Просто запах земли отогретой...

Новости Москвы 
0
446
Время на чтение 11 минут

Так случилось, что от первого моего заочного знакомства с Галиной Яковлевной  Юдиной до очной встречи прошло почти полгода. Эти мои полгода очень много всякого вместили, конечно, но забыть о небольшой подборке стихов, присланной мне человеком, который и сам-то с ними встретился случайно, я не могла.

И вот я поднимаюсь по лестнице дома, что недалеко от Павелецкой площади в Москве, а в доме темно - свет отключили из-за ремонта в подъезде. В сумраке кухни - окно еще способно дать немного закатного света - Галина Яковлевна почти на ощупь готовит для меня чай и бутерброды. Едва различая черты ее лица, я вслушиваюсь в голос, который слышала уже, конечно, по телефону. Учительский голос - твердый, спокойный, привыкший к кратким и четким формулировкам... но при этом, что интересно, совсем без назидательности, без диктата, без давления на собеседника. Я начинаю понимать, за что так любят Галину Яковлевну ее ученики; почему она и сегодня нужна тем, кто окончил школу или же Суворовское училище 25-30 лет назад.

Моя собеседница родилась в Москве за пять месяцев до начала войны. Ей было два года, когда семья вернулась в столицу из эвакуации. Послевоенное детство в коммуналке, плюшевые скатерти, этажерки и ширмочки в комнатах, тогдашние дворы с бельевыми веревками, кустами сирени и самодельными футбольными воротами, голоса патефонов, упругие бублики с маком за шесть копеек... Москва сороковых и пятидесятых, неприхотливая, неунывающая, приходящая в себя после войны. Она в стихах Галины Юдиной - как живая...

 

Послевоенная МоскваТёмно-серые булыжники Кузнецкого,

Парфюмерия под буквами ТЭЖЭ.

Моё детство поствоенное советское

В доме двадцать на последнем этаже.

Был он пятым со двора и третьим с улицы.

Коридор наш изгибался, как змея.

Пахло там дешёвой рыбой, реже - курицей,

Если в праздник собиралась вся семья.

 

<...>

Мы бродили коридорами-аллеями,

Мы играли там и в прятки, и в войну.

Грели руки над большими батареями,

Пели песни про любимую страну...

 

Галина Яковлевна ЮдинаПедагогика, преподавание русской литературы - это выбор юности. Родные не хотели, чтобы Галя шла в педагогический: тяжелый труд, кипы тетрадей, бессонные ночи... Уговорили - пошла в библиотечный, но на вечернее отделение. И сразу стала работать в библиотеке - не обычной городской, а школьной, и общаться с детьми. Причем не только с отличниками и, как тогда говорили, хорошистами. Ее вообще всегда привлекали дети трудные - именно с ними ей было интересно:

- У нас там район такой был - злачный, масса каких-то бараков и очень много неблагополучных семей. И все дети из этих семей были мои. Даже когда их выгоняли с уроков, они приходили ко мне в библиотеку. Мы с ними беседовали, и они пробовали что-то читать. Звали они меня просто Галей, потому что я немногим старше их была: «Галь, а где та книжка, что вот здесь стояла?». Мы очень много хорошего делали там, в этой школе, с молодыми учителями: устраивали литературные вечера, читали стихи только что появившихся тогда поэтов, это же были шестидесятые годы, «оттепель»... Я знала и сейчас знаю множество стихов наизусть, такая у меня особенность: даже если хочу что-то забыть, не могу. Тогда, в молодости, очень любила раннего Маяковского - «Флейта-позвоночник», «Облако в штанах» - и не расставалась с его книжкой даже в длинной очереди в душ - в Сандуновских банях, на лестнице. Но всего этого мне было мало. И я, окончив уже библиотечный, пошла в педагогический - тоже на заочное отделение. А работать стала старшей пионервожатой...

Однажды в школе, где работала Галина, появился новый учитель труда - Алексей Алексеевич Юдин. Как ни странно это звучит, он пришел в школьную мастерскую прямо из театра.

Вот что рассказала мне Галина Яковлевна о своем, как вы уже догадались, избраннике:

- У него от природы были золотые руки и технический склад ума - делать он умел всё. Еще учась в техникуме, увлекся театром, играл в драмкружке, потом поступил в театральное училище при Малом театре, в класс Веры Пашенной. К Вере Николаевне он относился всю жизнь очень трепетно, а она, в свою очередь, любила и всегда защищала его: они же там, в Театральном, хулиганили, что только не творили...

Галина Яковлевна хранит фотографию Веры Пашенной с дарственной надписью ученику. После училища Алексей Юдин играл в Тульском драмтеатре, потом - в Первом Московском областном. А потом, поняв, что первым среди актеров не станет, решил сменить профессию. А приняв такое решение, встретил Галину - вот так Бог подтверждает верность избранного человеком пути.

