражать в этом древним христианам. При этом если христианин собирается причащаться за ночной Литургией, он должен соблюсти евхаристический пост — в данном случае не есть и не пить после шести часов вечера.