Концепция третья: «Маленькие профи»

О четырех популярных системах воспитания

Бывший СССР 
0
708
Время на чтение 6 минут

Источник: Православие.Ru

Концепция первая: «Сам с усам»
Концепция ​вторая: «Развивалки»

А что, если попробовать приобщить ребенка к какому-нибудь большому делу, поручив ему настоящее задание, как у взрослых? Не век же ему быть занятым игрушками да «развивалками» – имитировать взрослую деятельность по-дилетантски.

Когда скромный учитель музыки, сын владельца фабрики по производству скрипок Шиничи Сузуки после Второй мировой войны взялся заниматься с маленькими детьми и начал изготавливать для них миниатюрные, словно бы сказочные, скрипочки, никто не предполагал, что это окажется не просто чудачеством или забавным номером из репертуара парка развлечений. Таково было начало широчайшего движения в педагогике в масштабах целого мира.

Десятилетие спустя обучение классическому исполнительству с младенчества являлось уже своего рода визитной карточкой Страны восходящего солнца. В 1955 году на праздничном концерте в Токио громадный ансамбль из учеников Сузуки в составе 1200 музыкантов в возрасте до пяти лет исполнил на маленьких скрипках серьезную композицию. Это стало подтверждением, что воспитание музыкой универсально подходит для многих детей. Музыкально-педагогическая технология впервые оказалась поставлена на поток.

Масару Ибука, последователь Ш. Сузуки, потом написал книгу «После трех уже поздно», которую знают по всему миру и считают одним из значительных педагогических сочинений второй половины ХХ века.

Согласитесь, совсем другое дело, когда ребенка растят как маленького профи. В системе Сузуки воспитание рассматривалось в контексте становления человека культуры, классической музыкальной традиции. Но это может быть не только музыка, подойдет и другая стезя, на которой, ориентируясь на лучшие образцы, ребенка поэтапно, в соответствии с возрастными возможностями учат достигать определенного и профессионально оцениваемого результата.

Умение малышей осваивать взрослые навыки Сузуки объяснял присущим им подражательным инстинктом. К примеру, мы видим в цирке номер семьи акробатов, где вместе с родителями и старшими детьми выступают десятилетние, семилетние, а в некоторых случаях даже пятилетки. Как этого удалось достичь? Ребенок рос в цирке, наблюдал отца и мать, старших братьев и сестер в процессе оттачивания программы и на выступлениях. Это был его мир, его жизнь, и ему естественным образом захотелось подражать своим близким. Приобщение к цирковому искусству совершалось на очень глубоком уровне, и это предопределило успех и выбор на последующую жизнь.

Династийность в различных областях возникает благодаря этому. В детстве Майя Плисецкая росла рядом с подмостками Большого театра, и Сергей Капица проникся интересом к науке, сидя на коленях у отца – знаменитого физика Петра Капицы. Род Бахов дал миру более 50 известных музыкантов и композиторов. В XIX веке в семьях философов, людей науки, инженеров и общественных деятелей было принято воспитывать детей по методу Витте; знаменитый Песталоцци просил Карла Витте написать педагогический дневник и заметки о раннем развитии, начиная с пяти лет. Прославленный тренер по фигурному катанию Татьяна Тарасова с ранних лет помнит обстановку ледового стадиона, где сборную СССР – чемпионов мира, Европы и Олимпийских игр – тренировал ее отец Анатолий Тарасов. Заниматься хоккеем по понятным причинам девочка не могла, зато стала фигуристкой. Она добивалась замечательных успехов, но травма в возрасте 19 лет оборвала ее карьеру спортсменки. После этого неиссякаемая энергия ее направилась в русло тренерского дела.

Немалую роль в развитии детей играет фактор благоприятного социального и профессионального окружения. Ирен Жолио-Кюри подробно описывает, как ее отец Пьер получал домашнее образование и воспитание, которым занимался дед Эжен Кюри. Сама же она обучалась в импровизированном классе, который ее мать, Мария Кюри, устроила со своими друзьями для десятка их детей. Физику в нем преподавала Мария Кюри, химию – Жан Перрен, естествознание – Г. Мутон, математику – Поль Ланжевен, мадам Перрен учила французскому и истории, мадам Шавани, жена профессора из Коллеж де Франс, – английскому и немецкому, скульптор Магру – рисованию и лепке.

В музыкально-педагогической практике японцев Шиничи Сузуки, Масару Ибука и др. поражало то, что дети ими брались из самых обычных семей. От родителей требовалась только решимость следовать по пути, который указывал наставник. Интерес учителя к ребенку был неподдельным, а пример его действовал зажигательно. Для маленьких учеников уроки музыки становились событием всей их жизни.

Масару Ибука подчеркивал: воспитанник – дитя окружения, и центральную роль в развитии способностей играет среда

При этом Масару Ибука постоянно напоминал о том, что воспитанник – это дитя окружения и центральную роль в развитии способностей маленького человека играет среда. Семья ученика в соответствии с этим перестраивала свою жизнь. Большое значение придавалось погружению в музыкальную тематику, постоянному слушанию музыки, вовлеченности родителей, бабушек и дедушек, налаживанию связей в семье через приглашение ребенка к взрослым делам и работе по дому. Поощрялось общение с другими детьми-музыкантами, что поддерживало и углубляло интерес к исполнительству. Наоборот, ограничивался объем посторонних впечатлений, просмотр телевидения и контакт с теми, кто не был связан с обучением и выражал иные взгляды.