Москва 50-е годыСудьба свела Алексея и Галину Юдиных с Георгием Гасиловым - одним из самых ярких, творческих педагогов советского периода. Разновозрастные отряды по месту жительства ребят, участие школьников в производстве, целый школьный завод «Чайка», в цехах которого юный человек мог честно заработать первые в своей жизни деньги, - все это идеи Гасилова, и Юдины принимали во всем этом самое живое участие.

- Работать было чрезвычайно интересно, жизнь била ключом. Что мы только не придумывали с нашими ребятами! Школа не закрывалась до позднего вечера. Иногда мне приходилось в ней ночевать, потому что жила я очень далеко. Переночуешь в каком-нибудь классе на раскладушке, утром просыпаешься, приводишь себя в порядок и идешь на урок.

Потом у Юдиных родилась дочь, это был перерыв в бурной деятельности Галины Яковлевны. Далее «началась уже серьезная педагогическая деятельность - преподавание в старших классах».

По словам Галины Яковлевны, главное для нее было - построить урок как диалог, услышать то, что говорят ученики.

- Я говорила: «Дорогие дети! Учебник забросьте за пыльный шкаф - он вам не нужен. Вам нужны сами произведения, нужна я как педагог и наш с вами разговор». Я задавала вопрос: что вы думаете вот об этом эпизоде, почему этот герой так поступил? И все отвечали, весь класс, друг за другом, а я записывала самые интересные ответы.

Ну а потом Галина Яковлевна перешла работать в Суворовское училище и решительно поломала там военную дисциплину:

- Я должна была говорить так: «Суворовец Иванов!». Суворовец Иванов должен был вскочить, руки по швам: «Я!». «Отвечайте на вопрос!» И только после этого он отвечает... Конечно, этого не было: звала я учеников по именам, и отвечали они мне сидя. У нас возникал диалог, ребята начинали спорить друг с другом, это было упоение! Однажды ко мне на урок пришел начальник учебного отдела Корнилов. Это был интересный человек, своего рода самородок, он очень много читал. Тема была - особенности гуманизма Достоевского. Ребята спорят, каждый хочет высказать свое мнение... И вдруг этот начальник, как школьник, тянет руку и включается в наш разговор. И с той поры он уже не спрашивал, почему у меня на уроках нет военной дисциплины.

Бывшие суворовцы по сей день - первые друзья Галины Яковлевны, очень большая для нее поддержка. С кем-то из них она встречается регулярно, кто-то приезжает к ней внезапно, после многолетней разлуки. Есть среди ее учеников и те, кто отдал жизнь, выполняя приказ... Это именно суворовцы издали первый тоненький сборник стихов Галины Юдиной, предварив его собственной строфой: «Суворовцев суровые сердца / навек покорены любовью вашей, / от заблуждений души наши спасшей, / мы сохраним ей верность до конца».

Со своим супругом, Алексеем Алексеевичем, Галина Яковлевна была счастлива более чем полвека. Вот краткий рассказ о его - то есть об их общей - дальнейшей судьбе.

Уже упомянутый здесь Георгий Васильевич Гасилов пригласил Алексея Алексеевича работать на школьный завод «Чайка». Потом при «Чайке» был создан Дом техники с массой разных кружков. Алексей Алексеевич нашел для обучения детей прекрасных мастеров, устраивал выставки детского технического творчества, создал для ребят летний лагерь, а также хор под замечательным названием «Московские мальчишки» и духовой оркестр...

Как он воевал потом, когда все это начали разрушать! Потеряв все, что сделал в «Чайке» и Доме техники, Алексей Алексеевич ушел в систему профтехобразования и создал Дом техники уже там.

И опять выставки, опять удивительные люди, которых он привлекал к работе... Алексей объездил тогда всю страну: такие Дома техники были ведь не только в Москве, но и в Грузии, Армении, Прибалтике. А потом вместе с Советским Союзом это все рухнуло. И он пошел преподавать эстетику в училище при Трехгорке...

Выйдя, наконец, на пенсию, Алексей Алексеевич очень горевал о том, что было так трудно построить и так легко в одночасье развалить. В последние годы жизни он своими руками, без наемных рабочих, выстроил для семьи дачный домик. Ушел из жизни после тяжелой болезни в конце 2014 года.

- Обвенчались мы с ним за несколько месяцев до его смерти. А исповедаться и причаститься он впервые согласился перед первой операцией.

