Окончательных данных по итогам 2017 года по понятным причинам ещё нет,
но «рабочие цифры» дают вполне чёткую картину. По словам вице-премьера
Дмитрия Рогозина (см. его интервью телеканалу «Россия 24» - profiok.com),
ситуация с исполнением государственного заказа будет «точно не хуже,
чем в прошлом году». Таким образом, исполнение ожидается на уровне 97-98
процентов.
«Можно с полной уверенностью констатировать тот факт, что нам удалось создать эффективно функционирующую систему государственного оборонного заказа», - написал Рогозин в соцсети Facebook.
Действительно, всего пять лет назад, в 2012 году, показатель выполнения ГОЗ не превышал 82 процентов. Если учесть санкции и непростое экономическое положение в стране, стабильно высокие показатели исполнения ГОЗ в последние годы говорят о том, что это не случайность, а результат глубоких системных преобразований в оборонке.
«Если на достигнутые результаты посмотреть через призму ежегодных объёмов финансирования ГОЗ, то, наверное, трудно будет найти ещё такую сферу государства, где бюджетные средства расходуются с такими высокими результатами», - делает вывод вице-премьер (это точно, эффективность расходования бюджетных средств - проблема крайне острая, достаточно наугад раскрыть любой отчёт Счётной палаты - profiok.com).
В целом по результатам года отечественный оборонно-промышленный комплекс показал устойчивый рост: 107,5 процента по отношению к предыдущему году, при этом гражданское производство растёт чуть медленнее военного - 104,3 и 108,2 процента соответственно. Таким образом, темпы развития ОПК превышают аналогичные показатели по экономике страны в целом.
За прошедшие несколько лет оборонка значительно «помолодела». Сейчас средний возраст сотрудника организации ОПК - 45 лет, при этом доля молодёжи до 35 лет составляет почти треть. Конечно, удерживать молодые кадры следует не только амбициозными задачами (с этим у нас проблем нет), но и достойными зарплатами. В 2017 году среднемесячная заработная плата сотрудников отрасли составила 50 тысяч рублей, это на 4 тысячи рублей больше, чем в 2016 году: небольшой, но всё-таки рост.
Напомним, что реестр организаций ОПК, утверждённый Минпромторгом, включает 1355 компаний, где трудятся около двух миллионов человек.
Пожалуй,
самым важным критерием, по которому можно было бы оценить работу
отечественной оборонки, являются боевые и эксплуатационные качества её
продукции. В этом смысле отличным отчётом о проделанной работе можно
считать антитеррористическую операцию в Сирии. В ходе боевых действий
прекрасно показала себя боевая, транспортная, дальняя, специальная и
другая авиация, причём речь идёт не только о самих самолётах, но и о
«начинке» - средствах связи, авионике, вооружениях и так далее.
Великолепно проявили себя комплексы ПВО С-300 и С-400, по словам
Рогозина, тут же выстроилась очередь из стран, желающих поставить их на
вооружение, включая страны, ранее покупавшие оружие в США.
Интересная деталь: коллегия Военно-промышленной комиссии РФ совместно с Минпромторгом направила в Сирию специалистов, которые наблюдали за эксплуатацией техники в боевых условиях, фиксировали недочёты и пожелания военных, чтобы тут же исправить их в производстве следующих изделий.
Такой режим прямого диалога с потребителем вкупе с системой контроля расхода средств в рамках ГОЗ позволил перевести ОПК в режим роста. Будем надеяться, что эта тенденция сохранится и в последующие годы, хотя отрасли придётся решить ряд задач, напрямую с ростом не связанных.
«В целом для оборонно-промышленного комплекса России 2017 год был успешным, - уверен Дмитрий Рогозин. - Сейчас военные заводы, оборонные предприятия и КБ нацелены на эффективное выполнение задач, определенных новой Государственной программой вооружения на 2018-2027 годы».
Системный подход и руководство без сбоев
Проблемы
Роскосмоса, вскрывшиеся в конце прошлого года, в очередной раз говорят о
важности комплексного подхода к решению сложных задач. Разумеется, ГК
«Роскосмос» - далеко не самая недисциплинированная и бессистемная
корпорация в стране. Но так уж вышло, что отношение к космосу в России
особое. С развитием этого направления связаны серьёзные надежды, на него
тратятся немалые деньги, а «провалы» столь заметны, что их обсуждает
весь мир. Поэтому и анализ причин этих провалов проводится, можно
сказать, публично - за исключением, понятное дело, технических деталей.
