Ваше Преосвященство, международная монашеская конференция проходит на Кипре уже второй раз. Есть ли, на Ваш взгляд, польза от общения монашествующих разных Церквей? И если есть, то в чем она заключается?
Господь наш Иисус Христос говорит в Евангелии: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20). Это означает, что, когда встречаются монахи, посреди них пребывает Христос, и Дух Святой просвещает нас, наполняет наши души любовью и радостью.
Наше общение укрепляет братские связи между монастырями. Во время таких встреч иноки имеют возможность передавать друг другу свой опыт и тем самым приносить взаимную пользу в стяжании добродетелей. Традиции монашества показывают, что и древние отцы посещали другие монастыри не только в дни престольных праздников, но и для того, чтобы услышать слово Божие. Любое общение между монахами обогащает иноков духовным опытом, помогает во всех прочих аспектах монашеской жизни, укрепляет молитву, возносимую у Престола Божия. Все это приносит пользу не только монастырям, поскольку благодать Божия, подаваемая монахам за их молитвы и подвиги, просвещает и одухотворяет весь мир.
В приветственном слове участникам конференции архиепископа Каширского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви прозвучали слова о том, что монашествующие Русской Церкви нуждаются в духовном опыте древней Кипрской Церкви. А есть ли что-то в опыте Русской Православной Церкви, что считают для себя полезным насельники монастырей Кипра?
Конечно. Русскую Церковь характеризуют, прежде всего, благочестие, любовь ко Господу, подвижничество... Когда в 90-х годах ХХ столетия на греческий язык начали переводить Жития и поучения русских святых, статьи, посвященные событиям русской церковной истории, наши Церкви и наши народы обрели точки соприкосновения для общения друг с другом. Читая Жития святых, жизнеописания и слова русских архиереев, я убедился в том, что что опыт Церкви, как и опыт Богопознания и Богообщения, един для всех. Неважно, где ты находишься – в России, на Кипре или вообще где-то на краю мира – Бог есть везде. И очень важно, чтобы в сознании людей отложилась мысль: Бог любит человека и хочет, чтобы человек всегда оставался с Богом, общался с Богом, потому что это общение приведет ко спасению.
Что вам особенно запомнилось на этой конференции?
Лично я смог извлечь для себя пользу из всех выступлений, но хотел бы поделиться впечатлением, которое оставил доклад митрополита Святогорского Арсения, викария Донецкой епархии, наместника Свято-Успенской Святогорской лавры. Мне было очень важно узнать о личном духовном опыте владыки, который он приобрел в сложных исторических условиях, когда Церковь в его стране была гонимой. Закончив службу в армии, владыка, молодой тогда еще человек, стал просить о месте певчего в храме, но ему ответили, что это возможно только для людей старше пятидесяти лет. На тот момент будущему митрополиту было немногим более двадцати, но он имел смелость предстать перед представителями власти и потребовать для себя это место. Еще я запомнил его замечательную историю о встрече старца с двумя детьми. Они прошли тридцать километров пешком из своей деревни, чтобы попасть к нему на службу в действующий храм, которых было немного в те годы. Священник в их местности не смог принять этих детей, и они нашли в себе силы и мужество преодолеть столь долгий путь ради высокой цели. Все это показывает, что, несмотря на трудные обстоятельства, в сердцах людей жила любовь к Богу и они не боялись проявлять ее.
В непростой для христиан исторический период люди в нашей стране сохранили веру и Церковь, а сейчас внешние условия жизни кажутся более чем благоприятными, но молодежь, как в нашей стране, так и в Европе, более холодно проявляет себя в отношении Церкви. Как вы думаете, владыка, можно ли помочь молодым людям обрести веру и встать на правильный путь?
Действительно, порой создается впечатление, что современные молодые люди слишком далеко отстоят от Церкви. Но не нужно забывать, что внешнее проявление свойств личности не всегда позволяет делать правильные выводы о человеке. Добродетель не нуждается в публичности. Есть довольно много молодых людей, чья жизнь представляется далекой от Церкви, на самом же деле они очень близки к Богу и ведут свою личную молчаливую духовную борьбу.
Можно использовать разные средства, чтобы помочь молодым людям приблизиться к Церкви. Таких средств много, они разнообразны и должны содействовать духовному побуждению человека, помогать ему обращаться к Богу. Хороший фильм, снятый по житию святого, или красивая музыка, положенная на духовные стихи, могут быть стимулом к пробуждению христианских чувств у того, кто не имеет личного опыта общения со Христом. К подобным средствам прибегал святитель Григорий Богослов. Он создавал песни духовного содержания, из которых молодые люди узнавали об основах христианского вероучения и приходили в Церковь. И, конечно же, не нужно забывать, что важнейшим из всех средств является личный пример родителей. Отец и мать должны жить по заповедям Божиим и тем самым показывать детям путь к Богу. И пусть нам поможет в этом изучение Христова Евангелия. Жизнь Спасителя пусть будет для нас примером для подражания. Я недавно читал о том, как один русский человек, который был атеистом и полностью вычеркнул из своей жизни Церковь и вообще все, что связано с Богом, – не смог отказаться от матери, которую он постоянно видел на коленях перед иконами. Ее пример оказался для него гораздо важнее, чем все внешние обстоятельства его жизни.
В средствах массовой информации, особенно в социальных сетях, Православная Церковь сегодня часто подвергается информационным атакам. Клевета изливается как на клириков, так и на мирян, исповедующих христианскую веру. Как, по-Вашему мнению, христиане должны реагировать на это?
Члены Церкви прежде всего должны вести личную борьбу за святость. Те, кто укрепился в вере, могут помочь тем, кто колеблется и пока еще не нашел правильного пути. Укрепление в вере посредством личного подвига, формирование христианского самосознания – вот надежный способ противостоять негативному внешнему воздействию. Не нужно забывать о том, что Церковь уже две тысячи лет живет в постоянной борьбе. Иоанн Златоуст сравнивал ее с кораблем, который во время бури наклоняется то в одну, то в другую сторону, но никогда не тонет, поскольку у штурвала находится Сам Христос, поправший смерть. Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18) – говорит нам Господь, а значит, наш ковчег спасения непотопляем.
Фото: Владимир Ходаков
Перевод с греческого: Ксения Климова