...И вот с этого момента в рассказе Галины Яковлевны, со смерти ее супруга, мы самым естественным образом переходим к теме обретенной ею веры. Она говорит, что ей встретились (как непосредственно, так и заочно) очень хорошие священники, они помогли принять, пережить страшную для нее утрату:

 

Ельчанинов Александр, священник

И наставник мой, хотя заочный -

Ведь он жил почти что век назад.

Говорил, что тем, кто жить остался,

Здесь, во временности бытия,

Нужно оторвать и боль, и чувства

От телесности того, кто умер,

И перешагнуть хотя бы мыслью

В мир, куда ушел он, в Вечность жизни.

Станет легче. Я не раз пыталась,

Но пока не может получиться.

 

Но это было гораздо позже, годы спустя после того, как Галина переступила порог православного храма. Креститься она решила в 1993-м, в 52 года... И именно тогда, на первом ее шаге в Церковь, с нею произошла совершенно необыкновенная история.

- Естественно, я перед этим много думала, много читала, смотрела на верующих людей - на свою маму, пока она была жива, на маму мужа... Потом, уже приняв решение, долго выбирала храм и выбрала - церковь Рождества Богородицы в Старом Симонове. Этот храм стоит на месте Симонова монастыря, основанного в 1370 году преподобным Феодором, племянником Сергия Радонежского. Монастырь взорвали в 1926 году, а в уцелевшей церкви находился компрессорный цех завода «Динамо». В 1989 году храм вернули Церкви и начали восстанавливать. Показал мне эту церковь, кстати, Леша, потому что он работал там недалеко. И почему-то этот храм сразу очень мне понравился.

Я пришла в него, все узнала, а вечером, накануне крещения, перед тем как лечь спать, открыла Евангелие от Марка - как раз его тогда читала - и, ткнув пальцем в страницу наугад, прочитала о Крещении Иисуса в Иордане... После этого уже никаких колебаний не оставалось. Наутро я вошла в храм и сразу встретила там совершенно удивительного человека - иерея Владимира Сидорова. Причем священником он стал за считаные дни до нашей встречи - 10 января, а я пришла 26‑го. Ранее он был дьяконом, а еще раньше - старостой прихода, и очень много сил вложил в восстановление поруганного храма. Филолог по образованию, одаренный человек, писал стихи и песни - на собственные стихи, на стихи Рубцова и Есенина, обладал прекрасным баритоном...

И вот я вхожу, а он идет мне навстречу, такой высокий, красивый - серебристые седые волосы, а лицо молодое, ему ведь пятидесяти не было... «Откуда вы такая к нам?» - «Да вот, я креститься...» - «Ну пойдемте». Мы с ним разговаривали минут, наверное, тридцать, он меня обо всем расспросил, посоветовал, что читать... Потом крестил меня очень долго и очень самозабвенно. Потом сказал, что завтра нужно будет прийти причаститься, и предупредил при этом, что его самого, скорее всего, в храме не будет: «Мне нужно немного отдохнуть».

Назавтра я пришла и увидела, что служит все-таки он. И очень обрадовалась. Я готова была ему всю душу отдать, он был из тех людей, к которым хочется прильнуть... и никогда уже не отлипать. В моем представлении священник и должен быть именно таким.

И вот в день святой равноапостольной Нины - 27 января - я стою в очереди на свою первую исповедь и смотрю, как батюшка исповедует других, как он обнимает, осеняет собой каждого человека. Наконец, передо мною в очереди осталась только одна женщина. Она стала уже ему что-то говорить, но батюшка вдруг снял руку с ее плеча, полез в карман, достал платок, вытер лоб и сказал ей: «Подождите секундочку». И ушел в алтарь. Мы все стоим - ждем. И вдруг из алтаря раздается жуткий хрип. И звук падения чего-то тяжелого. Дьякон и кто-то еще вбежали в алтарь; кто-то сказал: «Молитесь». Мы все бухнулись на колени. Я-то и молиться толком не умела, но что могла, сказала Господу в ту минуту... Кто-то побежал звонить в санчасть завода «Динамо». Но было поздно. Из алтаря отца Владимира вынесли уже мертвым. Оказывается, с детства у него было больное сердце - врожденный порок. А тут такое напряжение - и эмоциональное (он за день до того сослужил Патриарху!), и физическое... Наверное, ему действительно необходимо было передохнуть. Но не вышло - два других священника заболели, и ему пришлось их заменить.

Если бы не произошло этого на моих глазах, у меня, может быть, и могла бы потом зародиться мысль: а правильно ли я сделала, что крестилась, а нужно ли было это делать? Но в эти минуты, когда я увидела только что крестившего меня священника мертвым, умершим в алтаре, мне как печать на сердце поставили и сказали: «Попробуй только с этой дороги свернуть».

