itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

«Кино тесно связано с поэзией...»

0
236
Время на чтение 5 минут
В сентябре в духовно-просветительском центре Свято-Троицкого кафедрального собора Саратова состоялась премьера документального фильма «Надежда на спасение», повествующего о жизни протоиерея Геннадия Махровского. Этот священник - один из самых уважаемых пастырей и проповедников дореволюционного Саратова - был расстрелян в рамках осуществления политики «красного террора» в 1919 году. Показ киноленты был приурочен к празднованию Собора Саратовских святых.

С режиссером фильма, петербургским кинодокументалистом Максимом Якубсоном, побеседовала наш корреспондент Екатерина Иванова.

- Максим Феликсович, расскажите, как рождался замысел этого фильма?

- Мы старались приблизиться к той эпохе и к личности отца Геннадия. Это было непросто осуществить. Сохранилось не так уж много документальных свидетельств о том времени. Кроме того, от новомучеников и исповедников нас отделяет в историческом плане очень многое. Они смотрели на мир другими глазами. Сейчас у нас восстанавливаются храмы, мы стараемся вернуться в Церковь, но слишком многое изменилось в нас после многих лет советского безбожия на глубинном уровне.

- То есть Вы видели свою творческую задачу в том, чтобы дать возможность современному зрителю как можно ярче ощутить ту эпоху?

- Скорее в том, чтобы побудить зрителя задуматься: ведь на самом деле христианин в любое время стоит перед лицом испытаний, перед выбором: ты за Христа или против? Возможности кино позволяют напомнить об этой истине, показать явление в концентрированном виде. Хочется верить, что наш фильм поможет кому-то измениться, приблизиться к покаянию - к перемене ума. Как человек, который всю жизнь занимается кино, я понимаю, что кинематограф может этому способствовать.

Судьба отца Геннадия Махровского стала центром нашего повествования. Композиция фильма выстроена таким образом, что личность отца Геннадия приближается к нам постепенно, его голос звучит как бы всё более отчетливо. И в конце концов оказывается, что его опыт актуален для нас и сегодня. Соединяя всё, что удалось о нем собрать, мы постарались воссоздать портрет священника-подвижника той эпохи: человека, который глубоко переживает трагические изломы своего времени, но эти переживания не упраздняют в нем созидательной энергии - он отдает себя своей пастве, ученикам в семинарии.

- Какие моменты было сложнее всего объяснить современному зрителю?

- То, что связано с образом и ритмом тогдашней жизни. Человек той эпохи проводил жизнь в простых повседневных хлопотах, в естественном ритме, который задавался годовым циклом хозяйственных работ, церковным календарем. Мы живем в гораздо более рваном и сложном ритме, на нас воздействуют потоки информации, мы гораздо больше путешествуем. Время дробит в нас целостность, и нам приходится приспосабливаться. А тогда люди жили во внутреннем плане намного более собранно. Конечно, им тоже были знакомы страсть и грех, но они были гораздо сильнее нас в духовном плане.

- Что-то было для Вас неожиданным в процессе работы?

- Пожалуй, то, что в начале съемок я всё же ощущал образ отца Геннадия как некую собирательную абстракцию - образ хорошего священника того времени. А к концу съемочного процесса я стал чувствовать его как реальную личность, голос которой я могу услышать, с которой можно сквозь время вступить в душевный контакт. Я не мог определенно предполагать, что это произойдет, но, слава Богу, это случилось. И это еще раз доказывает, что искусство - и, в частности, кино­искусство - дает нам возможность почувствовать отблеск жизни вечной, прикоснуться к ней через те свидетельства об ушедшем в мир иной человеке, которые дошли до нас.

А еще в процессе съемок я неожиданно понял, насколько те вопросы, которые стояли перед Церковью до революции, актуальны для нас. Мы вновь возвращаемся к тем отношениям и тем проблемам, и дай Бог, чтобы нас не ждали такие же страшные испытания.

- Ваш фильм рассчитан только на верующую аудиторию или Вы считаете, что и зрители, далекие от религии, могут там что-то почерпнуть?