Руководствуясь этими принципами, за 30 лет педагогической работы Шиничи Сузуки обучил понимать, любить и исполнять классическую музыку более 200 тысяч детей! Лишь 5% из них (что, впрочем, немало) стали впоследствии профессиональными музыкантами, для прочих знакомство с музыкой было фактором общего развития, помогло стать лучше, добрее, воспитать характер и раскрыть способности.

Сузуки считал музыку уникальным педагогическим средством, которое идеально подходит для целей формирования личности. Классическое исполнительство учит восприимчивости, дисциплине, настойчивости. Результат в нем достигается путем многократного повторения. Все вместе – ученик, родители, родственники, педагог – подчинялись некоторым разумным условиям. Вместе с тем подобный подход имеет мало общего с авторитарным воспитанием. Не похож он и на бихевиоризм, который рассчитывает лепить человека системой положительных и отрицательных подкреплений, кнута и пряника. Отношение к детям в системе Сузуки оставалось весьма уважительным. Сузуки настаивал, чтобы родители были бережны и избегали не только насилия, но даже и резких замечаний. По его мнению, лучше было промолчать, нежели критиковать. Если ребенок не справлялся, ему говорили: «Можно сделать это лучше. Попробуй еще раз».

Если ребенок не справлялся, его не критиковали, говорили: «Можно сделать это лучше. Попробуй еще раз»

Целью педагогики «маленьких профи» не является также установление возрастных рекордов и механическое, бездумное заучивание. Взрослый делится с воспитанниками тем, чем обладает сам и что составляет предмет его воодушевления. Он стремится сделать детство более содержательным и – как следствие – более счастливым.

Сузуки считал, что нет смысла много рассуждать об одаренности детей и уповать на нее. «Характер первичен, способности вторичны», – гласило правило Сузуки. Талантливый, но избалованный либо бессистемно воспитываемый ребенок отстает и растрачивает золото врожденных способностей, тогда как усердный середнячок, будучи правильно, на систематической основе поддержан старшими, собирает свой дар по крупицам.

Главнейшей задачей было воспитание в ученике «благородного сердца» – высоких моральных качеств

Во всём этом прослеживаются черты и личностно-ориентированной, и развивающей педагогики. В то же самое время не упускаются ценности и этика. Главнейшей задачей, по Сузуки, было воспитание в ученике «благородного сердца» – высоких моральных качеств. На месте музыки, как мы уже упоминали, способны находиться другие занятия: от балета и спорта до науки и техники.

Благодаря этому педагогике удается обрести свой широкий горизонт, стать более возвышенной. Вместе с тем профессиональные критерии уберегают от отвлеченного мечтательства и делают занятия более конкретными и выверенными. На место детоцентризма встает делоцентризм. Когда юный скрипач исполняет произведение Вивальди или Бетховена, мы замираем, так как движение его пальцев и вселенская гармония, настоящее и прошлое соединяются вместе. Когда юный борец или шахматист побеждает на своем первом соревновании, они переживают это как момент приобщения к миру большого спорта и к его истории, полной замечательных страниц. Концепция «маленьких профи» прекрасно подходит семьям верующих православных, поскольку включает в себя нравственный компонент и учит ценить красоту и гармонию Божиего мира. Родитель в ней получает ключ к построению всего семейного воспитания.

(Окончание следует.)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Брониславович Рогозянский
Первосвященник и Дева. Во Святом Святых иудейского храма
4 декабря - праздник Введения Пресвятой Богородицы
03.12.2024
Преображение Господне и наше
6/19 августа - праздник Фаворского света
18.08.2024
Духовное завещание отца Василия Ермакова
3 февраля - 17 лет со дня преставления прославленного петербургского пастыря
03.02.2024
Стоящий на границе двух заветов
7 июля - Рождество св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
07.07.2023
Все статьи Андрей Брониславович Рогозянский
Бывший СССР
День защитника Отечества
Сегодня мы вспоминаем русского патриота Г.Н.Луженовского, актрису В.Ф.Комиссаржевскую, воина-героя А.М.Матросова и писателя А.Н.Толстого
23.02.2025
«Четыре танкиста и собака»
Фильм, который нужно показать в дни празднования восьмидесятой годовщины победы над Германией
22.02.2025
Донбасс своими глазами
На карте ДНР вместо поднадоевших большевиков должны появиться новые, восстановленные улицы и города, носящие имена подлинных героев Русской весны
22.02.2025
День памяти святителя Иннокентия Иркутского
Сегодня мы также вспоминаем литератора С.Н.Марина, генерала кн. Д.Н.Кропоткина, купца Г.П.Елисеева, журналиста В.М.Дорошевича, игумена Серафима (Кузнецова) и контр-адмирала И.Р.Дубягу
22.02.2025
День памяти Михаила Шолохова
Сегодня мы вспоминаем московского градоначальника П.Д.Еропкина, князя П.Д.Цицианова, митрополита Питирима (Окнова), ученого Ю.А.Кулаковского, художника В.Е.Маковского
21.02.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Кто помог Пашиняну разгромить историческую Армению?
Новый комментарий от Агафон
23.02.2025 00:43
Что такое человек?
Новый комментарий от Elenaelena
22.02.2025 22:50
«Проблема в действиях мигрантов на территории РФ»
Новый комментарий от Русский Иван
22.02.2025 21:46
Духовная оборона России
Новый комментарий от Тимофей56
22.02.2025 21:41
Сколько это может продолжаться?!
Новый комментарий от Русский Иван
22.02.2025 21:28
Спор уранополитов и патриотов на американский лад
Новый комментарий от Бузина Олесь
22.02.2025 21:23
Предисловие к грядущему «мирному договору» между США и Россией
Новый комментарий от Игорь Бондарев
22.02.2025 20:50