Концепция вторая: «Развивалки»

О четырех популярных системах воспитания

0
604
Время на чтение 5 минут

Источник: Православие.Ru

Концепция первая: «Сам с усам»

Это направление, стимулирующее развитие ребенка, в последнее время весьма популярно, особенно у мам детей-дошколят. К нему относятся различные методики и «системы»: «система Никитиных», «система Зайцева», «система Домана», методика развития Прогрессио, методика Сесиль Лупан, школа Монтессори, реджио-педагогика и другие. В общем и целом сюда можно отнести также и вальдорфскую педагогику с ее арсеналом практических приемов, хотя она предпочитает заниматься детьми в организованных коллективах, не в семьях и заявляет о себе как о религиозной на основании путанной и эклектичной доктрины Р. Штайнера. Все эти подходы обладают своими особенностями, отражают разницу вкусов родителей и детей и специфику устроения семей. Все в унисон настаивают на индивидуальном подходе, учете личностных особенностей ребенка и предпочитают терпение и мягкость дисциплине и подчинению. Разница с так называемой «гуманистической концепцией» в том, что взрослый здесь – не враг; тревоги «гуманистов» по поводу использования родителем превосходства в интеллекте и силе в ущерб интересам ребенка, по поводу искажения условий естественного роста преувеличены.

Родителю, безусловно, должна отводиться более активная роль. Кому, как не матери и отцу, выступить первым учителем и помощником, проводником в мир для своего ребенка! Энергия родительских чувств обязательно должна найти себе применение. Ребенок, оставленный на свое произволение, лишается большого числа возможностей. Взрослые способны поддержать его развитие, создавая для этого множество педагогически плодотворных ситуаций.

Создавая множество педагогически плодотворных ситуаций, родители направляют и поддерживают развитие ребенка

Дни и месяцы детской жизни спокойней и радостней проживать вместе. Только так можно достичь настоящей самоактуализации. Рассуждая здраво, к «развивалкам» в большей степени подходит наименование «гуманистический подход».

К счастью, родители не разучились понимать своих детей, а педагогика собрала немало замечательного опыта. Кто-то из мам расклеивает по квартире карточки с названиями предметов и заглавными буквами этих слов; кто-то развивает мелкую моторику, для чего дает чаду пирамидки, кубики, мозаики, формочки, головоломки; кто-то много слушает музыку; кто-то рисует, строит, клеит, красит и лепит; кто-то уделяет первоочередное внимание закалке и физическому развитию; кто-то при первой возможности отправляется с детьми в походы; кто-то увлеченно разыгрывает сюжетно-ролевые игры: кормит, водит гулять, умывает, сажает на горшок кукол и плюшевых зверят. Одна мама выпускала с дочерью серию самодельных иллюстрированных книг о жизни их семьи. Еще один папа с успехом использовал выдуманный им секретный язык пиктограмм. Множество идей можно почерпнуть сегодня из литературы и сетевого общения. И главное тут – не столько выбор уникальной и самой правильной на свете методики, не возрастные рекорды в освоении чтения и письма детьми: всему свое время, и специалисты-нейрофизиологи предупреждают против усиленной «накачки» – гипертренировки неокрепшего детского мозга.

Главное, секрет педагогического успеха – это положительные перемены в самом родителе. Начав осваивать многообразие семейной педагогики, мы активно самообразовываемся, пересматриваем свои привычки и стереотипы, обретаем простор для приложения собственных способностей и фантазии. Всё, что нужно после этого, – открытость. Впустив ребенка внутрь своей жизни, мы превращаем самые обычные занятия в доме в высокоэффективные развивающие упражнения, в течение которых становление детских способностей происходит естественно и непринужденно.

Отойдем от излишней серьезности и упростим взгляд на мир. Не произойдет ничего страшного, если белье с сушилки окажется неправильно сложено и распределено по ящикам. И чашки пусть будут вымыты и протерты не по высшему разряду, а какая-нибудь из них даже окажется разбита. Азарт первооткрывателя, восторг, который испытывает малыш от выполнения важных взрослых поручений, создаст в доме приподнятую обстановку и вас избавит от усталости и дурного настроения. Искусство воспитания состоит в своеобразной медиации возможностей. Родитель правильно распределяет ресурс сил и интереса воспитанника, восполняет пробелы детского опыта, мягко ассистирует начальным нетвердым шагам и пробам.

Есть ли у «развивалок» свои слабые стороны? Наверняка. Ни одна из методик не обладает стопроцентной гарантией и не действует одинаково в разных семьях, в приложении к любым детям. Всё это намеки, подсказки живому и творческому родителю, который смотрит на обстоятельства и на результирующий эффект в детях. Инструментализм, перекос в обучении, недостаточная мировоззренческая определенность – чего ради, с какой целью мы тренируем интеллектуальную и физическую форму, укрепляем память, творческие способности детей – также являются для «развивалок» частым проблемным местом.

Недостаточная мировоззренческая определенность – проблемное место «развивалок»

Для того ли старания, затраты времени, внимания, бездна фантазии, чтобы сын или дочь в конце смогли занять более престижное и теплое место – ворочать спекулятивными миллионами, стать суперменами или обеспечивать «креативом» пропаганду и сферу пошловатых развлечений?

С азартом включаясь в обучающую деятельность, родитель стесняется подчас передавать ребенку понятия должного и недолжного, высокого и низкого, целей и принципов жизни, происхождения мира и высшей, Божественной правды. Он надеется обойти стороной эти важнейшие темы, предоставляя их «свободному личному выбору». Но фокус плохо срабатывает: родитель передает ребенку пренебрежение к ценностям и приучает поступать по велению эго, не замечая морали. Неразборчивость ведет к тому, что родителей-энтузиастов семейного развития увлекают какие-нибудь новомодные психологические или эзотерические техники, псевдодуховность наподобие упомянутой доктрины Штайнера и эйфорических восточных культов.

Вообще нужно сказать, что идея «развития для себя» педагогически не очень продуктивна. Она сковывает юную душу, не давая ей по-настоящему окрылиться, лишая мотивации и силы воли. Педагогика прошлого знала это и раскрывала перед детьми и юношеством широкие горизонты, предлагала молодому поколению образы пятнадцатилетних капитанов, юных разведчиков, фронтовых сестер милосердия и другие примеры сверстников, совершающих настоящие поступки.

Развивающие методики дают прекрасные результаты в дошкольном и младшем школьном возрастах, однако впоследствии из-за недостатка твердого убеждения словно бы лишаются почвы и повисают в воздухе. Эффект от них снижается. Молодой человек не находит, ради чего ему стоило бы жить и усиленно трудиться. Золото способностей и устремлений разменивается на бусы и побрякушки.

Традиционно потенциал личностного роста направлялся на утверждение единых значимых принципов. Воспитание прививало молодому человеку убеждение в нужности людям, направляло к служению, участию в общественно значимых миссиях в науке, медицине, образовании, благотворительности, к христианскому совершенствованию и исповеданию веры. Всего этого очень недостает педагогической практике наших дней.

(Продолжение следует.)

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Брониславович Рогозянский
Преображение Господне и наше
6/19 августа - праздник Фаворского света
18.08.2024
Духовное завещание отца Василия Ермакова
3 февраля - 17 лет со дня преставления прославленного петербургского пастыря
03.02.2024
Стоящий на границе двух заветов
7 июля - Рождество св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
07.07.2023
Все статьи Андрей Брониславович Рогозянский
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07