- Мне бы очень хотелось, чтобы фильм посмотрели разные зрители, потому что все мы - и верующие, и неверующие - предстанем перед судом Божиим в свой смертный час. Все мы рано или поздно столкнемся с последними и главными вопросами в своей жизни.

- Вы сказали о схожести многих проблем, вопросов, отношений нашего времени с предреволюционными. Как Вам кажется, какие условия должны быть соблюдены, чтобы в нашем обществе не возобладали те, кто подобен большевикам? И где для нас опасность этого уподобления? Не в привычном ли чуть ли не для каждого бытовом бунте против начальства?

- Это сложный вопрос. Единого рецепта, как избежать вируса большевизма, нет. С одной стороны, мы живем в мире, в котором необходим порядок, основанный на согласованности. Никакой социальный институт не может существовать без послушания и без нормального взаимодействия между иерархическими уровнями. Но с другой стороны, нужно понимать, что нам заповедано различать добро и зло через рассуждение. Слепое подчинение власти может привести к не меньшим бедствиям, чем бунт.

- У нас очень развита эстетика советского кино, которая транслирует созданную советской властью картину мира. Для того чтобы донести правду о том времени, которая кардинально отличается от образов советской пропаганды, нужно создать иную эстетику?

- Есть язык искусства, и он не зависит от идеи. Для языка искусства убеждения, которые исповедуют герои того или иного фильма, - это всего лишь объект, с которым предстоит работать. На опыт кинематографа советского времени можно опираться в художественном смысле так же, как можно опираться при строительстве храмов на опыт античных, то есть языческих, архитекторов.

- Кроме документалистики Вы снимаете анимационное кино, пишете стихи, работаете как литературный критик... Как связаны между собой эти сферы?

- Кино на самом деле тесно связано с поэзией. Оно точно так же не может быть создано без элементов обобщения, без использования образов, без движения к притче. А именно документальное кино лично мне интересно тем, что оно состоит из простых фактов, из вполне бытовых фрагментов повседневности, но через камеру мы можем это повседневное сопоставить с вечным. Документалистика свободнее, чем игровое кино. Игровые фильмы строятся на вымысле, и поэтому их содержание в большей мере зависит от страстей. А документальное кино создается как бы помимо людей. Документалист должен показать то, что приходит к нему извне, постараться увидеть в тех обстоятельствах, которые уже даны, волю Божию, а не навязать зрителю свое видение реальности.

- Над чем Вы сейчас работаете?

- Мы сейчас закончили работу над фильмом, который посвящен Святой Горе Афон, - «Фомады». Это братство насельников келии святого апостола Фомы. Премьера состоится на фестивале «Покров» в Киеве. Кроме того, мы заканчиваем работу над фильмом «Дом на воле», который рассказывает о доме, в котором живут люди с тяжелой инвалидностью. Это очень важная для меня тема. В советское время люди с тяжелыми нарушениями развития - те самые, которых некогда называли убогими, блаженными, - были скрыты от общества, помещались в интернаты, как в гетто, где не получали никакой возможности развиваться. Во многих странах от практики интернатов давно отказались, там существуют небольшие общины, где эти люди могли бы жить. Мы рассказали о таком проекте в России; он реализуется при храме святых Царственных страстотерпцев в поселке Раздолье под Петербургом.

Еще мы работаем над мультипликационным циклом, одна из последних работ которого называется «Возвращение Саввы». Это история о подростках, об отношениях детей и родителей и об участии святых в нашей жизни.

- Где можно познакомиться с Вашими фильмами?

- В ближайшее время фильм «Надежда на спасение» будет показан на канале «Спас». Мультипликационная картина «Возвращение Саввы» будет показана на фестивалях «Радонеж» и «Лучезарный ангел». А со временем они, как и все остальные мои работы, появятся в Интернете в свободном доступе.

Екатерина Иванова

Православие и современность
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
«Зеленский начинает проговариваться»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 13:34
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
29.03.2024 13:06
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 12:15
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.03.2024 11:52
Альенде vs Пиночет
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:49
На месте «Крокуса» должен быть православный храм!
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:37
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
29.03.2024 11:31