Напомним, что пуск ракеты-носителя «Союз-2.1б» с разгонным блоком «Фрегат» с космодрома Восточный 28 ноября 2017 года завершился аварией: разгонный блок с 19 спутниками затонул в Атлантическом океане. Причины неудачи исследовали сразу две комиссии: помимо собственной комиссии Роскосмоса, проблему изучала созданная по распоряжению Дмитрия Рогозина специальная комиссия во главе с представителем научно-технического совета ГК «Роскосмос» Юрием Коптевым. Выводы о технических причинах аварии совпали: запуск оказался неудачным из-за недочётов в алгоритмах программного обеспечения, созданного 20 лет назад.
Однако по поводу дальнейших действий возникли разногласия. В Роскосмосе заявили, что руководители ряда предприятий, которые участвовали в подготовке запуска, получат выговоры, а также что система управления и программное обеспечение разгонных блоков «Фрегат» будут доработаны.
Дмитрий Рогозин уверен, что истинная причина аварии намного глубже, а корни беды кроются не в «софте 20-летней давности», а в управленцах, не представляющих, какая последовательность работ должна быть проведена при подготовке к пуску. «Какой смысл говорить, что 20 лет назад была допущена ошибка с софтом? А что тогда делали последние 20 лет коллеги, которые за это отвечают? - возмутился вице-премьер. - Здесь явно был системный сбой в понимании того, какие работы должны были быть проведены на новом космодроме. Надо было привязать ракету к космодрому, всё пересчитать, комплексно увязать все системы и агрегаты». Между тем, как выяснилось в ходе расследования, ответственные за «соединение» программного обеспечения разгонного блока и ракеты-носителя назначены не были. Словом, по мнению Рогозина, «лечить» систему нужно не доработкой программного обеспечения, а серьёзными реформами в корпорации, которые затронули бы как технологическое перевооружение предприятий, так и наличие комплексного и системного мышления у руководителей предприятий Роскосмоса и самой корпорации. «В Роскосмос пришло много молодёжи, надо обеспечить талантливым ребятам форсированный кадровый рост», - считает вице-премьер.
Стоит заметить, что системный, комплексный, всеобъемлющий,
квалифицированный подход, конечно же, нужен не только корпорации
«Роскосмос». В середине декабря торжественно отмечалось 60-летие
Военно-промышленной комиссии (ВПК), и Владимир Путин, выступая на
юбилейном концерте в Кремле, говорил именно об этом.
«Сегодня ВПК занимается ключевыми вопросами развития оборонной промышленности, оснащением армии и флота, обеспечивает тесное взаимодействие вооруженных сил, предприятий разных отраслей, конструкторских бюро и исследовательских центров», - перечислил президент сферы деятельности Военно-промышленной комиссии. Глава государства подчеркнул, что «всё это требует глубокого понимания перспектив в сфере обороны и безопасности, тенденций развития науки и технологий, досконального знания всех аспектов производства, умения находить выверенные, обоснованные управленческие решения».
Свидетельство
такого системного подхода Военно-промышленной комиссии - создание
оперативного штаба для обеспечения устойчивого развития ОПК и
стабильного исполнения ГОЗ в условиях прогнозируемого усиления
незаконных санкций США против оборонных предприятий России. О создании
штаба, который возглавит заместитель председателя Коллегии ВПК Олег
Иванович Бочкарёв, Дмитрий Рогозин сообщил в социальных сетях 8 января
2018 года. Похоже, Военно-промышленная комиссия постепенно обретает
значение и полномочия, которое она имела в советские годы - в период
расцвета отечественного ОПК. И правда, как ещё можно координировать и
объединять работу почти полутора тысяч предприятий на просторах огромной
страны?
Госпрограмма вооружений - 2027 и другие задачи на будущее
В ближайшие годы акцент будет сделан на высокоточном оружии, на перевооружении сухопутных войск, на поиске новых технологических решений. Следует отметить, что на сегодня оснащённость Вооружённых Сил современными образцами вооружений и военной техники доведена до уровня 59,5 процента, целевой показатель к 2020 году - 70 процентов (кроме систем вооружений, где этот показатель никогда не опускается ниже 100 процентов, например, стратегических ядерных сил). Дальше этот уровень нужно будет поддерживать.
По словам Дмитрия Рогозина, госпрограмма вооружения и программа
развития ОПК составлены так, что руководство отрасли видит «все пики
падения загрузки» оборонных предприятий. Поэтому тем предприятиям,
которые в ближайшем будущем ждёт недозагрузка, нужно переходить к
выпуску высокотехнологичной продукции. Как отметил Рогозин, большинство
предприятий делает это охотно, остальные «иногда приходится заставлять».