На следующий день я снова пришла в храм, исповедалась, причастилась. Потом хоронили отца Владимира. Народу было!.. Настоятель храма, тоже отец Владимир Силовьев, сказал, что за считаные дни своего служения отец Владимир Сидоров успел даже крестить одну женщину. Эта женщина - я. Единственная, крещенная им.

И вот с этого началась моя жизнь в Церкви. И все, что я серьезного написала, написано после крещения.

 

* * *

А рядом кто-то плачет тоже -

Так тихо, тихо и светло...

Молю Тебя: «Помилуй, Боже!».

Всё остальное - отошло.

 

* * *

Пламя веры моей, что неровно горишь?

Как свеча на ветру - то трещишь, то чадишь.

То почти затухаешь, то вдруг полыхнёшь,

И по сердцу ударишь, и душу прожжёшь!

 

Я завидую тем, кто спокоен и тих,

Детской их простоте, светлой мудрости их.

А меня всё бросает то в жар, то в озноб,

И в холодном поту мой пылающий лоб.

 

Об одном лишь прошу, пламя веры моей,

Только не угасай, только не холодей.

Без тебя мне нельзя, без тебя - пустота,

И мертвеет душа, и немеют уста.

1995 год

 

* * *

А грех-то, друзья мои, материален.

Он - не отвлечённость, он страшно реален.

Я это теперь ощущаю вполне,

И как же, о Господи, тягостно мне.

 

Так, стало быть, надо пройти через это.

Ведь есть же тропинка - от сумрака к свету.

Ищу... Спотыкаюсь... На месте кружу...

Вот, кажется, близко. Но не нахожу.

20 августа 1995 года

 

* * *

Не хотят сгорать мои грехи.

Я восьмую спичку зажигаю.

Я со всех сторон их поджигаю.

Не хотят сгорать мои грехи.

 

А не так уж и велик листок,

На котором я их записала,

Да и строчек на листочке мало,

А огонь осилить их не смог...

 

Я, конечно, своего добьюсь:

Всё сожгу и пепел осторожно

Соберу. А всё-таки тревожно.

За себя боюсь, себя стыжусь.

 

* * *

Днём прилегла на четверть часа́,

А за стеной слышны голоса:

Внуки, и дочка, и муж с сестрой!

Какое счастье! Какой покой!

Вместе, здоровы, любим, живём!

Ангел Христов! Не оставь наш дом!

 

* * *

Я подумала: без чего

Будет мне труднее всего,

Если только предположить,

Что на Родине мне не жить?..

 

Без родимого языка

Будет доля моя горька.

Без моих немногих друзей,

Без Рождественки и Филей.

 

И без бывших учеников

Разных выпусков и годов,

С кем я связана до сих пор

Всем невзгодам наперекор.

 

Без лесов, что стеной стоят,

Без осенних чистых опят,

Без застолий, что с холодцом,

С хрустким, крепеньким огурцом.

 

Без зимы, какой-никакой,

Пусть хоть слякотной, городской...

А без храма без моего

Будет мне тошнее всего.

 

То есть проще предположить,

Что без Родины мне не жить.

 

* * *

Просто запах земли отогретой...

Отчего же так сердце сжалось?

И вопрос, что всегда без ответа:

Мне на грешной планете этой

Сколько вёсен встретить осталось?

2005-2006 год

 

* * *

Внимать полёту жёлтого листа

И чувствовать, как замирает сердце,

А синь небесная бездонна и чиста,

Как будто в вечность приоткрыта дверца.

23 октября 2008 года

Журнал «Православие и современность» №42

Беседовала Марина Бирюкова

Православие и современность
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Марина Бирюкова
Все статьи Марина Бирюкова
Новости Москвы
«Мы не тщеславимся этими цифрами, но и замалчивать их не надо»
В общемосковском крестном ходе приняли участие не менее четырёхсот тысяч человек
12.09.2025
Любовью и единением спасёмся…
Заметки крестоходца о московском крестном ходе
12.09.2025
Очередное убийство русского парня
Когда же наступит конец миграционному беспределу?!
27.08.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
«Нечистая сила» от Кончаловского
Новый комментарий от Анатолий Степанов
15.10.2025 17:55
Осторожно: безродный патриотизм!
Новый комментарий от Наблюдатель
15.10.2025 13:50
География для Трампа
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.10.2025 12:14
А нужна ли России «трампистская революция»?
Новый комментарий от Владимир Петрович
15.10.2025 12:01
День Покрова Божией Матери
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.10.2025 10:51
Стервятники над Палестиной и почему молчит Россия
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.10.2025 10:48
«Червь приполз в Россию и точит её, как яблоко»
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.10.2025 09:04