Наше общение укрепляет братские связи между монастырями

Епископ Лидры Епифаний, настоятель святого царского ставропигиального монастыря Махера

0
573
Время на чтение 7 минут
 
Наше общение укрепляет братские связи между монастырямиВ ходе международной конференции «Монашество и современный мир», проходившей в Республике Кипр в ноябре 2019 года, на вопросы портала «Монастырский вестник» ответил епископ Лидры Епифаний, настоятель святого царского ставропигиального монастыря Махера.

Ваше Преосвященство, международная монашеская конференция проходит на Кипре уже второй раз. Есть ли, на Ваш взгляд, польза от общения монашествующих разных Церквей? И если есть, то в чем она заключается?

Господь наш Иисус Христос говорит в Евангелии: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18:20). Это означает, что, когда встречаются монахи, посреди них пребывает Христос, и Дух Святой просвещает нас, наполняет наши души любовью и радостью.

Наше общение укрепляет братские связи между монастырями. Во время таких встреч иноки имеют возможность передавать друг другу свой опыт и тем самым приносить взаимную пользу в стяжании добродетелей. Традиции монашества показывают, что и древние отцы посещали другие монастыри не только в дни престольных праздников, но и для того, чтобы услышать слово Божие. Любое общение между монахами обогащает иноков духовным опытом, помогает во всех прочих аспектах монашеской жизни, укрепляет молитву, возносимую у Престола Божия. Все это приносит пользу не только монастырям, поскольку благодать Божия, подаваемая монахам за их молитвы и подвиги, просвещает и одухотворяет весь мир.

В приветственном слове участникам конференции архиепископа Каширского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви прозвучали слова о том, что монашествующие Русской Церкви нуждаются в духовном опыте древней Кипрской Церкви. А есть ли что-то в опыте Русской Православной Церкви, что считают для себя полезным насельники монастырей Кипра?

Конечно. Русскую Церковь характеризуют, прежде всего, благочестие, любовь ко Господу, подвижничество... Когда в 90-х годах ХХ столетия на греческий язык начали переводить Жития и поучения русских святых, статьи, посвященные событиям русской церковной истории, наши Церкви и наши народы обрели точки соприкосновения для общения друг с другом. Читая Жития святых, жизнеописания и слова русских архиереев, я убедился в том, что что опыт Церкви, как и опыт Богопознания и Богообщения, един для всех. Неважно, где ты находишься – в России, на Кипре или вообще где-то на краю мира – Бог есть везде. И очень важно, чтобы в сознании людей отложилась мысль: Бог любит человека и хочет, чтобы человек всегда оставался с Богом, общался с Богом, потому что это общение приведет ко спасению.

Что вам особенно запомнилось на этой конференции?

Лично я смог извлечь для себя пользу из всех выступлений, но хотел бы поделиться впечатлением, которое оставил доклад митрополита Святогорского Арсения, викария Донецкой епархии, наместника Свято-Успенской Святогорской лавры. Мне было очень важно узнать о личном духовном опыте владыки, который он приобрел в сложных исторических условиях, когда Церковь в его стране была гонимой. Закончив службу в армии, владыка, молодой тогда еще человек, стал просить о месте певчего в храме, но ему ответили, что это возможно только для людей старше пятидесяти лет. На тот момент будущему митрополиту было немногим более двадцати, но он имел смелость предстать перед представителями власти и потребовать для себя это место. Еще я запомнил его замечательную историю о встрече старца с двумя детьми. Они прошли тридцать километров пешком из своей деревни, чтобы попасть к нему на службу в действующий храм, которых было немного в те годы. Священник в их местности не смог принять этих детей, и они нашли в себе силы и мужество преодолеть столь долгий путь ради высокой цели. Все это показывает, что, несмотря на трудные обстоятельства, в сердцах людей жила любовь к Богу и они не боялись проявлять ее.

В непростой для христиан исторический период люди в нашей стране сохранили веру и Церковь, а сейчас внешние условия жизни кажутся более чем благоприятными, но молодежь, как в нашей стране, так и в Европе, более холодно проявляет себя в отношении Церкви. Как вы думаете, владыка, можно ли помочь молодым людям обрести веру и встать на правильный путь?

Действительно, порой создается впечатление, что современные молодые люди слишком далеко отстоят от Церкви. Но не нужно забывать, что внешнее проявление свойств личности не всегда позволяет делать правильные выводы о человеке. Добродетель не нуждается в публичности. Есть довольно много молодых людей, чья жизнь представляется далекой от Церкви, на самом же деле они очень близки к Богу и ведут свою личную молчаливую духовную борьбу.

Можно использовать разные средства, чтобы помочь молодым людям приблизиться к Церкви. Таких средств много, они разнообразны и должны содействовать духовному побуждению человека, помогать ему обращаться к Богу. Хороший фильм, снятый по житию святого, или красивая музыка, положенная на духовные стихи, могут быть стимулом к пробуждению христианских чувств у того, кто не имеет личного опыта общения со Христом. К подобным средствам прибегал святитель Григорий Богослов. Он создавал песни духовного содержания, из которых молодые люди узнавали об основах христианского вероучения и приходили в Церковь. И, конечно же, не нужно забывать, что важнейшим из всех средств является личный пример родителей. Отец и мать должны жить по заповедям Божиим и тем самым показывать детям путь к Богу. И пусть нам поможет в этом изучение Христова Евангелия. Жизнь Спасителя пусть будет для нас примером для подражания. Я недавно читал о том, как один русский человек, который был атеистом и полностью вычеркнул из своей жизни Церковь и вообще все, что связано с Богом, – не смог отказаться от матери, которую он постоянно видел на коленях перед иконами. Ее пример оказался для него гораздо важнее, чем все внешние обстоятельства его жизни.

В средствах массовой информации, особенно в социальных сетях, Православная Церковь сегодня часто подвергается информационным атакам. Клевета изливается как на клириков, так и на мирян, исповедующих христианскую веру. Как, по-Вашему мнению, христиане должны реагировать на это?

Члены Церкви прежде всего должны вести личную борьбу за святость. Те, кто укрепился в вере, могут помочь тем, кто колеблется и пока еще не нашел правильного пути. Укрепление в вере посредством личного подвига, формирование христианского самосознания – вот надежный способ противостоять негативному внешнему воздействию. Не нужно забывать о том, что Церковь уже две тысячи лет живет в постоянной борьбе. Иоанн Златоуст сравнивал ее с кораблем, который во время бури наклоняется то в одну, то в другую сторону, но никогда не тонет, поскольку у штурвала находится Сам Христос, поправший смерть. Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16:18) – говорит нам Господь, а значит, наш ковчег спасения непотопляем.

Беседовала Екатерина Орлова

Фото: Владимир Ходаков

Перевод с греческого: Ксения Климова

Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству РПЦ

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Екатерина Орлова
Все статьи Екатерина Орлова
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от В.Р.
19.11.2024 21:42
Колчак – предатель России или герой?
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:37
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Русский Сталинист
19.11.2024 21:31
Грядёт ли новая Ливонская война?
Новый комментарий от Бузина Олесь
19.11.2024 19:22
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Рабочий
19.11.2024 18:29
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от Константин В.
19.11.2024 18:04
Самодержавие и Самоуправление
Новый комментарий от Прайс
19.11.2024 17:52