«Навстречу толпе, стоящей у врат монастыря, выходит светлый, благой и добрый Христос с предстоящими ему святыми Николаем, Сергием и Георгием» — так описывал свой замысел Нестеров.

Моделью для Спасителя послужил священник Константин Руднев, настоятель церкви в Южной Грузии. Богомольцев на картине Нестеров писал с иноков Соловецкого монастыря, с близких художнику людей, с ребятишек, которых он встречал на улице. Поначалу автор хотел изобразить среди них и человека, похожего на Максима Горького, но революционные симпатии писателя перечеркнули эти планы.

Многим русским критикам картина не понравилась: Нестерова обвиняли в уходе от реальных проблем, в примирении с социальными пороками. «Времена Андрея Рублёва миновали безвозвратно», — указывал Игорь Грабарь. «Здесь полное отсутствие современных сюжетов», — упрекал Василий Розанов.

А вот царь Николай II высоко оценил работу мастера. Картину купили для Музея Академии художеств. На международной выставке в Мюнхене она получила золотую медаль 1-й степени. Зарубежные критики в отличие от российских с восхищением писали о мастерстве живописца.

В 1921 году полотно перенесли в Русский музей. В экспозиции оно находилось недолго: большевики старались избавить Русь от святости. Более 50 лет работа Нестерова была скрыта в запасниках. Сегодня полотно обрело тот колорит, какой был у него в 1907 году, когда автор впервые показал его зрителям. Рядом с ним можно увидеть фото и видео реставрационных работ — филигранного искусства петербургских специалистов.

Выставка «М.В.Нестеров. «Святая Русь». Реставрация» продлится до 5 ноября