Это логично: оборонка только что прошла через техническое
перевооружение, и позволять простаивать дорогому оборудованию или терять
квалифицированные кадры было бы не самым умным решением.
Логика Рогозина такова: наша страна не может себе позволить иметь заводы, способные выпускать всё необходимое, и одновременно пускать на прилавки импорт низкого качества. «Делай в России!» - таков сегодня лозунг ОПК.
Правда, оборонке по возможности помогают: например, в конце прошлого года был принят законопроект, разрешающий комиссии по импортозамещению курировать все закупки госкомпаний и их «дочек» с государственным участием всей авиа- и морской техники. «Мы перекрываем лазейку для вывода огромных денег по прихоти менеджмента различных компаний», - так прокомментировал нововведение Дмитрий Рогозин.
Отечественная оборонка уже сейчас способна выпускать оборудование для ТЭК, решать вопросы электрогенерации, выпускать медицинскую технику. «Есть рынок - надо в этот рынок войти. Ничего сложного, надо просто должным образом всё организовать», - убеждён Рогозин.
Новые требования к руководителям предприятий ОПК?
Похоже, это самое «умение всё организовать» становится одним их ключевых требований к управленцу-оборонщику. А что ещё нужно хорошему руководителю?
«Конечно, формально никаких особых требований к директорам заводов или КБ не выдвигается, однако современные задачи таковы, что управленцам приходится постоянно «дотягиваться» до новой планки, - комментирует заместитель директора Центра экономического развития и сертификации ИНЭС Юрий Смыслов. - К примеру, по инициативе коллегии ВПК было подготовлено и принято постановление правительства «О государственном регулировании цен на продукцию, поставляемую по государственному оборонному заказу» (№1465 от 02.12.2017 - profiok.com). Его суть в том, что цена, определённая при формировании ГОЗ, не будет изменяться в течение пяти-шести лет, и если предприятие сможет снизить себестоимость продукции, сэкономленные средства оно не будет возвращать в бюджет, а сможет пустить на развитие, возврат кредитов, повышение оплаты труда сотрудников и так далее.
Новация
интереснейшая, но она переворачивает с ног на голову всю деятельность
руководителя предприятия. Чтобы ею воспользоваться, управленец должен
представлять себе возможные пути снижения издержек, знать принципы
бережливого производства, быть в состоянии грамотно выстроить логистику,
иными словами, не осваивать государственные средства, а хозяйствовать и
быть предпринимателем, а не исполнителем. Всему этому оборонщикам,
похоже, придётся учиться «на лету».
Добавлю, что слушатели спецкурса ИНЭС для руководителей предприятий ОПК, созданного при поддержке коллегии ВПК, всё чаще отмечают, что в оборонке явно становится больше порядка и логики. Похоже, руководство отрасли и руководители предприятий наконец-то начинают мыслить и рассуждать в одной парадигме. На мой взгляд, это признак формирования системы».
Комментарий profiok.com
Портал profiok.com отмечает ещё один аспект деятельности Военно-промышленной комиссии, а именно популяризацию происходящего в оборонке. Встреча Владимира Путина с ветеранами ВПК, отличный концерт в Кремле по случаю 60-летия создания Военно-промышленной комиссии, показ этого концерта по федеральному каналу (шанс зарядиться позитивом и отдохнуть от попсы!), Военно-морской парад в Санкт-Петербурге, реконструкция павильона «Космос» на ВДНХ, многочисленные документальные телефильмы об оборонных предприятиях и их продукции, наконец, личное присутствие вице-премьера в Интернете с готовностью отвечать на вопросы и делиться важными новостями - всё это помогает ОПК развиваться и привлекать в отрасль новые кадры.
Хочется
спросить: а где же СМИ? Где очередь из желающих взять интервью,
разобраться в цифрах, восхититься сделанным, рассказать о достижениях
российских оборонщиков?
Большое спасибо Дмитрию Рогозину за содержательный и объёмный отчёт, опубликованный в Facebook, но разве не место этому документу в федеральных интернет-изданиях? Нас пытаются душить ограничениями и санкциями (например, не пускают в Фарнборо), нас подводят те, кто, вроде, казались соратниками (вслед за Дмитрием Рогозиным, пожалуй, тоже воздержимся от оценки действий Альфа-банка, испугавшегося санкций и отказавшегося работать с оборонными предприятиями), а мы - растём, развиваемся, создаём новые технологии, спускаем на воду корабли и поднимаем в небо самолёты... Чем не инфоповод, коллеги?
Фото: пресс-служба президента России, пресс-служба коллегии ВПК РФ, пресс-служба ЦЭРС.
Источник: ЦЭРС ИНЭС